«Воля, Мудрость, Любовь» — выставка образов Христа в творчестве армянских художников XX–XXI веков
В Союзе художников Армении проходит выставка работ, объединенная названием «Воля, Мудрость, Любовь». Устроители выставки и коллекционеры рискнули осуществить весьма сложную идею — представить в одном выставочном зале работы художников XX–XXI веков, запечатлевших образ Иисуса Христа. Для этой цели было отобрано по 2–3 работы из собрания шедевров Первопрестольного Святого Эчмиадзина, Национальной галереи Армении и музея Сергея Параджанова.
В экспозицию включены и работы современных армянских деятелей искусства. Вардгес Суренянц, Аршак Фетваджян, Акоб Гюрджян, Григор Ханджян, Сергей Параджанов, Левон Токмаджян, Фараон Мирзоян — неполный перечень авторов работ, представленных в выставочном зале. К сожалению, в экспозицию не вошли работы Минаса Аветисяна [причина — чисто технического порядка. — Прим.авт.] — художника «по плоти и крови», создавшего немало работ на духовную тему. Не было и других, не менее характерных мастеров искусства, пробующих визуализировать образ Спасителя. Впрочем, здесь важно начинание, которое, быть может, в случае повышенного внимания публики, подтвердит верность самой идеи и, кто знает, быть может в скором времени представится возможность увидеть продолжение экспозиции с привлечением новых авторов.
Назначение выставки — пересмотр прожитой нами эпохи. Она построена по принципу диалога между разными художественными школами, объединенными темой христианского символизма. В экспозицию вошли как классические произведения в жанре темперной живописи, иконописи и фрескописи, так и объекты авангардного искусства — живопись и скульптура.
К религиозной теме обращались не только армянские нонконформисты, но и признанные государством художники — в Армении всегда либерально относились к новым веяниям или «опасным» темам в искусстве. Нынче современным художникам и скульпторам дан карт-бланш на оформление храмов, создание картин на сугубо религиозные темы.
И вновь образ Христа у Анании не получается…
Нет описания внешности Иисуса Христа, однако в Откровении Иоанна Богослова, в I главе (1:14), сказано: «глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный».
И еще: согласно древнему преданию о Спасе Нерукотворном, из города Эдессы в Иудею во время земной жизни Христа прибыл некий художник Анания. Он увидел Иисуса, окруженного людьми, и решил его запечатлеть. Не получилось. Художник несколько раз пытался написать его изображение, но все безуспешно. Тогда Спаситель, видя, как художник расстроен неудачей, попросил у него воды. Омыв лицо, Христос промокнул его платом — на нем отпечатался Его божественный лик. С тех пор образ Христа из Эдессы был признан и почитаем как подлинное изображение Спасителя и вошел в основу всей иконографии Иисуса Христа как своего рода матрица.
Вардгес Суренянц (1860–1921), конечно же, прекрасно знал о Спасе Нерукотворном, знал и о Туринской плащанице, впервые документально упомянутой в 1390 году военачальником Жоффруа де Шарни. [Однако есть и более ранние упоминания о похожих плащаницах. Робер де Клари, участник и летописец IV крестового похода, в ходе которого крестоносцами был взят и разграблен Константинополь, упоминает хранившийся в монастыре Богородицы Влахернской «саван, которым был обёрнут наш Господь», на котором «можно было хорошо видеть лик нашего Господа», исчезнувший после взятия Константинополя («и никто — ни грек, ни француз — никогда не узнал, что сталось с этим саваном, когда город был взят»). — Прим. ред.].
Но вернемся к Суренянцу. Художник создает своего Христа и тоже помещает его на плащанице. Сохранив Его божественное начало, он сознательно придает Ему и человеческий облик Того, кто откровенно сопереживает людям. Тому, что люди испытывают в земной жизни. Всю свою творческую жизнь Суренянц создавал произведения искусства, трогающие сердца и приближающие людей к вере в Спасителя.
Аршак Фетваджян (1866–1947) больше известен как автор акварельных рисунков архитектурных памятников средневекового армянского города Ани. В его работах присутствует своеобразное очарование и лиризм, особенно ярко проявившийся в цикле ликов святых, — он делает их по-человечески понятными и запоминающимися.
Есть современные художники (Геворг Поладян, Айк Азарян), которые открыто и искренне отдают дань уважения художественным традициям, предшествующим современным, представляя, тем самым, собственный стиль. Работы их выполнены с величайшим уважением к христианским традициям. Они твердо следуют принципам: точно следовать Евангелию, не изменять и не искажать евангельские события и догматику, не выступать в роли новых учителей жизни. Однако при этом им не воспрещено изливать свои чувства, возникшие при созерцании образа Христа. На этом основано их творчество, Но возникает вопрос: с какой стати мы называем это творчеством, когда это больше похоже просто на перифраз Евангелия. Ответ: воспринятый ими метод изображения дает право на это.
В духовных темах существует тайна, которую невозможно найти, просто копируя увиденное. И все потому, что Бог в равной степени как трансцендентен, так и имманентен, т.е. он и внутри и вне нас. Образ Христа всегда по-разному раскрывался, отыскивая свой путь через автора. Душа художника — резонирующая душа. Есть художники, которые подходят к традиционным сценам из библейской жизни с долей опасения и трепета. Внутренняя мука и конфликт придают им силы.
Христос переживает драму человеческого искупления. Крест Господень есть крест человека. Господь принял на Себя крест человека. И человек, принял на себя Крест Господа. Этот процесс «духовной симметрии» включает в себя глубокое погружение — может это и есть центральный вопрос о бессмертии души человеческой? Вопрос скорее риторический. Ответом служат представленные на выставке изображения многочисленных Распятий Христа, исполненных во всевозможных материалах (дерево, камень, живопись, графика). Эмоции художников зашкаливают: работы символизирующие забвение людьми искупительной христовой жертвы (Ара Шираз), совмещение видимого материального мира с воображаемыми историческими архетипами (Микаел Поладян), попытка через религиозный сюжет осмыслить современность (Гагик Аветисян, Гетик Багдасарян). И даже, несмотря на отказ от традиционных канонов изображения библейских персонажей, грубость форм, цветовая резкость, гротескность, а порой и карикатурность изображаемого. Почти все эти работы передают яркие духовные переживания. Особенно сильно выделяется своей мощью «Распятие» Варужана Варданяна — экспрессивный и бесстрашный в искусстве, художник всегда следовал желанию низвергнуть все авторитеты и отказаться от любых канонов. Впрочем, были и работы, авторы которых больше сосредотачивались на техническом исполнении картин и меньше на эмоциональной составляющей.
И все же, лицезрея произведения с изображением Господа, хочу спросить: «Где же страдания Агнца Божия, берущего на Себя грех мира?». Да, Иисус узнаваем, но что-то не позволяет увидеть в нем настоящего, евангельского Спасителя.
И вновь образ Христа у Анании не получается…
Мощные и талантливые художники. Они создают сильные и глубокие образы. Но почему-то нет образа Того, кто возьмет на Себя грех мира. Почему так происходит?
К чему стремится художник? Всеми силами он тянется к владению истиной в конечной инстанции. Но не каждому дано даже приблизиться к этому уровню познания. Да и не всякий возьмется за изображение Христа. У людей очень длинный список качеств, которые они ожидают увидеть в изображении Спасителя. Следуя ожиданиям, люди от искусства бывают полны решимости изобразить вселенского Христа, но, как правило, попадают впросак. Феномен этот объяснить трудно.
Поэт и музыкант Борис Гребенщиков как-то сказал: «Бог — это то, где кончаются наши представления о нем…»
Так писать или нет образ Христа? Тибетские монахи считают, что важен не тот Бог, которого творит человек, а тот, который творит самого человека. Стало быть, Христос внутри нас, и за нас Его никто не сделает. И главное тут не образ Христа, созданный художником, а образ человека, созданный Христом. В этом и заключается настоящий смысл христианства. Кто-то из древних философов изрек: «Мы бессознательно думаем, что Бог видит нас сверху — но он видит нас изнутри». Так оно, по-видимому, и есть.
Сама идея открывшейся выставки — это удача и, может быть, ключ к художественному творчеству о Христе. Большое количество людей, посетивших выставку в первый же день ее открытия — вящее тому доказательство. По сути, целью данной выставки было продемонстрировать разнообразие работ на религиозную тему, а также отобразить духовные поиски современных художников и скульпторов. Представитель эчмиадзинской епархии отметил: «Надеюсь после посещения выставки люди будут думать об Иисусе в ином свете — замечать то, о чем никогда раньше и не задумывались». Надежда, высказанная священнослужителем, растрогала рядом стоящую молодую женщину с ребенком на руках до слез. «Аминь!» — сказала я и поспешила к картине Фараона Мирзояна, бывшего директора Национальной галереи Армении.
В тот же день состоялась и презентация книги Сатеник Варданян «Образ Иисуса Христа в XX веке и современном армянском искусстве». По словам искусствоведа, выставка, состоявшаяся в Союзе художников, призвана пересмотреть прожитую нами эпоху, а также укрепить дух армян в наше нелегкое время. «Я верю, что ничто не проходит бесследно, и что малейший шаг наш имеет значение для настоящей и будущей жизни, — сказала Сатеник. — Лучший же способ предсказать свое будущее — стать его создателем, благодаря „воле, мудрости и любви“. Что же касается трудностей — это не наказание за прошлое, а испытание ради того, что нам еще предстоит».
Журналист Кари Амирханян (Ереван) специально для Армянского музея Москвы
В оформлении обложки использована работа Вардгеса Суренянца«Спас Нерукотворный» [в других источниках — «Плащаница». — Прим. ред.]