«От Комитаса до Комитаса» — выставка работ Ара Арутюняна в музее Комитаса
В Ереванском музее-институте Комитаса проходит выставка произведений скульптора-монументалиста Ара Арутюняна. Она посвящена образу Комитаса (Согомона Согомоняна) — армянского композитора, ученого-фольклориста, певца, хорового дирижера, педагога, сыгравшего исключительно важную роль в становлении и развитии национальной композиторской школы. Выставка «От Комитаса до Комитаса» продлится до 1 июня.
Плененный личностью Комитаса, скульптор создал целый ряд работ, включая эскизы, графические рисунки, а также разнообразные вариации скульптур. Всего представлено более 30 экспонатов.
Переходя от одной работы к другой, нельзя не заметить то, как проявлялась в портретах Комитаса память ваятеля. Образ композитора, отложившийся в сознании многие годы назад, всплывает, способствуя возникновению творческих импульсов, формированию новых методов, созданию неординарных работ.
Устроители выставки задались целью в рамках одной экспозиции показать не только работы, объединенные поисками разных лет, но и повторить дух мастерской, ту атмосферу, в которой творил Ара Арменович. И, надо признать, им это удалось: собрание работ в контексте одного образа «прозвучало» экстраординарно.
Главный идейный вдохновитель выставки — Ара Арутюнян, внук знаменитого скульптора. Будучи архитектором, он специализируется на предметах дизайна выставочных пространств. Дизайн текущей выставки полностью продуман им, равно как и дизайн недавней временной экспозиции «Ара Арутюнян: монументальное видение», прошедшей в Центре искусств Гафесчяна. Замечу попутно, что Ара является также директором фонда «Ара Арутюнян». Но об этом чуть позже. А для начала я решила задать Ара Арутюняну-младшему вопросы о творчестве его дела, которые всегда меня интересовали.
— До трагической даты 1915 года (Геноцида армян), ставшей причиной психического расстройства Комитаса, ашуг был человеком радушным и жизнелюбивым, любил общаться с детьми. Почему же почти всегда армянского композитора изображают в скорби и печали?
— Комитас был разным. Ара Арутюнян создал скорее обобщенный образ композитора, где переданы разные его настроения. Не согласен с тем, что дед мой создал сугубо трагический образ Комитаса. Неуловимая легкая улыбка все-таки считывается в выражении его лица. Особенно это я ощущаю в его ранних работах, например, в памятнике, установленном в Пантеоне. Это его дипломная скульптура. Или же возьмем работу «Весна, принесшая снег».
Если присмотреться, то во взгляде Комитаса можно заметить даже некоторую застенчивость. Но все же, при всем своем жизнеутверждающем мировосприятии, Комитас был трагичен по своей природе. И дед мой, Ара Арутюнян, прекрасно понимал и ощущал это качество его личности.
— Много скульпторов обращались к образу Комитаса. Я заметила, часто в лике композитора можно уловить черты и характеристики самих авторов. Похоже, идентификация происходит бессознательно. Что думаете? Можно ли через работы увидеть самого скульптора?
— Если собрать всех комитасов деда и поставить их рядом, то не составит труда убедиться в том, насколько они разные. Но изучив только одну работу мастера, можно вплотную приблизиться к пониманию его творчества. Конечно же, он сразу нашел общее между Комитасом и собой и независимо от себя писал о своей любви к нему. Отсюда и трепет, и ощущение радости в его работах. Когда дед делал скульптуры, он включал музыку Комитаса — она лучше всего помогала ему домыслить и запечатлеть задуманное. Ведь скульпторы и художники музыку «видят» иначе — одно помогает другому.
В скульптуре, как известно, необходимо натурное впечатление, которое облекалось бы в скульптурную плоть. Облик Комитаса Ара Арутюняна исполнен простоты и благородства. В чуть тронувшей губы улыбке сокрыты одновременно печаль и нежность. Все это передается через бережную и сильную моделировку формы. Это сходство, в которое веришь сразу. И за этой трактовкой образа скрывается взгляд скульптора, видящего в пластике портрета армянского композитора неисчерпаемые возможности рассказа о его судьбе.
— Почему вы дали выставке именно такое название — «Ара Арутюнян: от Комитаса до Комитаса»?
— Это время от создания первого Комитаса до последнего. Разница в 35 лет. Первая монументальная скульптура, посвященная Комитасу, стала дипломной работой Ара Арутюняна. Надгробный памятник, выигравший конкурс, в 1954 году был установлен на могиле композитора в Пантеоне деятелей армянской культуры. Последняя монументальная работа, посвященная композитору, была установлена в 1988 году в Ереване, в парке Государственной консерватории им. Комитаса. Самый плотный график его деятельности приходился на 60-е годы. Почти каждый год он выдавал по две работы. Это время для мастера напоминало развернутую вечность.
— Насколько я знаю, изначально фигура Комитаса у консерватории была задумана стоящей. Ныне же композитор как бы присел на раскидистое абрикосовое дерево. Чем обусловлена метаморфоза?
— По эскизам деда действительно видно, что статуя Комитаса у консерватории планировалась в полный рост. Но от правительства последовал указ, что между Театром оперы и балета и Каскадом [ныне расположена площадь Франции. — Прим. авт.]. не должно быть стоящих скульптур. Такова была личная концепция Карена Демирчяна [в то время — депутат Верховного совета Армянской ССР. — Прим. авт.], правда, ничем не обусловленная. Но, полагаю, сидящая скульптура Комитаса, по сравнению со стоящей, получилась не менее органичной и хорошо вписалась в окружающую среду. К тому же, с любой точки обозрения скульптура эта достаточно выразительна — декоративная целостность и ритмическое равновесие «работают» слаженно, сохраняя длительность созерцания.
— Дед прочил вам будущее архитектора?
— Дед был очень принципиальным. Особенно в вопросах творчества. Он сразу понимал, сможет ли тот или иной человек проявить себя в искусстве или нет. Для этого он проводил своеобразный эксперимент: предлагал нарисовать что-нибудь карандашом на бумаге. И уже с первых минут «экзамена» знал, на что горазд человек. Такое случилось и со мной. Он внимательно и молча смотрел на то, как я рисую. А потом с четкостью клинического диагноста заключил: «Ты художник и должен заниматься искусством». А мне тогда было что-то около четырех лет. С тех пор он начал заниматься мною, учить рисовать, приобщал к истории искусства. Делал он это ненавязчиво, но последовательно. Дедушка ушел из жизни, когда я еще учился в школе, мне было четырнадцать. Но он остался моим Учителем на всю жизнь. До сих пор невольно ловлю себя на мысли, что любое свое действие и слова соотношу с его словами и мыслями об искусстве, и не только.
— Вспомните какой-нибудь эпизод из жизни с дедом?
— Мы любили вместе бывать на даче у горы Араилер [потухший вулкан в Армении между реками Раздан и Касах. — Прим. авт.]. Оттуда открывался красивый вид на гору Арагац. Он будил меня на восходе солнца, и мы вместе начинали рисовать открывшуюся перед нами панораму. Он был легкий на подъем, веселый и отзывчивый, но при этом становился строгим и требовательным, когда дело касалось работы, творчества. «Творчество — это революционный процесс, — говорил дед, — и художник познает себя в борьбе. В поражении тоже может быть победа». А еще я помню, он говорил, что в любой работе можно увидеть темы добра и зла, и если в конце работы добро победило, то она получилась.
— И если добро побеждает зло, значит, кто победил, тот и добрый?
— Ему бы точно понравилась эта мысль…
— Есть ли, на ваш взгляд, работы Ара Арутюняна, пусть даже незаконченные, которые прозвучали бы сегодня актуально?
— На выставке при входе в зал установлена огромных размеров голова Комитаса — скульптура занимает центральную часть. Здесь налицо активное использование почти что авангардных форм, освобожденных от натуралистического бытовизма. Четко, зримо. Вне экспозиции я ее вижу не на каком-то постаменте, а просто установленную на земле. Хоть работа эта и создавалась очень давно, она и сейчас может быть представлена в новом качестве.
— Как успел проявить себя фонд «Ара Арутюнян»?
— Уже четыре года, как существует наш фонд. За это время мы успели открыть две выставки в Ереване, включая нынешнюю. Еще две выставки работ Ара Арутюняна открылись в Москве: в 2013 году к 85-летию мастера была открыта выставка его скульптурных и графических произведений и через четыре года — персональная выставка «Солнце в камне», которая была представлена в Музее современной истории России к 90-летию со дня его рождения. Были проведены также творческие вечера памяти в Москве и в Ереване. Нынче мы задались благой целью создать музей, где будут представлены работы деда. Помимо этого, в будущем музее было бы очень важно открыть выставочный зал, где могла бы появится возможность разным скульпторам выставлять свои работы. Но для этого необходимо выделить пространство. Рассчитываем на помощь государства, но Министерство культуры пока себя никак не проявляет. Нет инвестиций и со стороны спонсоров — все пока делается за наш счет. Идея музея назревала давно, к ней мы готовимся вдумчиво и тщательно. Но музей требует больших вложений как при создании, так и в дальнейшем, когда превратится в более открытую обществу систему, в «живое», развивающееся пространство.
Справка Армянского музея Москвы
Ара Арутюнян
Ара Арутюнян оставил огромное творческое наследие: более 40 памятников, монументов и скульптурно-архитектурных ансамблей, которые украшают улицы, площади, парки городов Армении, Франции, Италии, Украины, Молдавии и других стран мира.
Маэстро Арутюнян жил и работал в Ереване, хотя был весьма популярен и любим как в России, так и за рубежом, отдавая весь свой творческий потенциал увековечению истории и культуры Армении. Именно ему суждено было стать автором памятника «Мать-Армения» — символа города Еревана и Армении. Одно из его наиболее проникновенных произведений — памятник-родник поэту и ашугу Саят-Нове. Он автор самого масштабного комплекса, посвященного Сардарапатской битве, в котором увековечены защитники Муса Лера. Создал зодчий и портал музея «Эребуни», и архитектурно-скульптурный комплекс Армянского академического театра им. Г. Сундукяна и много других работ. На всем, что сделал этот зрелый мастер скульптуры, лежит печать широких и весомых обобщений.
Журналист Кари Амирханян (Ереван) специально для Армянского музея Москвы
В оформлении статьи использована фотография из семейного архива Ара Арутюняна