Исследуя кино: армянская кинокритика
Осмысление кинематографа началось практически сразу после выхода первых кинолент. Кинематограф стремительно становился индустрией, несмотря на скептическое отношение со стороны литераторов. Однако же текст всегда играл ключевую роль в кино: титры, либретто, афиши, далее сценарии и диалоги, и, конечно, оценка и анализ, которые позволяют увидеть в кино-продукте новые грани и перспективы. В материале расскажем о представителях двух поколений исследователей кино, которые повлияли на развитие критической мысли в армянском кинематографе.
Карен Калантар: его анализ фильмов — это «подлинные жемчужины киноведения»
Карен Калантар — один из главных армянских киноведов. Калантар посвятил исследованию киноискусства, в частности, актерско-режиссерской работы,— практически всю жизнь. За одно только десятилетие, с конца восьмидесятых годов было опубликовано более семидесяти статей об армянском кино. Его главным трудом можно назвать двухтомник «Очерки истории армянского кино», в котором Калантар описывает период от начала формирования национального армянского кино вплоть до значительных изменений и трансформации киноязыка перестроечных лент.
В 2023 году вышло переиздание работы 1998 года «Очерки Параджанова». Это одно из лучших исследований о творчестве Параджанова. По мнению коллег и режиссеров, анализ Калантара равноценен самим лентам Параджанова: «Текст автора о “Тенях забытых предков” словно переносит читателя в саму кинокартину, воспроизводя сложные оттенки чувственного восприятия мы буквально “слышим цвет и видим звук параджановского фильма”».
Владимир Кочарян — якутское кино режиссера армянского происхождения
Владимир Кочарян — режиссер, куратор и директор-волонтер журнала «Искусство кино». Он родился и вырос в Якутии: отец армянин, а мать саха. Семья застала события первой карабахской войны, но Кочарян тогда был совсем маленький, и вопрос армянской идентичности для него остается открытым, как можно предположить, опираясь на интервью. Сам режиссер отмечал: «Армянское во мне присутствовало в каком-то ощущении трагического опыта». Режиссер вносит значительный вклад в развитие киноведения и популяризацию якутского кино.
В 2024 году у него вышла книга — первое крупное исследование «Якутское кино. Путь самоопределения». Кочарян в 2023 году совместно с известными российскими киноведами и историками кино выпустил две серии документальных фильмов, посвященного истории рождения российского кино. Сейчас Кочарян продолжает работу как режиссер-документалист, является куратором международного кинофестиваля «Золотой абрикос», проводит встречи и кинопоказы в Армении и занимается исследовательской деятельностью. В 2024 году выйдет его документальный фильм, посвященный якутскому кино «Якутское кино — между мирами».
Карен Калантар и Владимир Кочарян выбраны для материала неслучайно. Калантар представляет классическую школу киноведения, он внес значительный вклад в исследование армянского кинематографа. Жил и работал в Армении, писал на армянском об отечественных режиссерах и актерах, исследовал кинорежиссуру Амо Бек-Назарова, работал продолжительное время на киностудии «Арменфильм» и преподавал в Институте искусств Академии наук Армении.
Владимир Кочарян представитель молодого поколения исследователей кино, для которого вопросы национальной идентичности устроены сложнее. Кочарян подающий надежды режиссер-документалист, он неравнодушен к судьбе российского и армянского кино, работе с ретроспективой, осмыслению современных кино-процессов и культурной деятельности в Армении и России.
В связи с этим нельзя не отметить, что в армянском киноведении существует проблема работы с историческим наследием, которое представляет раннее кино. Трудно найти в открытом доступе даже краткую информацию о ранних фильмах, не говоря об исследованиях и кинокритике. Очень ценны труды армянских киноведов, которые продолжают работу, как академическую, так и проектную, создавая возможность переосмыслить прошлое и повлиять на настоящее.
Текст подготовила Кристина Инякина
Изображение на обложке: magnumphotos.com