«Революция и мораль»: фильм-размышление о прошлом и настоящем армянской политики

«Революция и мораль»: фильм-размышление о прошлом и настоящем армянской политики

Фильм «Революция и мораль» — о наболевшем прошлом, настоящем и будущем. Фильм-притча. Фильм-разоблачение. Фильм, который снимает маски и обнажает истину.

[Текстовая расшифровка фильма «Революция и мораль»]

Этот фильм о прошлом и настоящем. Об упущенном времени и волнении о том, чтобы не упускать его хотя бы сейчас.

Мы иллюстрировали этот фильм кадрами нашей любимой страны — ее погибающей древности и тревожной действительности.

Разве не милые они — эти самые до боли знакомые, родные лица? Не соскучились ли вы по ним? Смеем все же предположить, что нет. А я? Я — да. Как вам ни показалось бы странным, кажется, они никуда и не девались. Они среди нас — как были, так и есть. А кто их тронет? И зачем?

Не знаю, как вы, но я и вправду соскучился по ним. Ведь они такие непосредственные, почти как дети. Как могут они не понравиться? Непосредственность подкупает. [Отрывки из выступлений Галуста Саакяна («воровство — это не слово „воровать“») и Карена Карапетяна.]

Согласитесь, красота. Не то что нынешние. Не поймешь это великое и таинственное слово «бархатный». Ах, черт возьми, не доходит до нас. А может, и благодаря этому мы имеем возможность увидеть эти милые личика. Слишком много бархата, слишком мягко и удобно.

По прошествии годов не многое изменилось в понимании морали этих людей. Но может, они не такие и плохие? Во всяком случае, искренность этого милого человека [Галуст Саакян] просто ослепляет своей самобытной яркостью. Ой, как мило он объясняет. Ты попробуй не понять… [Отрывок из выступления Галуста Саакяна («воровство — это не слово „воровать“»).] Но что ты, дорогой? Ты не такой уж тупой. Ведь это так просто. Человек сказал, что не выполнил чиновник, просто не выполнил, это же не воровство. Все же этот человек гениален в своем роде. Как он объясняет, что все-таки значит «воровство». Нет, я бы не хотел, чтобы кто-нибудь подумал, что я смеюсь. Нет. Если кто-нибудь сейчас даже улыбнулся, то он и есть дурак. Не смеяться, не улыбаться, а рыдать и стыдиться надо над тем, какими мы были слабыми духом, насколько мы были трусами, насколько мы не уважали себя, что терпели издевательства над собой.

Или вы думаете, они не выступали от имени народа армянского? Или не носили в конце своих фамилий окончание «ян». [Отрывок из выступления Галуста Саакяна о Сашике Саргсяне.]

Топ. Абсолютный топ-менеджер. [Фотографии Сашика Саргсяна и Карена Карапетяна. Ответ Сержа Саргсяна на вопрос журналистки «Как вы расцениваете свои шансы в Ширакской области, учитывая, что обычно здесь голосуют за оппозиционных кандидатов?» (имеются в виду президентские выборы 2013 года): «Я не знаю, что вы обычно делаете, но в Ширакской области я всегда имел поддержку, и сейчас уверен, что буду ее иметь. Что значит шансы? Мои шансы — ровно столько, сколько забью. Из 100 — 90, 80 или 60. Сколько захочешь, столько забью».]

То, что сказал Серж Саргсян, сложно как-то комментировать. Я просто не знаю, но и даже не хочу делать усилия, чтобы объяснять. Просто не хочу даже думать, что этот человек каким-то образом стал руководителем страны. Вроде бы уму непостижимо. Но наверняка найдутся люди, что объяснят и это. Но все-таки можно объяснить… Если кто может, значит, может, он достоин Сержа Саргсяна во главе своей страны. А мне просто грустно.

Государство и Серж. Какие несовместимые вещи. Сотни лет у нас не было ни государства, ни Сержа, и вот на тебе — и то, и другое.

Послушав этих людей, неужели вы не оскорбляетесь? Хотелось мне все же понять — если да, то именно за что? Ведь эти люди непростые, их ведь можно назвать государственными деятелями. Никак не меньше звучит их статус. [Отрывок из выступления депутата Акопа Акопяна: «Бедные мало тратят, следовательно, подорожание приводит к тому, что бедный вынуждено, будет самопроизвольно избегать подорожавших товаров». Отрывок из выступления депутата Хосрова Арутюняна, заявившего, что у бедных так и так нет денег для покупки мяса.].

Оба старательно пытаются объяснить очень простую вещь, что подорожания никак не бьют по карману по той причине, что картошка — не мясо, а мясо — не картошка. И кто, например, давно не видел мяса, наверняка забыл его вкус и нет особой необходимости вспоминать. На что тут обижаться? [Отрывок выступления депутата Сейрана Сарояна о кражах продуктов питания в армии, в чем был замешан генерал Манвел Григорян.]

Шайка душевнобольных людей. Разве нет? Долгие годы грабила и грабила страну. Разве нет? Должны быть они наказаны? Разве нет? Мой ответ — однозначно ДА! Во имя не прошлого, а во имя именно будущего вашей и моей страны. И государства.

[Кадры, где Серж Саргсян танцует на празднике.] Танцуют все. И, в первую очередь, президент с этой дамой — супругой другого президента. Музыка возбуждает и чем дольше звучит, тем больше становится страстной. Для меня ясно, что они радуются не успехам страны, а своим, своего личного клана, что однажды так успешно спустился с гор.

Ну и сука она, эта самая госпожа мораль. Наверное, всё от того, что наконец нашла она свой истинный дом. Мораль сумасшедшая, по большей части просто проститутка, извращённая до боли, до счастья, до радости наслаждающая всех, кто в душе жаждал всегда пировать. Но тогда, когда чума. Именно в этом, в этом контрасте скрывается истинное наслаждение самой уродливой души во вселенной, имя которой Сатана. И сегодня уже много дней во мне душа мутит от отвращения. Не знаю, друзья, как вы, но я отказываюсь понимать. Правильней было бы сказать, согласиться и наконец успокоиться хотя бы на миг, что эта сука сегодняшняя мораль именно та, что я мечтал, когда я вместе с вами не так давно пошёл на борьбу, восстав против мерзости, за процветающую нашу родину. Но почему так неспокойно в душе? Оттого, что уже очень долго мне тошно и тяжело дальше терпеть. Не верю я, и не верю я, что верите вы, что можно ложью создать и надолго нечто ценное и в своей ценности сильное, прочное, безопасное сохранить. Но верю я в правду, в ней же сила, когда всем всё ясно, чисто и справедливо.

Революция — святое слово, для тех, кто идёт на это когда-либо в своей жизни. Революция — это когда человек вместе с другими людьми больше не может жить так, как ему диктуют власть держащие. И у него сердце разрывается от суки этой, отвратительной морали. Этим словом играть нельзя. Но сейчас играют. Многие и особенно вождь революции с каждым своим словом употребляют «революция свершилась», «до революции», «после революции». Игрушкой она стала. И играют с удовольствием. Игра до боли нагнетает мозги. Человек, пробуя представить значение этого слова, понимает, что, если бы была революция, это значит всё изменилось в нашей жизни, значит нет уже, не на виду те, которые вам в первую очередь ненавистны были, с которыми ты надеялся больше не встречаться. И если не так, значит, ложь глаголет устами власть держащих… Но может, только я, я другой в этом мире, что грешным делом не понимаю, а все остальные понимают ту простую истину — как любить и за что то, что ненавидел и отвергал. Как мне менять ненависть на любовь? Любить или терпеть тех, кто явно не любил свой дом и тебя, и меня? и весь твой народ — семью твою.


Гимн Свободы

Автор стихов: Никол Пашинян

Перевод на русский: Рубен Григорян

Запись апреля 2018 года

Я сегодня делаю мой шаг, я мой шаг делаю сегодня.

Это дорога искрящей надежды, историю пишу я сегодня.

Да, я проигрывал не раз, я видел ухмылку лжи,

Но воля твёрдая, как камень, и душа никогда не сдаётся.

Когда вижу страданья страны, ораторам мнимую славу,

Убеждаюсь вновь, что мой порыв — это ключ, прорываясь, найти путь,

Новый вдох и новую жизнь старой, но моей безнадёжной страны.

И суметь мы должны сделать счастливой, свободной и сильной.

Уже встал и с улыбкой моей и просто поднял руки вверх, чтобы как воюющий рыцарь света добывать эйфорию победы.

Я не один, я не один, не один — шагают, шагают, шагают.

И в наших сосредоточенных глазах солнце сияет надежды.

Мы делаем сегодня наш шаг, мы наш шаг делаем сегодня.

Эта дорога, сладкая, как честь, это рождающаяся новая победа. 


Я стараюсь, я очень стараюсь вырвать из сердца точные слова, чтобы ты понял: эта госпожа отнюдь не вечна и не бессмертна. Её рожаем, кормим лелеем, любим. С нею счастливо живём мы — и никто иной. Она с нами, когда в Национальном собрании чинно восседают старые лица. Когда наш любимый предводитель, надрывая голос, кричал, орал: «Нам не по пути. Нам созидать, а вам в тюрьме единственное место». Теперь… Почти ничего… Она с нами, когда гордый Гражданин Армении быстро, в мгновение наотрез забыл, что он и никто другой сделал это, сказав своё решительное слово. Где вы теперь? Сотни тысяч честных моих сограждан, что стойко стояли на площади Республики.

Если была революция, то это вы сделали. Народ и только он должен продолжать своё слово и особенно дело, чтобы завершить, отшлифовать, закрепить то, что хотим иметь. Мы и только мы должны взять под общественный контроль всё, что творится в стране. Не нужно создавать кумиров и сваливать всё на них. Никто не в праве решать нашу судьбу. Отдав однажды власть в руки людей, нужно постоянно спрашивать с них. Если не справляются, нужно требовать ответа вплоть до отставки. Нужно понимать, что идеальных людей нет.

Революция — это когда народ властвует реально, и тогда никто из власть держащих не скажет: «У меня мандат доверия, что однажды был дан. И я вправе решать и при этом идти против воли народа».

Народ не хочет Амулсар (рудник), а он хочет. Какая тут мораль?

Презирая прежние власти, сотни тысяч Армян по всему миру, поддержали перемены, а сейчас они спокойно могут стать изгоями, если просто будут не согласны с откровенной тупостью и, что хуже, скрытностью.

Извращенная мораль. Она с нами, когда люди, явно направленные и организованные в соцсетях, на каждую критику и критикующего его бросаются как бешеные. И тут уже мало сказать, что аморально. Мало — потому, что тут уже в ход идут только оскорбления и частенько грязные ругательства. Люди своими комментариями пытаются создать общественное мнение, даже не понимая, что одними ругательствами, которые не имеют никакого отношения с написанными или показанными материалами, высказанными мыслями, не только не создашь мнение, но и неизбежно родишь мерзкое отвращение. Отвращение от тупого непонимания и бесстыдства.

Месяцами, скоро и годами люди пытаются начать инвестировать и делать бизнес, а некомпетентные чиновники на местах не работают, потому что неспособны, но похоже и их сердца не очень чистые, ведь много людей с огромным опытом и их можно было привлечь, можно было их спросить, но амбиции молодых людей так высоки, что их действия вне критики, что всё намертво встало и никто не несёт ответственности. Иногда бездействие доходит до таких размеров, что не вольно лезут в голову мысли о предательстве.

Ложь или глупость утверждать, что революция в экономике уже свершилась, потому что монополистов в бизнесе уже нет. Олигархи как были, так и есть, их никто не трогает, и наоборот, они стали уважаемыми людьми: те, кто на рынке создал монополистический бизнес, и очень трудно зайти в этот бизнес. И тут речь идет о поставках сырья или материалов, или продуктов питания. К тому же нужно равнять экономическое поле и выставить на открытый рынок для продажи тех активов, что были приобретены по сути незаконным путем.

Откуда рост доходов? Давайте разберемся. Откуда инвестиции? Как и прежде, трансферы, из-за событий больше туристов. Не будем забывать всеармянские ежегодные поборы, всевозможные фонды и пожертвования. Зачастую собирают деньги и от бывших олигархов — в обмен на лояльность. Новых серьезных инвестиций по факту нет, а это значит, что стагнация неизбежна. Неагрессивный бюджет на руку только исполнителям. Здесь парламент должен выступать оппонентом. А парламент всегда потакает правительству. Какие все-таки должны создаться общественные институты, которые обязаны контролировать законным путем своих избранников? Нужно принять закон о народных избранниках. Депутат — высшая легитимная инстанция, и он подконтролен обществу. И общество должно иметь право и инструменты для его отзыва. Нужно делать все, чтобы не было возврата к бывшим ценностям, чтобы была гарантия стабильного развития. Власть держащий не имеет права лгать. Власть его представителей должна быть примером.

Я живу, да и вы тоже. Я не могу, но многие могут. Отвратительно, но многим нравится. Этакая мораль в отношении верховного духовного вождя. Церковь 30 лет во главе с католикосом не только поддерживала, но и жила по их грабительским законам. Про Армянскую апостольскую церковь особо отмечено в Конституции — о ее роли в жизни народа. Как она была опорой и как она спасла идентичность нашего народа. А сейчас, долгие годы, разве не они нарушили не только Законы Божьи, но и саму Конституцию, провалив её. До последних сил и дней они были против революции и перемен. Брат католикоса даже вызывал ОМОН в Москве. Суды против нашей молодёжи до сих пор идут. И не аморально явиться всему правительству чинно и тратить своё драгоценное революционное время на торжественное открытие очередных приёмных хором католикоса? Важно чествующим я считаю аморального благодетеля, который даже не понимает, как другой раскручивает (выражение самого Католикоса) его на новые вложения и извращённую бездуховность. Впрочем, они, кажется, друг друга нашли. А происходит это в то время, как большая часть народа нищенствует, а древние наши храмы с каждым днем исчезают с лица земли. Но католикосу до этого и дела нет. Хоромы для него важнее.

Дни проходят, месяц за месяцем уходят, и чем дальше, тем больше я убеждаюсь, что мы не собираемся менять свои моральные ценности.

И вот я слышу опять о денежных фондах. Они как помпезно раньше назывались, так и называются, в своих названиях используя обязательно слова «Армянский», «национальный» и тому подобное. И теперь вызов бросает аж премьер-министр, призывая заниматься благотворительностью и перечислять деньги. Невольно вспомнил, как я отремонтировал свою родную школу и продолжаю это делать сейчас. Каждый раз, когда я это делаю, проклинаю власть держащих, что не могут это делать сами. Мне стыдно, что государство настолько жалкое, что не может свои школы для своих детей же отремонтировать, не может построить больницы и поликлиники, не может построить казармы и квартиры для своих военных, не может, не может и бесконечно не может. Не может наконец стать сильным да так, чтобы перестать побираться по всему миру. Цинично делая расчёты о том, что сколько Армян живут в мире и сколько бы собрали, если бы каждый из них дал бы немного. Как будто возятся в чужих карманах. Уверен, ни один Армянин не оставит в беде свой народ и страну. Но разве беда сейчас? Может, вы и есть беда, что никак не понимаете аморальность этого процесса уже 27 лет. Деньги не имеют привычки падать с неба. Их зарабатывают обычно тяжким трудом. И не надо бросать вызовы, призывая пожертвовать. Это дело совести каждого из нас. Нужно работать, а не побираться.

Игра жестокая, самая настоящая взрослая игра. Нельзя эту игру играть по-детски, наивно, доверчиво к вчерашним противникам.

Революции бархатными не бывают. И старая мразь поднимет голову, очнётся, и тогда будет противостояние не на жизнь, а на смерть. И не дай бог, начнётся хаос. Времена бархата давно прошли, и этот же самый бархат, что подразумевает любовь и терпимость, приведёт к ненависти друг к другу и жёсткому противостоянию. Или бархат, или справедливость. Другого не дано.

Время. Кто-то сказал, что это деньги. Но я вам скажу, что упущенное время, наши дни, это не просто деньги, это сила нашей армии, это сломанные надежды и судьбы людей, это огромный риск в ситуации, когда мы практически находимся в положении войны с нерешенной карабахской проблемой. Когда сто лет после геноцида и Турция цинично не принимает свои преступления, Алиев цинично называет Зангезур и Ереван своими, а это значит, что они вовсе не отказались от своих коварных планов. А для нас это означает, что нельзя медлить ни минуты и создавать мощное государство. Время сейчас для нас — это жизнь. А упущенное время — смерть.

«Революция и мораль»: фильм-размышление о прошлом и настоящем армянской политики