Профессор Гарник Асатрян: «Азербайджан рискует стать местом „паломничества“ джихадистов всех мастей»

Профессор Гарник Асатрян: «Азербайджан рискует стать местом „паломничества“ джихадистов всех мастей»

Директор Института востоковедения Российско-Армянского университета профессор Гарник Асатрян поделился своим видением изменений в южнокавказском регионе после войны в Карабахе и появления на его территории религиозных экстремистов из Сирии. Интервью вышло на страницах газеты «Голос Армении». Армянский музей Москвы публикует интервью с незначительными правками.

Скриншот: YouTube

Скриншот: YouTube

Недавно появилась информация о том, что бывший президент Талыш-Муганской республики Алакрам Гумбатов тайно приглашен в Иран. Что за этим стоит? Насколько мы помним, он никогда не отличался особым иранофильством… Очевидно, что иранцы намерены как-то активизировать талышский фактор в Азербайджане…

— Может ли Алакрам Гумбатов стать консолидирующей фигурой для талышей?

— Нет, конечно. Сейчас он позиционирует себя как ярый азербайджанский патриот и даже азербайджанскую агрессию против Арцаха объявил «отечественной войной» в том числе талышского народа. Думаю, эта личность совершенно нерелевантна в контексте талышской освободительной борьбы. Зная характер Гумбатова, скажу, что он — человек непостоянный и не привержен какой-то конкретной идее. Скорее всего, при определенной иранской подпитке он может «переквалифицироваться» и в иранофила — почему нет? Вопрос в другом — насколько он эффективен в данной ипостаси, ведь по-настоящему объединить талышей был способен только один лидер — Фахраддин Абосзода, которого 9 ноября сего года убили в бакинской тюрьме. Гумбатов же сейчас даже ударился в пантюкризм.

— В любом случае интересно, почему иранцы заинтересовались талышским фактором в Азербайджане? Что за этим стоит?

— Дело, конечно, в поражении Арцаха и утрате республикой границы с Ираном. Сейчас граница, некогда контролируемая Арцахом, находится под контролем Азербайджана, а поскольку на этих территориях никто не живет, они будут заселены протурецкими сирийскими джихадистами, воевавшими на стороне Баку, и их семьями. План такой есть, как бы Азербайджан и его союзник и покровитель Турция ни отрицали даже само наличие протурецких сирийских, да и не только сирийских «бармалеев» в своем боевом арсенале. Россия, разместив миротворческий контингент в регионе, сможет отчасти отслеживать ситуацию, но полностью контролировать ее будет трудно. Значительной частью планируемых переселенцев являются протурецкие туркоманы, говорящие на огузском диалекте (не путать их с туркменами Туркменистана) и особо не отличающиеся от сельского населения Азербайджана ни антропологически, ни по языку. Такого рода «колонизация» создаст, по замыслу Турции, настоящий бастион, оплот пантюркизма вдоль иранской границы.

Расселение сирийских «гостей» в Азербайджане не ограничится приграничными территориями – полоса заселения протянется дальше, на талышские земли, в Астаринский район, в ту часть Талышистана, где расположены около двух десятков деревень талышей-суннитов. Это — своеобразный религиозный анклав, имеющий свои определенные специфические черты, отличающие местных жителей от талышей–шиитов, живущих севернее. Причем, несмотря на определенные достижения покойного Фахраддина Абосзода в русле консолидации талышского народа и сглаживании суннитско-шиитских противоречий между талышами, следует помнить, что в религиозной среде — а талыши относятся именно к религиозному сегменту в Азербайджане — конфессиональный маркер чаще всего является основополагающим. Именно поэтому упомянутых талышей-суннитов, особенно подвергавшихся в Азербайджане ассимиляции длительное время, можно склонить к лояльности к туркам.

Отношение талышей-шииитов к талышам-суннитам также довольно настороженное. Это особенно касается сельского населения с низким образовательным уровнем. Помню как-то за границей мне довелось записывать талышские тексты у талыша-шиита, эмигранта из Азербайджана, простого провинциального парня, не особо образованного, но при этом знатока фольклора — он поделился со мной множеством легенд, сказок. В ходе беседы я спросил его между делом, как он и его единоверцы относятся к талышам-суннитам. Мужчина ответил: «Вы знаете, профессор, я скажу вам честно. Да, они говорят на нашем языке, они наши соплеменники, но мы не можем забыть ужасающее злодеяние, которое сунниты совершили по отношению к нам». Я был несколько обескуражен, спросил: «И какое же это злодеяние?». Он ответил: «Разве вы не знаете? Абу Бакр ударил ногой в живот беременную Фатиму — дочь Пророка Мухаммада и жену Имама Али!». Мои замечания о том, что это давняя история касается арабов и никоим образом не связана с его соплеменниками-талышами, пусть и суннитами, не возымели никакого действия. Он настаивал на своем.

Как бы то ни было, суннитская солидарность талышей в Астаринском районе Азербайджана сохраняется до сих пор. Так вот, именно эта полоса и будет продолжать протурецкий суннитский пояс, наполненный приезжими турецкими прокси на границе с Ираном. Возможно, именно на этом фоне иранцы пытаются задействовать талышский фактор.

— На днях представитель МИД РФ Мария Захарова объявила, что все стороны должны постараться, чтобы сирийские боевики исчезли из региона Южного Кавказа. Полагаю, скрывать их наличие в Азербайджане от России будет очень сложно…

— Безусловно, но эта территория не подконтрольна России, и Россия здесь, увы, не всесильна. По укладу жизни деревенское население Азербайджана, как я отмечал выше, ничем не отличается от туркоманов Сирии. И хотя туркоманы, в отличие от азербайджанцев, антропологически имеют чуть заметные монголоидные черты — это не бросается в глаза, язык у них похож на азербайджанский, русского не знают ни те, ни другие… Уже сейчас встречается информация о том, что боевики ввозят в регион свои семьи. И даже если удастся под нажимом России вывести из Арцаха и талышских районов Азербайджана это отребье, оно так или иначе уже проложило туда путь, знает дорогу. Им ничего не стоит добраться на автобусах из Турции через Иран, вдоль границы, прямиком в Астару, тем более — при покровительстве азербайджанских властей. Я уж не говорю, что может произойти, если, не дай Бог, будет реализована программа коридора через Мегри — тогда их путь еще более сократится. Проезжающих по этому коридору ведь никто не будет контролировать — ни власти Армении, ни российская ФСБ, ни кто-либо еще. Ничто не помешает переселить туркоманов к иранской границе. Туда отправится и лояльное Анкаре курдское население, которое часто называют джаашами, — это местная милиция, воюющая против ПКК. Фахраддин Абосзода много писал об этом — в частности о переселении и натурализации этих курдов в Нахичевани. Он называл очень серьезную цифру, проверить которые пока не представляется возможным, то тренд был обозначен абсолютно правильно. Я не исключаю, что таких джаашев в анклаве — несколько тысяч человек. Параллельно пробудятся спящие салафитские ячейки в самом Азербайджане, о которых также писал Фахраддин. А вообще Азербайджан рискует стать местом «паломничества» джихадистов всех мастей — не только из Сирии, но и из Афганистана, Пакистана и т.д.

— Стало быть, суннитское пополнение в Азербайджане будет смыкаться с суннитским населением севера республики – лезгинами, аварцами и т.д.?

— Не думаю. Конечно, нельзя исключать полностью наличие экстремистского элемента среди лезгин и аварцев, тем более с учетом того, что над ними серьезно работают турки. Но и лезгины, и аварцы являются носителями традиционного суннизма, во многом враждебного крайним проявлениям данного направления, и, к тому же, как показала война в Арцахе, имеют несравненно более высокий уровень национального самосознания, чем талыши, чье движение подкосила нейтрализация лидера. У лезгин и аварцев нет подходящей среды для интеграции салафитских элементов из Сирии. Заметна и антитурецкая составляющая в менталитете этих народов – они осознают опасность проникновения Турции в регион. Но в целом, очевидно, что суннизм и, в частности, салафизм, постепенно станут неотъемлемой частью религиозного ландшафта Азербайджана, ибо по идее планировщиков из Турции, главный барьер для полного «освоения» Азербайджана — это шиизм, который при грубом нажиме может пережить даже некий ренессанс. Поэтому турки действуют очень осторожно и умело, а в том, что все и в дальнейшем будет координироваться из Турции, сомнений нет.

— Как Вы считаете, так называемый джихадистский контингент, сформированный в Азербайджане, осядет там или будет распространяться по другим регионам?

— Разумеется, в планах Турции — не только суннизация самого Азербайджана, но и использование всего этого потенциала для обострения ситуации на Северном Кавказе и в России в целом. В их планах – дойти до Китая, инициируя нужные им процессы в Центральной Азии. Азербайджан — идеальный плацдарм для этих далеко идущих планов Турции, и именно поэтому он смог рассчитывать на полную поддержку в войне со стороны Турции.

Еще один интересный элемент отмечу. Для проникших в Азербайджан орд джихадистов эта страна видится очень привлекательной с точки зрения доступа к женщинам. Мы же видим, какой драмой обернулся для женщин по всему Ближнему Востоку игиловский беспредел. Сами азербайджанцы еще не раз пожалеют, что запустили данный механизм. Уже сейчас в регионах дислокации боевиков в Азербайджане встают проблемы, связанные с ростом терроризма, религиозного экстремизма да и просто бандитского беспредела по отношению к местному населению, которых боевики считают «рафидитскими вероотступниками».

Очевидно, что Россия озабочена наличием протурецких боевиков на своих южных границах, но найдутся ли у нее рычаги добиться их полного выдворения из региона? Иранцы, в свою очередь, тоже крайне обеспокоены ситуацией, но и они не в состоянии контролировать ситуацию севернее Аракса. Боевики же могут натурализоваться в Азербайджане, а затем проникать и в Иран. Иран вообще встал перед принципиально новой реальностью, крайне опасной для его государственности. Я уже не говорю о все более осязаемом присутствии Израиля у его границ – техническом, информационном, оперативном. Усилия Израиля приблизиться к иранским рубежам, используя в качестве плацдарма Азербайджан, фактически, увенчались успехом на фоне перипетий американо-иранских и ирано-израильских политических развитий. Ирану грозит серьезная опасность — война в Арцахе это красноречиво продемонстрировала…

— Исламская республика Иран в ходе прошедшей войны еще раз подтвердила свою приверженность принципу целостности Азербайджана. В частности, лидер Исламской революции Хаменеи выразил удовлетворение по поводу того, что «Дар уль-ислам» («земля ислама») вернула территории.

— Что ж, формально «Дар уль-ислам» действительно расширился за счет земель Арцаха. Но, фактически, собственно для Ирана эта территория превратилась в «Дар уль-харб» — «территорию войны», а если быть более точным — в «Дар уль-Туран», т.е. в земли Турана. Территорией мира приграничная полоса была для Ирана именно тогда, когда ее контролировал армянский воин. В какие бы формулировки не облекал ситуацию руководствующийся догматами раннего ислама лидер Ирана, именно сейчас для его страны наступают по-настоящему сложные времена, прежде всего — в плане сохранения территориальной целостности страны. Турецко-азербайджанская агентура теперь будет действовать еще более дерзко, работая с населением тюркоязычных ареалов (в Иране проживают порядка 6 млн. тюркофонов), проплачивая сепаратистскую деятельность антииранских ячеек и т.д. Иран достаточно долго успешно держал эти процессы под контролем. С данного момента, на фоне эйфории «победы Турана», которая активно пропагандируется бакинскими и турецкими медиа, работать иранским спецслужбам будет все сложнее и сложнее. Дай Бог, чтобы он мог справиться с данным вызовом, который и для нас – важный фактор безопасности. Я очень надеюсь, что Тегеран сможет выработать правильный модус борьбы за свою целостность и суверенитет.

Источник: Голос Армении

Обложка © Sputnik / Aram Nersesyan

Профессор Гарник Асатрян: «Азербайджан рискует стать местом „паломничества“ джихадистов всех мастей»