Редакция

Армянское наследие эпохи Ахеменидов: дворец Драсханакерт

Редакция
Армянское наследие эпохи Ахеменидов: дворец Драсханакерт

Прежде чем в IV веке до нашей эры образовалась Малая и Великая Армения, древний народ более двух столетий жил при господстве персов. Включение Армении в состав Ахеменидской империи историки датируют 548 годом до нашей эры, исходя из предположения, что после победы над Мидией в состав державы вошли все государства, которые ранее подчинялись мидийцам. Из сообщений древних историков известно, что Армения занимала важное место в империи. Однако исследования находок того периода долгое время были затруднительными из-за сложности разделения урартского и ахеменидского периодов. За последние несколько лет археологи продвинулись далеко вперед, кроме того, работающие в крепости Эребуни специалисты уверены, что между Урарту и Ахеменидами был еще один период, который ученые пока охарактеризовали как затерянный.

Воссоздать картину развития культуры Армении можно благодаря относительно недавним исследованиям находок VI-IV веков до нашей эры. Одна из них – памятник Драсханакерт на северо-востоке страны, занимающий территорию в 80 гектаров. Здесь были найдены комплексы ахеменидского и эллинистического периодов.

Руины Драсханакерта недалеко от села Бениамин в Ширакской области. Фото: wikipedia.org

Руины Драсханакерта недалеко от села Бениамин в Ширакской области. Фото: wikipedia.org

В V-IV веке до нашей эры на холме был возведен большой прямоугольный дворец со стенами из камня и сырцового кирпича. В здании исследователи обнаружили большую лотосовидную базу, базу с тором, украшенным рельефно высеченными лепестками. Обе находки изготовлены из черного туфа. Одно из помещений служило хлевом для священных телок. Там были обнаружены курильницы и протома в форме головы крупного рогатого животного, а также фрагменты небольшой керамической статуэтки сидящей богини. Уникальной находкой является найденная в дарохранилище каменная свирель Пана, имеющая звучание хроматической тетрахорды. Судя по характеру святилища, в нем поклонялись богине Анаит, но в ее зооморфной форме – в виде коровы.

База. Фото: Армения-Иран: История. Культура. Современные перспективы взаимодействий, 2013

База. Фото: Армения-Иран: История. Культура. Современные перспективы взаимодействий, 2013

Западная часть дворца имела светское назначение. Там были обнаружены следы украшения стен росписью и рельефными налепами, а также оттиски веревок, на которых, вероятно, были подвешены ковры. Здание дворца-святилища могло служить резиденцией правителя Ширака. Судя по тому, что в одном здании находились и святилище, и дворец, а также исходя из формы культа, который не был характерен древнеиранской богине Анаит, историк Феликс Тер-Мартиросов предположил, что правителем Ширака в этот период был представитель армянской знати.

В конце IV века до нашей эры дворец перешел к царям Оронтидам и был перестроен, а каменный настил хлева засыпан. Об изменении культа свидетельствуют находки курильницы с протомами птиц. В культовой части возвели новые стены, перестроили дарохранилище. В светской части были обнаружены бронзовые навершия штандарта в виде фигурок орла.

Свирель. Фото: Армения-Иран: История. Культура. Современные перспективы взаимодействий, 2013

Свирель. Фото: Армения-Иран: История. Культура. Современные перспективы взаимодействий, 2013

В ходе следующих раскопок был открыт жилой и хозяйственный комплекс помещений V-III веков до нашей эры. Здесь археологам удалось установить технику сооружения зданий. Сперва вырывалась большая яма, ее стены облицовывали каменной кладкой. В сооружении изначально было два помещения, в центре которых располагались по четыре плоских каменных плинта круглой формы, служивших базами для деревянных колонн, которые поддерживали перекрытие помещений. Бревна, из которых было сделано это перекрытие, были сложены в форме купола глхатуна. Снаружи крышу обмазывали толстым слоем глины.

Курильница. Фото: Армения-Иран: История. Культура. Современные перспективы взаимодействий, 2013

Курильница. Фото: Армения-Иран: История. Культура. Современные перспективы взаимодействий, 2013

Ученым также удалось установить, что на первом этаже комплекса были не только жилые помещения, но и места для производства кузнечных изделий и мелких стеклянных бус. При раскопках наряду с материалом, продолжающим традиции серолощенной керамики с рельефным орнаментом, типичной для территории Армении VIII-VII веков до нашей эры, обнаружена керамика, сохраняющая урартскую традицию красно-коричневолощенного черепка. Здесь найдены также образцы черной и серолощенной керамики, подражающей металлическим формам ахеминидских сосудов.

Искусствовед Рамиль Вергазов считает находки во дворце Драсханакерт симбиозом древнеперсидской архитектуры с местной строительной традицией, унаследовавшей достижения зодчества Урарту. Сплав урартского наследия с официальным зодчеством Ахеменидов, по мнению исследователя, из себя представляют и артефакты ахеменидской эпохи, обнаруженные в Эребуни и Аргиштихинили.

Навершие штандарта. Фото: Армения-Иран: История. Культура. Современные перспективы взаимодействий, 2013

Навершие штандарта. Фото: Армения-Иран: История. Культура. Современные перспективы взаимодействий, 2013

Подготовлено по материалам: Тер-Мартиросов Ф. Армения в составе империи Ахеменидов / Армения-Иран: История. Культура. Современные перспективы взаимодействий, 2013; Вергазов Р. Официальный стиль Ахеменидов и его отражение в искусстве северных сатрапий на материале архитектуры / Проблемы истории, филологии, культуры, 2017.

В оформлении обложки использовано фото серебряного ритона Ахеменидской эпохи, VI-IV вв. до н.э.

Армянское наследие эпохи Ахеменидов: дворец Драсханакерт