Эксклюзив: Дневники Дедо, которые не сожгла Бабо. Часть II

Эксклюзив: Дневники Дедо, которые не сожгла Бабо. Часть II

Армянский музей Москвы продолжает серию публикаций фрагментов из личных дневников участника первой Карабахской войны — Казаряна Сурена Айкарами (1936–2018). Во второй части автор рассуждает о Боге, вере, судьбе церкви и армянской государственности.

Дневники Дедо — Сурена Айкарами Казаряна. Фото из архива семьи Казарян

Дневники Дедо — Сурена Айкарами Казаряна. Фото из архива семьи Казарян

— Что ж ты ушел? Что ж ты так рано ушел, Суро! — произносит в сердцах бабо. — Խելքը գլուխտ հավաքեիր [дословный перевод — собрать ум в голову, то есть взять себя в руки. — Прим. ред.], жил бы дальше, да… На кого ты меня одну-одинешеньку оставил?

— Вы часто скучаете?

— Нет! (отмахивается). Что скучать, да Божьим делам мешать?

— Бабо, а дедо верил в Бога?

— Верил, как не верил. Все церкви мира объездил. Только вот против моей веры был.

— Почему?

— Я — евангелистка. А он говорил, посещай нашу Армянскую апостольскую церковь! Нечего ересью страдать.

— А вы?

— Нет! Мне в моей хорошо. Понятно все, проще что ли, — произносит бабо, причмокивая водой таблетку. — Это мой выбор, бала джан. Бог говорит, что нельзя быть слугой двух господ. Я ему и повинуюсь. Однажды пришла и с порога все Сурику выдала: куда иду, зачем иду, что мы там делаем. 

— А он что?

— Брань, ругань, споры… Он не принимал мою веру. Да только вот потом, к концу жизни, понял, что Библия у нас, у христиан, одна. Я ему и поесть приготовлю, и рубашки поглажу и чай с малиной заварю, как он любит, а сама тихонько уйду на час-другой в дом свой Божий, — вполголоса произносит бабо, будто боясь, что дед ее услышит. — В последние годы мы больше не ругались. Кровь в жилах остыла что ли… Э-э-э (со вздохом), и мне пора туда, к Сурику. Покаюсь пред ним, что бумаги эти сжечь хотела. Не буду таить греха своего.

— А как вы стали евангелисткой?

— В деревне то было. Бога тогда еще не знала. А соседка моя, глядишь, зайдет да про Христа пару слов скажет и тут же уйдет. Мне стало интересно. Так-то я с ней подружилась, и жизнь моя изменилась…

— Расскажете как?

— Ну, слушай, бала. Дело было в Карабахе. Я так змей боялась (хватается за сердце)! Ох, хуже лютой смерти боялась! — рассказывает Бабо. — А в Карабахе они — везде и всюду. Под ногами в траве, в доме, под яблоней, на винограднике, по стенам ползут. И вот однажды ночью одна гадюка решила мне в спину жало свое насадить! Ох, как я испугалась, — качает головой бабуля. — Какая эта ночь была беспросветная, злая! Тогда мы с Суриком спали на разных этажах [дедо построил единственный двухэтажный дом в селе. — Прим. ред.]. Я испугалась так, что заработала себе сахарный диабет. Это все происки лукавого, черта этого бессовестного! Но тогда, что я про него, про беса, знала? Так я провела полночи, в муках и страданиях. А ближе к рассвету начала просто молиться. Пару раз позвала Сурика, да только тот высмеял меня и заснул крепким сном. А я продолжила молитву. И вдруг точно вижу, как эта самая гадюка прямо на моих глазах превращается в пепел. Ее нет. Эта змея — мое больное воображение, понимаешь? Я была так удивлена, бала джан, так изумлена этим видением, что тут же уверовала! С тех самых пор я начала молиться каждый день перед сном, и скажу тебе, что моя жизнь круто преобразилась. Теперь все, что я делаю — посвящается Богу и Его доброй воле! Слава Ему, во веки веков слава, что спас меня от погибели духовной!

— А дедо перед смертью исповедался?

— Да. Он окончательно уверовал. Но прежде всего он хотел всеобщего покаяния нашего народа, чтобы мы все спаслись, каждый армянин на свете.

— А вы с ним согласны?

— Да. Ибо что человек без Бога? Соринка вселенская. А с Богом — подобие божьего чуда.

Дедо с внуками и собакой Бохар в своей деревне в Арцахе. Фото из архива семьи Казарян

Дедо с внуками и собакой Бохар в своей деревне в Арцахе. Фото из архива семьи Казарян

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ПРО ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ

После Тиграна Великого, в то самое время, когда мы окончательно потеряли государственность, у нас не нашлось ни одного секретного документа, который не был в руках у врага. Берите пример с соседей! Когда же мы поймем, что в «доме» должны быть и «секретные» двери, что нельзя все скважины открывать! Враг близко. Подобно своре шакалов он следит за каждым нашим шагом и выжидает удобный момент, чтобы проглотить нас раз и навсегда!

1980 г.

Самое большое несчастье, когда человек, считающийся мудрым, не знает, для чего пришел в этот мир. Какую роль будет играть в жизни? Какую цель преследовать? Где родина? Что значит патриотизм? [Прежде всего], каждый человек, вне всякого значения откуда он прибыл, рожден для того, чтобы быть головой, а не хвостом. Быть свободным, а не рабом. Хозяином быть, а не слугой. Мы должны стать хозяевами своей судьбы, а не чужеродной! Для того, чтобы быть настоящим Человеком, ты должен показать дух самопожертвования, а не опущенные руки, дух борьбы, а не слабости. И хорошо ты должен знать, что без жертв даже самая сокрушительная молитва твоя не дойдет до небес, твоя земля не даст плода, родина — засохнет, а государство — падет <…>

1990 г.

История свидетельствует о том, что те народы и национальности, которые не стремились к свободе и не боролись за жизнь — исчезли. А их государственность была обречена. Они либо погибали физически, либо ассимилировались с другими племенами и народностями. Это истина, которая не требует доказательств. Ее автор — безжалостная логика выживания. Свобода никогда даром не дается, а шаг за шагом завоевывается борьбой. Государственной борьбой! Только так возможно достичь свободы. Нет иного выбора у нас. Бернард Шоу говорил: «Свобода — это ответственность». Вот почему многие боятся ее. Вот почему наши политические деятели, так боятся нам подарить эту самую свободу. Если мы ее не получим, то и государственности никакой не будет. Свобода должна стать основой построения нового государства!

2000 г.

Вспомним басню античного Эзопа.

Однажды в доме поссорились змея и мангуст. А тем временем, мыши, которых они съедали, вышли к ним навстречу, чтобы увидеть этот спор. Но завидев мышей, змея и мангуст оставили свой спор и тут же напали на мышей. Так и в государстве. Те граждане, которые вмешиваются в распри демагогов, невольно становятся их жертвами.

2018 г.

ПРО ЦЕРКОВЬ 

Наши церкви уничтожали или присваивали себе на протяжении веков. В Грузии это творится по сей день. Когда же мы начнем защищать свое, родное? Когда мы поймем, что наша церковь — это всеармянский приют! Храните и защищайте культурное наследие, потомки! Древняя мудрость гласит, что народ должен брать из своего прошлого огонь и меч, а не золу и пепел.  

1990 г.

Вырезка из статьи об армянских церквях, которые перешли Грузии. Фото из архива семьи Казарян

Вырезка из статьи об армянских церквях, которые перешли Грузии. Фото из архива семьи Казарян

Армяне так и не признали Халкидонский собор в 451 году. Наш Бог — не человек, а только Бог в единой одной сущности! И точка! Поэтому беречь и оберегать наш приход — обязанность каждого, кто родился армянином. Значит мы, пройдя такой огромный путь сохранения идентичности, вновь идем в сторону ереси? Слишком много протестантов у нас завелось…

2000 г.

Моя мечта — посетить остров Святого Лазаря, что в Италии. Это единственное место в мире, где сохранились наши нерукотворные реликвии. Туда ступала нога Наполеона! А в 1816 году сам Джордж Байрон останавливался в монастыре для изучения армянской культуры и письменности. С 1717 года на острове обосновался орден мхитаристов (!) — армянских католических монахов. Сам орден в 1712 году основал Мхитар Севастийский. Благословение попасть туда! Лишь бы Бог подвел к вратам того острова…

2002 г.

Каким бы беспросветным ни было политическое будущее Армении, все же «армянский свет» всегда находил свой путь и просачивался через маленькую щелочную скважину, имя которой — Церковь! 

2005 г.

У страны должны быть два оплота — армия и церковь. А в церкви не должно быть ереси, то есть не должно быть никаких сект. Одна нация — одна церковь. А наша исключительно национальная — Армянская апостольская церковь. Но к огромному сожалению, Ереван заполонили сектанты. Слишком много евангелистов, иеговистов и протестантов… Маленькая страна и тысячи церквей! Тысячи учений! Это планомерное уничтожение нации… Армяне выжили только благодаря армянской церкви! Что же будет дальше? Страшно представить. Это большая трагедия…

Мы живем в едином государстве. Нужно срочно отменить эту разрозненность. Баптисты не стесняются ничего. Для них церковь — место радости и танцев, но не той радости, что в истинной, нашей церкви. Они не понимают, что творят, а наши правители все им позволяют, до всего у них есть доступ. Доколе? Доколе мы будем извращать наших детей чужеродными религиями? Доколе наши государственные деятели будут молчать и пресмыкаться? 

2017 г. 

ПРО ПАТРИОТИЗМ 

Победишь ты или проиграешь духов зла, но быть злым по отношению к злому — это твоя миссия. Найдешь или нет счастливый цветок своей родины, искать — долг твой.  

1980 г.

Патриот не тот, кто кричит, а тот, кто в любой момент готов принять мученический обет и погибель во имя своей страны.

2000 г.

Время ушло, и они ушли… Мира вам, наши несчастные, не обласканные судьбой, деды! Боль, которая мучила вас, теперь и нас трогает за живое. Сейчас, и во время печали, и во время пира, мы, каждый раз благословляя наших детей, вспоминаем ваши мудрые слова! Мы стараемся вырастить патриотов страны, а не пресмыкающихся! И как говорил Ованес Туманян в 1887 году: ‘Ապրե՛ք ,երեխեք, բայց մեզ պես չապրեք…’ [одна из самых известных крылатых фраз поэта, в переводе — «Живите дети, но не живите, как мы». — Прим. ред.] 

2010 г.

У каждого человека есть свой дом, родина и история. Нужно оставаться преданным этим святыням. Без святости и веры невозможно жить. Самое дорогое — родная земля, для сохранения которой нужна постоянная, принципиальная борьба, кропотливая работа и вера. Чувство родины должно быть у каждого. Не зря говорится, что вначале было слово. Патриотизм — большое, необъятное чувство, но перво-наперво слово и язык, знание и школа. 

2015 г.

Народная поговорка гласит: Անուն կա, ամանուն չկա [в переводе — «Имя есть, да в миске нету» — означает мнимое существование, одно название — Прим. ред.]. Дай Бог, чтобы вы, пришедшие на нашу смену, увидели государство нашей мечты…

2018 г. 

Перевод: Мариам Кочарян специально для Армянского музея Москвы

Обложка: вырезка из армянской газеты с пометками Сурена Казаряна из его дневников

Эксклюзив: Дневники Дедо, которые не сожгла Бабо. Часть II