Не только «придворный художник»: русская живопись Дмитрия Налбандяна с армянским колоритом
«Первая кисть политбюро», самый обласканный властью советский художник, автор портретов Иосифа Сталина – зачастую Дмитрия Налбандяна характеризуют именно так. Некоторые знают его портрет матери Айкануш Карапетовны, удивительно глубокую и трогательную работу. Однако все это – лишь вершина айсберга. Творчество Дмитрия Налбандяна, вдохновлявшегося Арменией наследника русской традиции живописи, гораздо более многогранно, о чем Армянскому музею Москвы и рассказала искусствовед Рузанна Лазарян.
Дмитрий Налбандян – известный художник-армянин, чье творчество связано не только с родиной его предков, но и Россией, и Грузией. Творец родился в 1906 году в Тифлисе, и колорит города во многом сказался на мироощущении живописца. Отец Дмитрия Аркадьевича стал жертвой грузинских контрреволюционеров, поэтому после его смерти тяжелый груз ответственности за семью лег на хрупкие плечи подростка, который с 12 лет работал на кирпичном заводе.
Примечательно, что несмотря на эти трудности, Налбандян нашел время и силы для искусства. Именно в такие удивительные моменты жизни и обнаруживается парадоксальная совместимость быта и искусства. И хотя на первый взгляд, учитывая условия, желание юноши творить могло бы показаться роскошью, для молодого художника оно стало лишь началом пути, признаком его одаренности.
Важную роль сыграло случайное знакомство Налбандяна со скульптором, заведующим отделом керамики. Он и заметил талант и заинтересованность будущего мастера портрета в искусстве и пытался всеми силами ему помочь самореализоваться. Спустя короткое время, с возникновением Грузинской Республики, Налбандяну выпала возможность получить художественное образование. Но решающую роль в его становлении сыграла учеба в Тбилисской академии художеств, где живописец творил под руководством Евгения Лансере и Егише Татевосяна. Тогда же Налбандян заинтересовался объединением передвижников. Таким образом, первый период творчества художника, унаследовавшего художественную чуткость, эстетизм и внимательность к деталям, оказался тесно связан с Грузией.
Новый этап начался в 1931 году с переездом в Москву. Именно здесь Дмитрий Налбандян стал «первой кистью политбюро», написав представителей партийной элиты – Иосифа Сталина, Сергея Кирова, Леонида Брежнева, Климента Ворошилова и многих других. Однако искусство художника гораздо сложнее, поэтичнее этих портретов.
В России началась долгая и крепкая дружба живописца с такими художниками, как Игорь Грабарь, Павел Радимов, Сергей Меркуров. Эти связи лишь усилили любовь Налбандяна к передвижничеству. Но этим он, конечно, не ограничился: портретист ежедневно посещал музеи, где тщательно изучал шедевры, в каждом из которых скрывалась тайна – техническая или художественная. Этот период также считается одним из важнейших в формировании Налбандяна как художника. Обычно он не копировал произведения – мастеру хватало зоркости и наблюдательности, чтобы с первого взгляда уловить суть, главную техническую особенность, манеру автора – такой талант в мировом искусстве встречается не часто.
Финальный период творчества Налбандяна связан с Арменией, главным образом – с Великой Отечественной войной. И вновь жуткая трагедия не помешала мастеру писать, как и в тяжелые времена его детства. Нередко живописец выезжал на фронт, чтобы самому стать свидетелем впечатляющих зрелищ и впоследствии отразить их на своих полотнах. Армения с ее культурой, после Грузии и России, полностью завладела умом Налбандяна. Армянская природа, невероятная душевность и трудолюбие местных жителей, теплый и приятный климат – здесь было все, что нужно творческому человеку. Живописец сблизился с художниками Армении, его работы участвовали в выставках. Особенно Дмитрий Аркадьевич любил армянские пейзажи, где все цвета словно сливаются под теплыми, пробуждающими жизнь лучами солнца.
Налбандян всегда стремился к целостной передаче картины с одной стороны, и к «крепкой» фабуле – с другой. Тема могла быть любой – от бытовых сцен до батальных сюжетов. Особенно в творчестве живописца поражает острая детализация, словно каждая частица, каждый кусок, каждая часть холста складываются в общую картину, и, тем не менее, любопытный зритель найдет, чем восхититься в мельчайших деталях.
Отдельно стоит выделить картины портретного жанра, герои которых представлены совершенно естественно, без притворства, словно художник намеренно избегает лицемерия, пытаясь силой искусства раскрыть внутреннюю суть, тайные черты своего натурщика. Это – высокий психологизм и внимательность ко всем переменам, «изгибам» человеческой натуры, но в конце концов герой Налбандяна перед зрителем остается открытым, словно беззащитным, потому что мастеру из раза в раз удавалось передать все то сокровенное, что так усердно прятал натурщик.
Но помимо психологизма и правдивости, портреты Налбандяна отличаются своей естественностью и душевностью, отсутствием двуличия. Лучше всего это иллюстрирует знаменитый портрет Айкануш Карапетовны, который по праву можно считать истинным воплощением материнского образа. Глядя в ее морщинистое лицо, мы едва ли может догадаться, что оно видело, какие трудности перенесла эта женщина, на которую словно легла печать времени, жизненного опыта и тяжкого труда. Синий и белый цвета в одежде героини картины контрастируют с пышными зелеными ветвями, в тени которых она сосредоточенно работает.
И, наверное, одно из самых известных произведений Налбандяна – «Вернатун», где оказались все выдающиеся представители армянской культуры: художники, поэты, композиторы. В их изображении портретист вновь опирается на свой главный творческий принцип – правдивость и естественность. Непринужденные позы, спокойная приятная атмосфера, которая царит на полотне, словно переносит зрителя в иной мир – мир культуры.
Таким образом, творчество Дмитрия Налбандяна удивительным образом сочетает в себе русскую и армянскую культуры, строгие портреты и живописные пейзажи, документализм и поэтическую легкость. Вдохновлявшегося передвижниками и обучавшегося у лучших мастеров, художника можно по праву считать истинным наследником русской живописной традиции, но с армянской теплотой и сердечностью.
Искусствовед Рузанна Лазарян (Ереван) специально для Армянского музея Москвы
Фото обложки: mmoma.ru