Евгений Геворгян — автор музыки к фильмам «Пираты XX века» и «Место встречи изменить нельзя»

Евгений Геворгян — автор музыки к фильмам «Пираты XX века» и «Место встречи изменить нельзя»

«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», «Когда я стану великаном», «Место встречи изменить нельзя», «Пираты XX века», «Не могу сказать „прощай“». Музыку к этим известным советским фильмам написал композитор Евгений Геворгян (1936–2016). Созданная им композиция, ставшая главной музыкальной темой детективной драмы Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя», узнаваема с первых нот.

Атмосферу таинственности и «затаённости» придала музыка Евгения Геворгяна фильму Говорухина, по сюжету которого сотрудники Московского уголовного розыска Владимир Шарапов и Глеб Жеглов расследуют преступления неуловимой банды «Чёрная кошка». Наряду с музыкой неизменную популярность и интерес зрителей картине обеспечили сценарий братьев Вайнеров, режиссёрская работа и прекрасная игра актёров (в фильме снялись Владимир Конкин, Владимир Высоцкий, Армен Джигарханян, Сергей Юрский, Евгений Евстигнеев).

Слева направо: Виктор Павлов, Евгений Геворгян, Владимир Высоцкий. Фото: kino-teatr.ru

Евгений Геворгян сотрудничал с Владимиром Высоцким. Они вместе работали над аудиоспектаклем «Алиса в Стране чудес»

О жизни советского кинокомпозитора в книге «Джаз: История. Стили. Мастера» рассказал историк джаза Юрий Верменич. Редакция Армянского музея Москвы публикует отрывок из этой книги. В нём Верменич, обращаясь к биографии Геворгяна, раскрывает его многогранный музыкальный талант.


ЮРИЙ ВЕРМЕНИЧ

Джаз: История. Стили. Мастера

Евгений Геворгян

Во все времена элитарная музыка авангардных авторов не была и не могла быть популярной среди широкой публики, так как она подразумевает определённый духовный контакт, а в противном случае вызывает ожесточённые споры. И, тем не менее, приходилось бывать свидетелем того, как в финале редчайших концертных выступлений Геворгяна эта широкая публика буквально «вставала на уши», будучи захвачена его музыкальными образами, словно пришедшими из космоса.

Но к этому он, конечно, пришёл не сразу. Евгений Дмитриевич Геворгян, самый оригинальный джазовый композитор и пианист в нашей стране за последние сорок лет, родился в Москве 2 июня 1936 года и детство провёл в Иране, где работал его отец.

Джаз начал играть с десяти лет и в 1957–1960 годах исполнял танцевальную музыку в московских любительских ансамблях, включая диксиленд В. Грачева и другие составы традиционного джаза.

 
 

То было время молодёжных кафе, и в 1962 году молодой «Жан» Геворгян ещё играл регтаймы в московском «КМ» и «Аэлите», когда заинтересовался современным джазом и создал своё комбо совместно с братом Андреем, контрабасистом. Интересно, что в том же году он окончил МВТУ и потом немало лет одновременно работал «технарём», вплоть до поста главного инженера московского завода «Борец». Он говорил: «Я пришёл в МВТУ уже сложившимся музыкантом, но не композитором. Композитором меня сделало не музыкальное образование, а технический вуз, потому что способность упорно трудиться, идти до конца привил мне именно он».

 
 

В 1963 году на 2-м университетском джаз-фестивале в Ленинграде был впервые представлен советский джазовый авангард в исполнении квартета Геворгянов (плюс тенор-сакс и корнет), позже квинтета (с ударником). Они играли только собственные композиции с использованием русских ладов и мелодий («Престольный праздник»), впоследствии записанные на радио. После успеха московского трубача Андрея Товмосяна с его пьесой «Господин Великий Новгород» на фестивале «Jazz Jamboree-62» в Варшаве многие наши музыканты стали экспериментировать с фольклором, и Е. Геворгян тогда написал целый цикл по мотивам русского эпоса «Игорь Святославович» (с очень поэтичным, напевным «Плачем Ярославны»). Вплоть до 1968 года Геворгян был участником и лауреатом практически всех джазовых фестивалей в СССР, включая «Джаз-68» в Москве, где он со своим трио (А. Геворгян — бас и Ю. Нижниченко — барабаны) исполнил новые пьесы «Фанчулла», «Три цвета джаза» и, особенно, «Маски», которые вызвали целую бурю эмоций в зале. Великолепно сделанная технически, это была в высшей степени импрессионистическая музыка, которая волновала воображение и притягивала к себе, как магнит.

 
 

Наверное, по причине своей абсолютной музыкальной нестандартности и потому неудобности для зашоренных музыковедов, Геворгян стал «enfant terrible» нашего джаза, а его выступления — редкостью. После 1969 года были считанные концерты — это «Джазовые посиделки» в МВТУ, фестивали в Новосибирске (1977 и 1988), Ярославле и Казани (1985). Тогда у него были идеи синтетической музыки «Сиджаро» (т. е. симфония + джаз + рок), а также тематика звёздных миров («Сады Аэлиты»). Так он прошёл путь от «Аэлиты» до «Аэлиты». По той же причине Геворгян никогда не был членом Союза композиторов (службу инженера он оставил), хотя являлся автором музыки к сорока кинофильмам (от «Пиратов XX века» до «Место встречи изменить нельзя»), где его импрессионизм пришёлся как нельзя кстати. Чем и жил. До сих пор не вышло ни одной его пластинки, если не считать того, что в 1977 году «Мелодия» выпустила двойной альбом-сказку «Алиса в Стране чудес» с его музыкой.

Тем не менее, эта уникальная личность с совершенно неординарным складом мышления постоянно генерирует новые музыкальные проекты, которые ждут своего воплощения. Е.Д. Геворгян был музыкальным руководителем одного московского экспериментального театра, но с середины 1990-х годов живёт в США.


Источник: Ю.Т. Верменич. Джаз: История. Стили. Мастера / Юрий Верменич. — 3-е изд. — Санкт-Петербург : Лань : Планета музыки, 2011.

Фото обложки: кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» / kino-teatr.ru

Евгений Геворгян — автор музыки к фильмам «Пираты XX века» и «Место встречи изменить нельзя»