Жизнь Фрунзика Мкртчяна — крупным планом и издали
В родном городе Фрунзика Мкртчяна напротив драматического театра установлен памятник, ставший своего рода отражением его жизни и игры. Любимый актер сидит на стуле. Рядом висят две маски — маска комическая и маска трагедийная: радость и грусть, неотступно соседствующие друг с другом. Он ссутулился, словно под тяжестью своей грусти, руки зажаты между коленями — будто пытается отгородиться от мира, боль которого он также остро чувствовал.
«Жизнь крупным планом — трагедия, но она издали кажется комедией»: памятник в Гюмри стал не просто отражением жизни Фрунзика Мкртчяна, но, кажется, и этих слов другого великого комика — Чарли Чаплина, которого Фрунзик очень любил. Еще маленьким мальчиком он засиживался в кинотеатре, стараясь не пропустить ни одного фильма с Бродягой Чарли, за комичностью которого скрывается глубокий смысл.
Фото 1: hayazg.info. Фото 2: film.ru
Фрунзик как-то говорил: «Чаплин для меня, как Бах в музыке — учитель человечества. Подобно тому, как жизнь кишит сюрпризами, так и Чаплин не переставал меня удивлять. Однажды московское телевидение снимало обо мне документальный фильм. Начинался он кадрами, где маленький мальчик смотрит в кинотеатре фильм с Чаплином и загорается желанием сыграть в кино. Это была чистая правда. Я стал комиком, потому что мечтал об этом с детства».
И его мечта сбылась. Он — всенародно любимый актер. Комик с талантом драматического актера, что особенно проявилось на театральной сцене. «Чтобы понять всю силу его таланта, нужно смотреть не только его работы в кино, где в основном он играл комедийные роли, но и в театре. Для меня он — лучший исполнитель Сирано де Бержерака», — говорил Георгий Данелия о Фрунзике.
Фрунзик Мкртчян был человеком с большим и добрым сердцем, стремящимся помочь людям. Он был счастлив, видя в глазах окружающих радость. «Когда ему будет приятно, я буду чувствовать, что мне тоже приятно», — делится герой Фрунзика Рубик Хачикян.
В документальном фильме «Фрунзик Мкртчян. Человек с гордым профилем» актер Азат Гаспарян рассказывает: «Лично для себя он никогда ничего не просил. Он просил, запомните это, всегда для окружающих, всегда для страны, всегда для граждан, соседей, друзей. Для себя не просил ничего».
В этом же фильме мы узнаем об одном случае, приключившемся с Фрунзиком в Индии во время съемок картины «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников» и раскрывающем всю глубину его сердца. Рассказывает искусствовед и кинокритик Кора Церетели: «Там его потряс на улице мальчик-рикша. Крошечный мальчик, тощий, тщедушный, который, так сказать, впрягся в эту самую коляску, и предложил ему [Фрунзику] сесть. Когда он сидел в этой коляске, он просто измучился от того, что этот мальчик его на своих худых плечах тащит. И он его попросил, давай, говорит, ты уступи мне это место».
Мальчик отказывался. Но Фрунзик все же сам «впрягся» в коляску. Он возил мальчика по городу и заставлял его кричать свое имя: «Меня зовут Пакраш!», «Меня зовут Пакраш!». А целью Фрунзика было утверждение этого маленького мальчика как личности… утверждение, что он не винтик в механизме огромного мира, а Человек.
Фото обложки: frunzik.com