Егише: историк и певец Аварайрской битвы
Егише ― выдающийся армянский писатель и ученый V–VI века, первый историк, описавший и воспевший Аварайрскую битву 451 года в своем трактате «О Вардане и войне армянской». Фактически, привычное нам повествование о ходе Аварайрской битвы, ее причинах и последствиях, происходит именно от Егише. Его труд был крайне популярен: до нас дошло множество его копий, в том числе даже фрагменты рукописей VII–VIII веков. В этой статье мы расскажем о том, что известно о Егише и его трудах.
Что мы знаем о Егише?
Несмотря на то, что тексты Егише ― выдающегося писателя и ученого — дошли до нас в большом количестве списков, достоверных биографических сведений о нем не сохранилось. К сожалению, такое очень часто происходит с древними писателями.
Существует предание о том, что Егише был воином и секретарем при полководце Вардане Мамиконяне, имя которого вынесено в заглавие его книги. Егише стал свидетелем событий, которые позже описал, и показал Вардана главным героем битвы. После войны Егише, если верить преданию, оставил военную службу, принял монашеский постриг и стал отшельником в земле Мокк. Там он писал свои труды: не только исторические, но и богословские работы ― толкования книг Ветхого Завета, философские трактаты, например, «О человеческой душе». Умер Егише в области Рштуник. Это предание с некоторой вероятностью, имеет историческую основу: часть этого сам о себе говорит Егише в своей «Истории».
Внутри текста мы имеем несколько автобиографических свидетельств. Одно из них ― в предисловии. В нем Егише обращается к Давиду Мимиконеану, иерею, по заказу которого, как следует из текста, и была написана книга. Историк открыто называет себя очевидцем описанных событий.
«Итак, приняв повеление от тебя, по природе своей не ведающего зла, начнем, откуда начать достойно, оплакивать бедствия нашего народа, хотя это и противно нашему желанию. И вот, вопреки своей воле, в плаче заливаясь слезами, мы поведаем о многих ударах, кои и нас коснулись и которых мы оказались очевидцем».
Еще одно свидетельство есть в начале второго раздела «Истории». Егише подчеркивает, что лично присутствовал при том, как шахиншах Йезигерд II (правил Ираном в 440–458 годах) произносил речи перед войском.
«Но мы, хотя и не имеем дозволения злословить о правителях, не можем восхвалять того, кто оказывается богоборцем. И я рассказываю о бедственных событиях, которые обрушились через него и на святые церкви, и не стану медлить. Не умолчу — без намерения злословить, но правдиво говоря об исходе дел. [Повествую об этом] не рассказами побужденный и не слухами пробужденный, но сам, лично оказавшись там на месте, я видел его и слышал звук его голоса, когда он нагло говорил. Как страшный ураган, который обрушивается на великое море, так он потрясал и приводил в содрогание все множество своих войск».
Исходя из этих и еще нескольких автобиографических фрагментов, мы можем предположить, как складывалась жизнь Егише. Вероятно, он родился в 420-х на территории Армении, а в 440-х, будучи молодым человеком, нес службу в армянском отряде при шахиншахе Йездигерде II. В то время, после раздела Армении 387 года, персы контролировали территорию Восточной Армении и проводили там свою жесткую религиозную политику.
Мы не можем точно сказать, на какой должности Егише был в походе: он мог быть как воином, так и «прикомандированным» к отряду священником. Он описал военные действия против кушанов (народа, который жил на территории Хорасана), а также гонения на христиан, которые при Йездигерде развернулись особенно жестоко. Эти самые гонения и попытки насильственно насадить христианство Егише называет главной причиной освободительной борьбы армян.
В том, как Егише описывает персидскую религию, ясно видна его философская подкованность. Например, он рассказывает о двух божественных братьях Ормизде (Ахурамазде) и Архмне (Ахримане). От Ормизда, по верованиям персов, происходит все хорошее, а от Архмна ― все плохое. Егише пересказывает эту легенду, а потом сразу дает комментарий, касающийся и христианства:
«И все люди пребывают в заблуждении, когда говорят: “Смерть сотворил Бог, и злое, и доброе от него”. Особенно, когда говорят христиане: “Бог ревнив, из-за вкушения с дерева одной фиги Бог сотворил смерть и повел человека под эту кару”. Такой ревности и у человека к человеку не бывает, уж не говоря о Боге по отношению к людям, потому что, кто это говорит, тот глух и слеп и обманут дэвами Харамана».
Здесь историк высказывает одну из классических раннехристианских идей о природе зла: оно не исходит от Бога, и Бог его не создавал. То есть, важной чертой описания Егише является именно концентрация на религиозном и философском аспекте происходившего.
Датировка
Зачастую авторы древних исторических сочинений, следуя античной схеме, указывают себя очевидцами событий, о которых пишут. Однако очень часто это оказывается неправдой: причем речь здесь не идет о фальсификации, только о дани литературной традиции. Естественно, автобиографические свидетельства Егише тоже подвергают сомнению.
Некоторые ученые полагают, что труд Егише ― переписанная и расширенная «История Армении» Лазаря Перпеци. В этом случае его датируют началом VI века ― 510–20 годами. На это указывает и философская честь текстов Егигише. Фрагмент о природе зла, который мы приводили выше, и еще много подобных мыслей не только в «Истории», но и в других трактатах Егише, наводят на мысли о том, что он находился под серьезным влиянием идей философа Филона Александрийского. Причем не просто его философии, но именно его переводов на армянский: это видно по самим формулировкам.
Переводы Филона на армянский относят к VI веку и, следовательно, Егише мог писать только в VI веке. Однако, мы никогда не знаем, существовали ли более ранние версии известных нам переводов. Так что однозначно отнести «Историю» к V или VI веку пока невозможно.
Структура и содержание трактата
Полная версия названия трактата ― «О Вардане и войне армянской, по просьбе иерея Давида Мамиконеана». Об этом Давиде мы знаем только от Егише: он восхваляет его не только как священнослужителя и мецената, но и как ученого, богослова и писателя. Говорит, что лучше бы Давид сам написал ― у него получилось бы искуснее.
«История» Егише делится на семь глав, при этом сам он в предисловии говорит: «В этих семи главах я по порядку и со всей полнотой изложил начало, середину и конец». Обсудим эти части по порядку.
Начало
В экспозиции Егише описывает общее положение дел в Армении и Персии с 428 года (когда пала армянская династия Аршакидов). С III века, когда персидский царь Арташир I признал зороастризм государственной религией Сасанидского Ирана, на его территориях регулярно происходили гонения на христиан. Шахиншаха Йезигерда II Егише описывает как особенного нетерпимого богоборца, при котором маги ― жрецы зороастризма ― страшно бесчинствовали.
Еще хуже стало, когда армянскую армию увели из Армении в страну Апар, чтобы заставить там участвовать в кампании, которую вели персы. Расходы княжеских семейств сильно увеличились из-за необходимости содержать конницу. К тому же, армянских воинов притесняли в персидской армии из-за вероисповедания. В то же время на территории Армении персы подняли подати, причем обложили налогами даже монахов-отшельников.
Середина
Дальше Егише переходит от экспозиции к развитию событий. Армянские нахарары собрали совет, а потом отправились в Персию. Там они сделали вид, что отказались от христианства, и вместе с магами вернулись обратно в Армению. Началось народное волнение: собралось ополчение.
Армяне, снова объединившись, напали на персидский лагерь, а потом взяли находившиеся в руках персов Арташат, Ван, Артагерс, Гарни и другие города и крепости. Несмотря на предательство одного из трех главнокомандующих ― Васака ― спарапет Вардан Мамиконян собрал достаточное войско и дал генеральное сражение персам. Оно произошло в 451 году на Аварайрском поле. Закончилось большими потерями для обеих сторон: обе, можно сказать, потерпели поражение. Сам Вардан и несколько нахараров погибли на поле боя.
Дальше армяне оказались не в состоянии вести войну сплоченно: они расходятся по своим областям. Однако сопротивление на этом не кончается. Персы оказываются неспособны подавить восстание: поэтому в конце концов Йездигерд II идет на уступки.
Итоги
В конце Егише подводит итоги войны, из которой армяне вышли победителями.
Армянам дали право свободно исповедовать христианство. Службы официально разрешили, отшельники и монахи получили право вернуться и не больше скрываться. Те, кого насильно заставили принять зороастризм, смогли обратиться снова в христианство.
Со всей страны были сняты подати. Вдобавок, облегчили набор царской конницы (стали призывать меньше людей и требовать меньше денег на содержание).
Всем бежавшим от гонений в другие страны разрешили вернуться и, более того, вернуть свое имущество.
Помимо подробности изложения исторических событий, Егише пишет с большим риторическим мастерством. Он прекрасно описывает саму битву, приводит речи героев, литературно раскрывает их характеры. Есть в «Истории» и философские комментарии, и лирические отступления — скорбные и радостные. Собственно, те, кто слышали об Аварайрской битве, легко узнали это повествование: в рассказах о ней люди веками опираются на Егише.
Источники:
А. Манук: История древнеармянской литературы: Т. 1. 1948
iranicaonline.org
Текст Егише: vostlit.info