Быт донских армян
В конце XVIII – первой половине XIX века Нахичевань-на-Дону была довольно крупным промышленным центром юга России, опережая по темпам роста соседний Ростов-на-Дону.
Герой Отечественной войны 1812 года Николай Раевский, который совместно с Александром Пушкиным посетил город в июне 1820 года, в своем письме к дочери отмечает: «За крепостью есть другой форштадт, или город армянский Нахичеван называемый, пространный, многолюдный и торговлей весьма богатый. Образ жизни, строенье, лица, одеяния — все весьма оригинальное». Известный русский промышленник Акинфий Демидов, побывавший в 1837 году на Дону, писал: «Нахичевань — город замечательный по своей странной наружности, свидетельствующей, впрочем, о господствующей здесь торговой деятельности. Народонаселение Нахичевани отличается смышленостью и ловкостью в торговле. Хотя Нахичевань находится не в таком счастливом расположении, как Ростов, зато жители ее несравненно способнее к торговым сделкам, нежели ростовские. Многочисленные магазины этого небольшого города наполнены прекрасными шелковыми тканями и разными восточными, преимущественно персидскими товарами». Ему вторил Григор Чалхушьян: «Армяне, переселившиеся из Крыма в соседний город Нахичевань, состояли из ремесленников и купцов; первые перенесли сюда ремесла, вторые свой предприимчивый торговый дух. <…> Эти энергичные торговцы явились сюда, быстро пустили в дело богатство края и так как еще в прежнем своем отечестве имели связи за границей, то воспользовались ими для своей торговли. Нахичевань становится складочным пунктом, торговым центром; отсюда весь край получает заграничные и московские товары, отсюда русские товары отправляются за границу». Генерал Илья Безбородко, посетивший Нахичевань в 1812 году, писал: «Был в гостином дворе, город многолюдный, регулярно расположены улицы. Строения в армянском вкусе. Дома чистые, по большей части покрыты черепицею. Есть и хорошие каменные дома. Церквей каменных несколько, довольно огромные! Садов много. Положение города прекрасное — на горе при реке Дон». А вот что указывает словарь Брокгауза и Ефрона: «Население города ведет оживленную торговлю преимущественно шелковыми тканями, кожевенными произведениями, стальными и серебряными изделиями и фруктами, собираемыми в промышленных садах, окружающих город».
Но со второй половины XIX века со строительством железной дороги и вокзала Ростов-на-Дону получает ряд преимуществ перед Нахичеванью, что сразу сказалось на экономике обоих городов. Многие крупные нахичеванские купцы и промышленники переносят свои предприятия и магазины в соседний Ростов, меняют фамилии на русский манер, как, например, Гавриил Мелконов-Езеков, у которого имелись магазины в Ростове-на-Дону и шерстомойка в Нахичевани. Нахичеванские купцы Генч-Оглуев и Шапошников, владельцы галантерейных магазинов в Ростове, оба не раз избирались гласными в Ростовскую и Нахичеванскую городские думы.
Как и в Крыму, жители «Донской Армении» занимались ремеслами, виноградарством, виноделием. На всю округу славились крупные виноградники Сармакешевых, Титровых, семейства Вартаньянц. Нахичеванские вина пользовались большой популярностью не только в округе, но также составляли успешную конкуренцию винам юга России, в том числе и крымским.
Одним из наиболее распространенных занятий было портняжное ремесло. Шили как для себя, так и на продажу. Ткань закупали из центральных районов России, за границей (Западная Европа). Занимались пошивом одежды: платья, головные уборы (например, поши — традиционный головной убор замужней армянки).
На широкую ногу было поставлено и производство медной посуды — это ремесло армяне привезли еще из Крыма. Посуду как местного производства, так и привезенную из Крыма в конце XVIII столетия демонстрирует экспозиция Музея русско-армянской дружбы в Ростове-на-Дону.
Плодородные земли донского края позволяли заниматься выращиванием хлеба в селах Ново-Нахичеванской колонии. Пекли хлеб в особой печи — пур, которая располагалась на центральной площади села. В самом маленьком селе Несветай была одна печь, в Чалтыре около пяти, и каждое утро над селом разносился аромат свежевыпеченного хлеба. Иногда такая печь находилась в доме, и такой дом назывался пури-тун (дом с печью).
Традиционно кухонной утварью донских армян были деревянные тэкне — тазы для замеса теста, охловы — скалки для его раскатывания, гохички с множеством узоров для украшения выпечки, тава — форма для выпекания, и др. Распространена была и глиняная посуда, которую производили местные гончары. Посуду праздничную, для торжественных случаев можно было приобрести на нахичеванском городском базаре.
Как и почти повсеместно на Дону, в армянских селах занимались выращиванием зерновых культур. Уборка сена производилась при помощи деревянных вил (чала). Обмолот зерна велся вручную — с использованием сапа, и лишь в начале XX века перешли к механизированному способу обмолота зерна.
Развито было животноводство: крупный, мелкий рогатый скот. Как и в далекую старину, в дореволюционной России количество домашнего скота являлось наглядным показателем успешности хозяйства. Сливочное масло отмеряли при помощи специальной формы объемом 3 фунта (примерно 1,2 кг).
Широко развитым в армянских селах на Дону было овцеводство, а с ним и производство шерсти. Сырье очищали с помощью темитарха (или темитараха) и специальной щетки. В домашнем хозяйстве шерсть сначала замачивали в воде, затем пропускали сквозь острые колья темитарха.
На приусадебных участках разбивали огороды, где выращивали помидоры, огурцы и другие огородные культуры. Кроме того, практически у каждого хозяина была возможность заниматься садоводством и виноградарством.
Армянские переселенцы, как выходцы из гористых районов Крыма, принесли на Дон традицию строить мельницы из камня в отличие от местных жителей, предпочитавших использовать при строительстве саман и дерево. Мельницы донских армян выполнены из известняка, который добывался на берегу р. Темерник.
Несмотря на занятость в полевых работах, армянки не забывали о своих домашних делах: уходе за детьми, рукоделии, уходе за домом. Традиционно в армянских семьях особое внимание уделялось детям. Грудного младенца укладывали в бешик — традиционную люльку донских армян. Конструкция бешика весьма удачна: люлька без бортиков, но с глубоким ложем, откуда младенец не мог выпасть. Так как бешик был переносной, то его можно было брать с собой в любую часть дома.
Вместе с дочерьми и внучками женщины вечерами усаживались за трапез, или драпез, — традиционный стол донских армян, за которым можно было и тесто раскатать, и шерсть разложить. Низкая посадка стола объясняется тем, что предки донских армян долгое время жили в Крыму среди восточных народов (турки, татары) и многовековой опыт соседства с восточной культурой перенесли на Дон. Даже в диалекте анийских армян присутствовали татарские слова, хотя народ со столь сложной судьбой свято чтит свою исконную культуру, традиции и язык и на Дону, что особенно заметно в селах из-за довольно замкнутого образа жизни внутри армянской колонии. Горожане Нахичевани больше подвергались влиянию европейской культуры, как, впрочем, и культуре соседнего Ростова.
Городской быт донских армян не у всех социальных слоев отличался от сельского образа жизни. В городе небогатые жители (в основном на окраинах) занимались огородничеством, садоводством, разводили птицу, мелкий рогатый скот. Занимались так же ремеслами, мелкой торговлей. Образ жизни зажиточной части городского населения разительно отличался. Они строили себе большие одно-, двухэтажные особняки, выше строить уже было нельзя из-за грунтовых вод, которые и обустраивались по последней европейской моде. Тем не менее, дом делился на мужскую и женскую половины. В мужской части дома хозяин встречал гостей, беседы зачастую велись за игральным столом, здесь же заключались сделки и обсуждались грядущие планы.
Непременным было наличие в доме столовой. Как правило, здесь размещался шкаф-буфет, в котором хранились столовые принадлежности.
В женской половине хозяйкой была старшая женщина в семье, например, бабушка, чей портрет мог висеть в гостиной. Она заправляла хозяйством, руководила работами по дому, приобщала к домашним делам дочерей, невесток, внучек.
В купеческих семьях, занимаясь воспитанием детей, старались дать не только общее, но и музыкальное образование, в том числе и навыки игры на фортепиано. В купеческой среде широко распространена была практика частных уроков на дому, помимо учебы в городских школах.
Нахичевань-на-Дону поистине уникальна. Сумев сохранить исконные армянские традиции быта, нахичеванцы впитали часть русской культуры, во многом благодаря соседству с Ростовом-на-Дону. Эту взаимосвязь можно заметить в наличии в интерьере нахичеванской гостиной русского самовара. Надо сказать, нахичеванцы очень любили пить чай и, будучи гостеприимными, приглашали на чаепитие не только ближайших соседей, но и знакомых из Ростова-на-Дону. Оба города-соседа с полным правом можно признать европейскими, что было связано с самим характером Ростова и Нахичевани и с основными видами деятельности горожан — торговлей и промышленностью.
Таким образом, Нахичевань-на-Дону являясь армянским поселением, вобрала в себя традиции русской и европейской культур.
Материал предоставлен Музеем русско-армянской дружбы в Ростове-на-Дону