Валерий Толстов: «Authentic Light Orchestra — это коллаж музыкальных стилей, идей, инструментов и культур»

Валерий Толстов: «Authentic Light Orchestra — это коллаж музыкальных стилей, идей, инструментов и культур»

Музыкальный коллектив Authentic Light Orchestra объединяет фольклор с самыми актуальными экспериментами. В преддверии грядущего концерта проекта Ethno Jazz публикуем разговор с основателем коллектива Валерием Толстовым, музыкантом, флейтистом, мультиинструменталистом и композитором.

Не секрет, что Authentic Light Orchestra давние и любимые Армянским Музеем герои интервью. Однако давно не было от вас новостей. В последний раз в январе 2021 года вы говорили следующее: «Хотел бы поселиться в Армении, в горах, подальше от города». Удалось осуществить это дело?

Рад, что Вы нас не забываете. Да, я был настроен на эту идею, но реализовать её пока не удалось. В то время я нашёл место недалеко от Вайоц-Дзора — идеальное для уединения. Ездили с другом осматриваться и дело шло к покупке земли. Но началась война и все эти дела отошли в тень. Сейчас эта местность стала приграничной зоной и жить там по известным причинам небезопасно. Ещё один пример постоянной изменчивости всего вокруг.

 

Валерий Толстов. Фото: Art16

 

Как война в Арцахе отразилась на вашем творчестве? Что изменилось за это время? Известно, что вы активно поддерживаете проармянскую позицию и постоянно выступаете в поддержку армянского народа в соцсетях. Можете ли вы провести черту до и после войны?

На творчество, скорее всего, отразилось не сильно. Музыка — абстракция, она не всегда отражает события во внешнем мире. Если, конечно, это не музыка с текстами, которая отображает события социальной жизни. А вот меня как человека затронуло радикально. В целом это стало пусковым механизмом ко «взрослению». До начала этих событий, я был погружён в музыку, книги, искусство и смотрел на мир и людей через призму своих довольно наивных представлений, которые, как оказалось, не имели ничего общего с тем, что на самом деле. Война стало точкой плавления иллюзий. Переоценка ценностей произошла абсолютно во всех сферах жизни, и пришлось собирать себя, картину мира, заново выстраивать с ним взаимоотношения. Но здесь важно не забывать, что самая большая иллюзия из всех остальных это когда человек полагает, что он живёт вне иллюзий. Или как говорил Гёте «нет рабства безнадёжнее, чем рабство тех рабов, себя кто полагает свободным от оков».

Какой сейчас вам видится Армения? Какая она для вас и в глазах глобального мира?

Здесь я ничего оригинального не скажу. Во-первых, страна пережила шок, от которого быстро не оправляются. Нужно время чтобы организм восстановился. Что касается будущего, то довольно большая проблема в отсутствии внятно изложенной национальной идеи. А это уже сфера философии. Общество становится эффективнее, если понимает «зачем живёт, как и куда движется», поскольку без карт и компасов движение происходит в никуда. Национальная идея преобразовывает все сферы жизни общества. В качестве примера можно привести мощную протестантскую реформу в Германии шестнадцатого века, которая способствовала зарождению капитализма и внезапному расцвету немецкой культуры на протяжении всех последующих веков. Словом, это глобальная национальная задача и она не решается на уровне блогерства. Так что, к сожалению, это вопрос не сегодняшнего дня и ближайших десятилетий.

Сейчас я в Ереване, люди чувствуют, что они не могут влиять на большие процессы, поэтому углубились в свои дела и заботы, став несколько индифферентными в вопросах политики и социума. И это нормально, ведь чтобы продолжить путь дальше, нужно сперва прийти в себя. Надеюсь, в обозримом будущем в Армении наступит период определенного политического спокойствия и люди смогут задуматься о чём-то большем, нежели проблемы выживания. Сейчас, конечно, ситуация внушает опасения. Что же до глобального мира, то это как игрушка из детства: каждый человек смотрит в свой собственный калейдоскоп и каждый раз видит там совершенно иной узор. Есть на эту тему замечательная книга Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление». В художественной же литературе есть прекрасный пример в виде новеллы Рюноскэ Акутагавы «В чаще». Очевидцы рассказывают свою версию событий, и ни одна не сходится с другой, хотя все говорят правду. Вот так работает наш ум.

Почему не армянская, а швейцарская консерватория? Что общего между Арменией и Швейцарией, чем эти страны принципиально отличаются?

В Цюрихе преподавал замечательный профессор и мне нужно было к нему попасть, чтобы получить необходимую квалификацию и знания. Насчет отличий, это сложный вопрос, поскольку касается множества параметров, но люди касательно базовых инстинктов довольно похожи. Если же говорить о странах, то, в первую очередь, это различные обстоятельства и исторические реалии. У швейцарцев не было катастроф такого масштаба как те, что выпали на долю армянского народа. В целом швейцарцы очень настроены на работу и мыслят довольно прагматично и рационально.  К тому же, их отличает честность и прямолинейность, скромность, пунктуальность и ответственность за данные обещания. Словом, у них есть чему поучиться, что я и стараюсь делать. Здесь, разумеется, можно вновь сделать отсылку к протестантской реформе, точнее к её швейцарской разновидности — кальвинизму, которая повлияла на развитие швейцарского менталитета. Если попытаться выразить в двух словах, то получится — «человек на этой земле, чтобы работать».

Продолжаете ли вы выступать в России? Где российский зритель может найти вас?

Пока что не выступаем, ведь ситуация с отменой прямых рейсов из Европы заметно усложнило организацию концертов.

 
 

Расскажите про грядущий концерт проекта Ethno Jazz. Чего ожидать зрителю? Какие сюрпризы и новинки готовят музыканты на этот раз?

Всё, что я могу сказать: это будет мощно! У нас будет великолепный состав участников. В общей сложности 30 человек на сцене. На концерте к нам присоединится также Гор Суджян, и мне самому уже не терпится услышать всё это вживую.

Почему концерт посвящен памяти Сергея Параджанова? Какую роль режиссер сыграл в вашей жизни?

Во-первых, я фанат Параджанова, а Маэстро был мастером коллажа и это повлияло на музыкальную концепцию моей группы, в которой  принцип коллажа находит своё музыкальное воплощение. По сути, Authentic Light Orchestra — это коллаж музыкальных стилей, идей, инструментов и культур. В последний раз мы выступали в Ереване лет пять назад и вот сейчас снова. У нас серьёзное намерение сделать этот концерт незабываемым.


Блиц:

Любимая площадка для выступлений

Кафедральный собор готического типа

Любимая страна

Несуществующая страна-утопия, которую описал Платон.

Любимый город

Рим

Любимый цвет

Цвет закатного неба

Любимый музыкальный инструмент

Церковный орган

Любимый писатель

Из последних — Юкио Мисима

Любимый поэт

Гёте

Любимый композитор

Бах

Беседовала Мариам Кочарян, специальный корреспондент Армянского музея Москвы в Ереване

Валерий Толстов: «Authentic Light Orchestra — это коллаж музыкальных стилей, идей, инструментов и культур»