От Константинополя до Каира. Студия Паскаля Себа

От Константинополя до Каира. Студия Паскаля Себа

Фотографические салоны стали повсеместно открываться почти сразу после появления дагеротипии — первого технически разработанного и получившего распространение способа фотографии. Возможность заниматься фотографией поначалу была только у тех, кто обладал определёнными знаниями. Первые фотографы — это не художники, а химики и фармацевты.

 

Фотоаппарат с объективом конструкции Шевалье, выпускавшийся компанией Susse Frères для дагеротипии с 1839 года. Источник: wiki.org

 

Ранняя фотография воспринимается как ремесло. Об этом свидетельствуют скептические высказывания деятелей XIX века, включая Шарля Бодлера и Марселя Пруста. Первые фотографы стремились к интерпретации натуры через призму своего видения, играли со светом, декором и ретушью. В 1855 году даже возник спор вокруг ретуширования снимков, к которому прибегали в салонах. Например, фотограф Дюрье считал, что вмешательство человеческой руки уничтожает фотографическое искусство.

Портрет мужчины, 1840-е. Источник: livejournal.com

Невеста, 1840-е. Источник: livejournal.com

Люциус Алонсо Хайн, 1840-е. Источник: livejournal.com

Историк фотографии Джон Бёрджер в своём эссе пишет: «В пылу увлечения фотографией как новым выразительным средством все приверженцы реализма в ХIХ веке не забывали отметить её важную особенность, заключающуюся в том, что фотографу приходится так или иначе копировать находящееся перед объективом, что он лишён творческой свободы и не может, пренебрегая реальными формами и пространственными взаимосвязями, показать мир таким, каким он видит его в своём воображении. <…> Взгляды реалистов встретили резкий отпор не только в кругу художников, но и среди самих фотографов. Искусство, утверждали они, не сводится к живописному или фотографическому повторению действительности, искусство — это нечто большее, оно требует художественной интерпретации данного материала».

 

Дагеротипный салон Бейди. 1853 год. Источник: photochronograph.ru

 

Теоретик Зигфрид Кракауэр утверждает, что фотограф противоположен «любящему слепцу» и не подобен зеркалу. Даже на самом раннем этапе появления фотографии мастера не копировали натуру, а преобразовывали её, перенося тр  ёхмерное явление на плоскость, где нет связи с окружающим.

Эти уточнения важны для понимания, что даже в истории зарождения фотографического искусства мы говорим об интерпретации, а не о копировании реальности. То, какой мы видим натуру, это результат не отражения реальности через зеркало, а интерпретирование образа через взгляд того, кто снимал.

Египтянка с ребёнком. Студия Жана Паскаля Себа, 1878 год. Источник: artsandculture.google.com

Нубийская женщина. Студия Жана Паскаля Себа. Источник: alamy.com

Первые фотосалоны в Османской империи принадлежали преимущественно армянам и грекам. Они также открывали студии в Египте, Сирии, Иране, Индии и даже Сингапуре.

 

Персидская женщина. Антон Севрюгин, 1890-е. Источник: evnreport.com

 

Исследовать истории армянской фотографии Виген Галстян пишет: «Появление первых принадлежащих армянам фотостудий в Константинополе и Тифлисе в самом конце 1850-х годов также произвело воздействие на связанные традициями социальные обычаи армянских общин. Быстро осознав коммерческий и культурный потенциал этого средства, армянские предприниматели и интеллектуалы адаптировали его с такой скоростью и энтузиазмом, что фотография превратилась в нечто вроде „армянского“ ремесла на всём Ближнем Востоке. Но для первых армянских фотографов и их моделей эта технология была гораздо большим, чем просто удобным способом увековечить свою жизнь. Она также, что немаловажно, была кратчайшей дорогой к современности и мощным символом культурной эмансипации».

 

Дервиш. Студия Жана Паскаля Себа. Источник: wiki.org

 

Студия Паскаля Себа El Charck открылась в 1857 году, когда в Европе и Российской империи распространялась мода на фотостудии. Уже к концу 1840-х в одной Франции их насчитывалось более сотни. Армяне, освоившие искусство фотографии в других странах, свои знания использовали там, где жили. С одной стороны, фотокарточки пользовались большим спросом у женщин и мужчин, желающих иметь снимок на память, а также они поощрялись властями как инструмент документации происходящего (благодаря этому сохранились кадры памятников, которые не дошли до наших дней). С другой стороны, фотография отвечала интересу европейской публики к образам Востока.

Желание изучить Ближний Восток существовало с самого начала истории фотографии. В своём публичном заявлении в августе 1839 года в Париже об изобретении Луи Дагером дагеротипа французский учёный и политик Франсуа Араго описал потенциал фотографии: «Как археология выиграет от этого нового процесса! Потребовалось бы двадцать лет и легионы чертёжников, чтобы скопировать миллионы и миллионы иероглифов, покрывающих только внешнюю часть великих памятников Фив, Мемфиса, Карнака и т. д. Один человек может выполнить эту же колоссальную задачу с помощью дагеротипа».

 

Женщины в турецких костюмах. Источник: wiki.org

 

Доступность фотографии сопровождалась интересом к ориентализму. Ориенталистская фотография изображает Восток как экзотический и таинственный. Такая фотография перерабатывает знакомые стереотипы, которые заведомо соответствовали представлениям европейцев о чужой культуре. Для ориентальных клише были характерны, например, эротизированные сцены жизни гарема и пейзажные композиции, призванные напомнить зрителю библейские сюжеты или укрепить стереотипы о неразвитом обществе. В этом контексте студия Паскаля Себа отличалась иным подходом. Студия Себа стремилась изобразить моделей не только через устоявшиеся образы, которые тогда активно выпускали другие студии.

 

Восхождение на пирамиду Хеопса. Паскаль Себа, 1893 год, Египет. Источник: istockphoto.com

 

Такие города, как Константинополь, Дамаск и Каир, были для западной аудитории окутаны легендами. Это стало одним из обстоятельств, сделавших успех студии Паскаля Себа возможным, поскольку можно было продавать открытки с пейзажами и достопримечательностями путешественникам. В 1860 году Себа начал сотрудничать с французским техником Антуаном Ларошем, что значительно улучшило качество изображений. Его фотографии Египта и Каира будоражили воображение так же, как и те, что он сделал в Константинополе. Всё это привело к тому, что Паскаль Себа выиграл несколько медалей и стал членом Société Française de Photographie.

 

Обложка книги «Популярные костюмы в Османской империи», 1873 год

 

Паскаля Себа сделала известным Всемирная выставка 1873 года в Вене. Для участия в выставке он сделал серию фотографий, на которых изображены различные традиционные костюмы Османской империи того времени. Снимки созданы в сотрудничестве с основателем Стамбульских археологических музеев Османом Хамди Беем.

Студия Паскаля Себа документировала памятники, городские улицы, пейзажи и делала семейные портреты. Снимки Себа отражали настоящую жизнь жителей восточных городов, документировали будни обычных людей.

Из книги Паскаля Себа, 1873 год. Источник: wiki.org

Из книги Паскаля Себа, 1873 год. Источник: wiki.org

Из книги Паскаля Себа, 1873 год. Источник: wiki.org

Фотографии Паскаля Себа композиционно грамотно выполнены. Его фотосалон сделал много фотографий Большого базара в Константинополе. В кадре торговцы выстроены в ряд перед своими магазинами. Композиция этой и других подобных фотографий помещает объекты в их социальный контекст. Намеренно наклонив камеру так, чтобы она охватывала всю протяжённость улицы, фотограф показывает, как выглядит рынок, где находятся магазины, торгующие тканями или одеждой. Он опровергает стереотипы о своих моделях, показывая, что не все торговцы тканями одеваются одинаково. Кроме того, он показывает разнообразие мужчин и мальчиков, присутствующих в этом пространстве.

Константинополь. Студия Себа и Жоалье. Источник: photorientalist.org

Константинополь. Студия Себа и Жоалье. Источник: photorientalist.org

Эти визуальные образы могут показаться тривиальными, но они сильно отличаются от тех, которые создавали европейские студии в Константинополе. На их постановочных студийных фотографиях представлены не люди, а национальные и социальные типы, все детали сознательно опущены. Фоны нарисованы и собраны как декорации и, таким образом, ничего не раскрывают дальше представлений того, кто снимал. В этом стиле фотографии фокус делается на теле и символическом реквизите или позах, которые демонстрируются, что усиливает стереотипы. Портретный стиль Себа, напротив, подчёркивает группу людей и их связи с большим обществом, обнажая сложные взаимоотношения и избегая стереотипизации.

 

Армянская семья. Паскаль Себа. Источник: armeniangc.com

 

ИСТОЧНИКИ:

1. Orientalism in Nineteenth-Century Photography ‖ photorientalist.org

2. Studio Belle: Armenian Photo Studios and the Changing Standards of Female Beauty ‖ evnreport.com

3. Les costumes populaires de la Turquie en 1873 : ouvrage publié sous le patronage de la Commission impériale ottomane pour l'Exposition universelle de Vienne by Osman Hamdi Bey, 1842–1910; Launay, Marie de; Sébah, J. Pascal ‖ archive.org

4. Кантен Бажак. Возникновение изображения. Издательство АСТ. Москва, 2006. 

5. Бёрджер Джон. Фотография и её предназначения (второе издание). Ad Marginem. Москва, 2017.

6. Кракауэр Зигфрид. Теория кино. Реабилитация физической реальности. Ad Marginem. Москва, 2024.

На обложке — «Бурса: армянский квартал». Студия Себа и Жоалье, 1894. Источник: armeniangc.com

От Константинополя до Каира. Студия Паскаля Себа