Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Двин — музей под открытым небом

В одном из живописнейших уголков Араратской области Армении находятся развалины города Двин, принадлежавшего к древнейшим поселениям Армянского нагорья, которые существовали еще в III тысячелетии до новой эры. В V веке город стал царской ставкой армянской династии Аршакуни и резиденцией Католикоса всех армян. Двин являлся крупным центром политической, экономической и культурной жизни средневековой Армении. Армянский музей Москвы делится материалом Ирины Аброян, опубликованным в журнале «Форум Плюс».

Духовный центр и торговый город

Город на месте античного поселения основал армянский царь Хосров III, прозванный за свой малый рост Котаком (Коротким). Он расположил здесь свою резиденцию. Датой основания Двина считается 335 год.

Фото: ra.am

Двин многое повидал на своем веку: был современником распада Римской империи и ведения римско-персидских войн, застал период распространения христианства. Он младше Константинополя всего на пять лет, и во второй половине IV века эта армянская столица уже была многолюдным, большим и процветающим городом Азии, где активно шла торговля и развивались ремесла. Роль Двина в общественной жизни страны особенно возросла в 470 году, когда армянский католикос Гют I перенес сюда из Вагаршапата (ныне Эчмиадзин) свою резиденцию. По этому случаю в центральном квартале города возле трехнефной церкви были построены покои, присутственные места, высшая школа и другие здания. Двин стал и духовным центром страны того времени, где с 506 по 720 годы формировались и развивались основы христианства, религиозной и философской мысли, созывались церковные собрания, обсуждались важные вопросы духовной и светской жизни. С начала VIII века, в период арабского правления (когда Армения находилась под гнетом Арабского халифата), Двин на какой-то период стал центром большого наместничества Арминии (в его состав вошли Армения, Албания и Восточная Грузия. Это был богатый торговый город с процветающими ремеслами и многонациональным населением, насчитывающим около ста тысяч человек. Армянские и зарубежные источники называли его Шахастаном — Великой столицей. Процветающий некогда город впоследствии подвергался нашествию турков-сельджуков и монголо-татар и в 1236 году был окончательно разрушен монголами.

Фото: wikipedia.org

Столь богатая история Двина не могла остаться без внимания исследователей. Изучение истории города приобрело размах в годы советской власти: с 1937 года здесь систематически проводились раскопки, давшие интересный материал о культуре Армении V-XIII веков. В частности, в 1950 году в центральном квартале города под средневековым слоем открылись захоронения больших кувшинов для вина (карасов) античного периода. Позднее, с 1960-х годов, велось систематическое изучение археологических слоев начала I тысячелетия до н.э. и античного периода. Раскопки и последующие исследования показали, что Двин как поселение существовал уже в III тысячелетии до нашей эры. Были найдены следы древних святилищ и капищ, античная керамика, каменные печати, монеты Тиграна II, римских императоров Октавиана Августа и Домициана.

Фото: wikipedia.org

Не дать места фантазиям

Сегодня историко-культурный заповедник «Столица Двин» является памятником республиканского значения, включенным в Государственный реестр памятников истории и культуры, а также в предварительный список культурного наследия ЮНЕСКО. В прошлом году Правительство Республики Армения приняло решение включить памятник в число заповедников и музеев-заповедников, действующих в ведении ГНКО «Служба по охране исторической среды и историко-культурных музеев-заповедников» Министерства образования, науки, культуры и спорта Армении. Сейчас Двин переживает свое второе рождение, поднимаясь из руин уже в виде историко-архитектурного музея. На территории заповедника ведутся реставрационные работы. С 2020 по 2021 годы шел процесс реставрации: специалисты начали частичное восстановление, укрепление и музеефикацию важных архитектурных объектов, расположенных в центральной части города, — руин кафедрального собора Святого Григория Просветителя, однонефной базилики, резиденции католикоса (первой и второй палат V и VII веков) и тронного зала во дворце Аршакидов. Реставрацией занималась реставрационно-строительная фирма «Бург 999». К проекту были привлечены серьезные профессионалы — архитекторы-реставраторы Ованес Санамян и Андраник Саргсян. Автором проекта музеефикации Двина является известная Архитектурная мастерская Екатерины Петросян.

Двухметровый крест с руин Двина. Фото: wikipedia.org

Восстановление памятников проводится в рамках программы «Музеефикация исторической столицы Армении Двин и благоустройство прилегающих территорий», стартовавшей в 2016 году за счет финансовых средств Фонда территориального развития Армении. Была разработана проектно-сметная документация по благоустройству южного и нового входов в Двин и представлена на согласование в Министерство культуры (ныне Министерство образования, науки, культуры и спорта) Республики Армения. Под непосредственным контролем вице-премьера и при участии Министерства образования, науки, культуры и спорта был создан комитет по управлению программой «Развитие местной экономики и инфраструктуры», осуществляемой Фондом территориального развития Армении на кредитные средства Всемирного банка. Программа включает в себя несколько субпрограмм и компонентов по восстановлению объектов культурного наследия, развития туристических инфраструктур, в число которых входит и проект восстановления и укрепления памятников Двина.

Археолог Арев Самуэлян. Фото: Форум Плюс

Непосредственно восстановительные работы начались в декабре прошлого года. Как и многие археологические памятники, территория Двина — это «многослойный пирог». Люди здесь жили веками, и археологические слои расположены один на другом. Да и территория его намного больше, чем нынешняя, попавшая под охрану (площадь 12,72126 га). А реставрируют здесь только объекты периода раннего средневековья, за основу взят самый правильный по мнению специалистов подход — музеефикация археологической местности. Главный принцип — «не дать места фантазиям». В ходе работ специалисты ничего добавлять и достраивать не будут, какие бы догадки и предположения у них ни были. Полностью восстановить памятники не получится — придется домысливать, а это, по убеждению реставраторов, обесценит результат работ. Памятники плохо сохранились, а потому сначала их укрепляют, а затем уже частично восстанавливают, получая интересные формы и силуэты — чтобы о них создалось определенное впечатление. Музеефикация же местности позволит в будущем проводить здесь новые археологические работы.

Фото: wikipedia.org

«Двин станет археологическим парком и музеем-заповедником»

О том, что такое музеефикация памятника, рассказывает координатор восстановительных работ в Двине архитектор Арев Самуэлян. Применительно к Двину речь идет об экспонировании памятника под открытым небом — археологической музеефикации. То есть о преобразовании объектов археологического наследия в объекты музейного показа. Археологическая музеефикация — это новое направление в Армении, взятое на вооружение с учетом огромной работы (научных исследований и археологических раскопок), которую долгие годы вел Институт археологии и этнографии Национальной академии наук Армении. Вначале шла подготовка и сбор научной документации, затем разработка проектов, после чего должен начаться процесс ввода памятника, уже готового к музейному показу, в социокультурный оборот. Проще говоря, музеефикация — это представление памятника в наиболее выигрышном свете.

Фото: wikipedia.org

Концепция музеефикации руин города была предложена на основе историографических источников, а также скрупулезного анализа исторических этапов создания, формирования, развития и структуры градостроительства Двина.

По словам Арев Самуэлян, данная концепция включает в себя не только реставрацию памятников, сохранение археологической местности и демонстрацию археологических находок под открытым небом — планируется также благоустроить прилегающую территорию, установить освещение, ограды и знаки, построить здесь музей, информационно-обслуживающий центр и автостоянку. Конечно же проект музеефикации предполагает строительство дороги между ближайшими селами Хнаберд и Верин-Арташат, благоустройство нескольких сельских домов. Программа очень обширная, и итогом ее станет появление музея-заповедника — археологического парка. Однако реализация столь масштабного проекта имеет и свои сложности. В первую очередь это хозяйственная деятельность на территориях памятника, что очень мешает достойной и полноценной его демонстрации. Постоянное строительство и различные техногенные угрозы наряду с естественным воздействием природы ставят археологический памятник на грань исчезновения.

Фото: wikipedia.org

Большинство археологических памятников на территории Армении нуждается в новых формах экспонирования: они должны быть вовлечены в процесс современного использования. Есть определенные недостатки и в плане охраны культурного наследия. Решение этой проблемы специалисты видят в том, чтобы памятник демонстрировался в неразрывной связи с природным ландшафтом. Это основной метод как с точки зрения сохранения археологического наследия, так и в смысле возможностей его экспонирования, подчеркнула Арев Самуэлян.

Она добавила, что при практической реализации всего проекта подобная архитектурно-пространственная экспозиция градостроительного масштаба может дать серьезный импульс туристической индустрии Армении, обеспечить ее устойчивое развитие.

Фото: ra.am

— Прошлой осенью в Ереване, в Национальном университете архитектуры и строительства Армении при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества впервые прошла международная научная конференция под названием «Охрана историко-культурного наследия как ресурс эффективного диалога между государствами: задачи и перспективы развития». В рамках конференции обсуждались актуальные проблемы сохранения историко-культурного наследия: новейшие технологические решения и средства консервации и охраны памятников культуры, соответствующие мировым стандартам, современные подходы к вопросам урбанизации исторических городов, вопросы сохранения историко-культурного наследия в зонах военных конфликтов, расширение международного научного сотрудничества. И вот в рамках этой конференции мы представили реставрационные работы на городище Двина. А кроме того, при поддержке МФГС получили возможность провести этим летом в Армении междисциплинарную Международную летнюю школу по архитектурной археологии и музеефикации исторических поселений Армении. Она пройдет с 13 по 18 июня, и ее исполнителем является Национальный университет архитектуры и строительства Армении. Для участников летней школы будут организованы теоретические и практические занятия: лекции, дискуссии, круглые столы, выездные полевые работы, в которых примут участие ведущие специалисты профильных факультетов и подразделений Национального университета, Института археологии и этнографии НАН РА, Историко-археологического музея-заповедника Эребуни. К работе летней школы будут привлечены архитекторы, этнографы, культурологи, музееведы, реставраторы, археологи, ведущие специалисты других смежных профессий. Ее участники смогут расширить свои знания и навыки в области изучения, охраны, сохранения, реставрации и консервации историко-культурного наследия. Основная же цель проекта — подготовка архитекторов-реставраторов и археологов в сфере музеефикации древних поселений. И далеко не случайно, что летняя школа пройдет на базе исторической столицы Двин. Проект этот — новаторский. Он представляет собой попытку провести совместный курс для архитекторов и археологов, а также создать методологию музеефикации и актуализации данных об исторических объектах. И мы, конечно, рассчитываем посредством Международной летней школы расширить профессиональные связи и обмен опытом, еще больше активизировав мультикультурный диалог, — резюмировала Арев Самуэлян.

Источник: Ирина Аброян. Двин — музей под открытым небом / Форум Плюс, №2, 2022

Обложка: 3D-реконструкция Двина. Фото: Andin. Armenian Journey Chronicles / behance.net