Редакция

Армянский философ-неоплатоник Давид Анахт

Редакция
Армянский философ-неоплатоник Давид Анахт

Рассказ Армянского музея Москвы о Давиде Анахте, названном Непобедимым за талант побеждать в любых философских и религиозных диспутах. Своими комментариями к логическим сочинениям Аристотеля и Порфирия философ заложил основы логической науки в Армении, которая на протяжении всего Средневековья опиралась на его сочинения и на древнеармянские переводы трудов Аристотеля.

Советская марка, посвящённая Давиду Анахту. Из открытых источников

Советская марка, посвящённая Давиду Анахту. Из открытых источников

Основоположник светского направления древнеармянской философии Давид Анахт (другое имя Давид Нергинаци) родился в 70-е годы V века от РХ в Западной Армении. За свои заслуги перед Армянской Церковью — канонизирован в лоне ААЦ. Скончался святой в первой половине VI века.

Любви к мудрости Давид обучился в Александрии в философской школе Олимпиодора Младшего. Он остался при альма-матер, и, последовав примеру своего учителя, преподавал. Философия пользовалась большой популярностью в раннем Средневековье, особенно в греческом мире. Давид быстро стал широко известен и успешно выступал в философских спорах в Афинах и Константинополе, стяжав славу Трижды Великого и Непобедимого философа и ритора. Философская концепция Давида Анахта сформировалась в Александрийской школе неоплатонизма, сосредоточенной на вопросах логики и гносеологии, испытывая влияние аристотелизма. Александрийская школа стремилась примирить и слить античную философию с христианством.

На пике славы Давид Анахт решил вернуться в Армению, где активно проповедовал, занимался научной и педагогической деятельностью, за что подвергся преследованиям. Неприкаянный философ был вынужден эмигрировать в Грузию. Провёл же последние годы жизни Давид Анахт в Ахпатском монастыре (Северная Армения). Об этом сообщает Аракел Сюнеци (XIV в.) — толкователь сочинения Давида Анахта «Определения философии».

Творчество Анахта повлияло на процесс формирования армянской философской науки, внеся в неё античное начало. Его стремление обогатить христианскую литературу языческой ученостью способствовало деятельности эллинофильской школы в Армении, в кругу которой осуществлялись переводы сочинений Платона, Аристотеля, Порфирия, Филона Александрийского и других античных философов. Давид Анахт систематизировал все отрасли знания своего времени и выдвинул стройную классификацию наук, которая способствовала кристаллизации различных отраслей знания и научно-теоретической мысли в целом и легла в основу средневекового образования. В течение тысячелетия труды Давида Анахта входили в программу обучения в средневековых университетах Армении. Они явились предметом многочисленных комментариев, оказали значительное влияние на мыслителей XIII–XVII веков. Труды Анахта дотошно изучали — Ваграм Рабуни, Ованнес Воротнеци, Григор Татеваци, Аракел Сюнеци, Симеон Джугаеци и другие. Также воззрения Анахта были восприняты и византийскими мыслителями — преподобным Иоанном Дамаскиным и Никифором Влеммидом.

Из открытых источников

Из открытых источников

Какие произведения создал Давид Анахт

Перу Давида Анахта достоверно принадлежат 4 сочинения. Первое из них — «Определения философии», о котором известно по сохранившимся текстам на армянском и греческом языках. Что касается древнеармянского текста, то впервые он издан в 1731 году в Константинополе.

Вторая книга — «Анализ „Введения“ Порфирия» — впервые на древнеармянском была издана в 1793 году в Мадрасе по сохранившимся текстам на армянском и греческом языках.

Что касается труда «Толкование „Аналитики“ Аристотеля», то до наших дней дошли тексты только на армянском языке, в то время как оригинал оставляет впечатление части более обширного комментария. В сохранившихся текстах разбираются только первые главы «Первой Аналитики» Аристотеля. Сам же текст впервые издан в 1833 году в Венеции.

И, наконец, «Толкование „Категорий“ Аристотеля». Интересно, что тексты на армянском и греческом языках долгое время считались принадлежащими александрийскому неоплатонику Элиасу (Элию).

Памятник Давиду Анахту. Фото из открытых источников

Памятник Давиду Анахту. Фото из открытых источников

Философия Давида Анахта

Анахт первым выступает в древнеармянском мире философской мысли как единственный в своём роде ученый, который определил круг проблем, входящих в философию как науку, и дал четкую классификацию этой науки, установил её задачи и цель, что не было предпринято ни одним из предшествующих ему армянских мыслителей. В своей философии сочетал учения Пифагора, Платона, Аристотеля. Давид Анахт выдвинул шесть определений философии.

Основой этих определений стал методологический принцип познания, заключающийся в 4 вопросах: существует ли сущее; что есть сущее; какова сущность сущего; для чего существует сущее.

Давид Анахт считал, что все мыслимое может быть разделено на три части. Первая — это вещи, не имеющие реального существования, как, например, мифические существа — козлоолень и аралез. Их, по мнению Анахта, создает наше мышление. Затем идут вещи, имеющие существование. Одни из них обладают сомнительным бытием, например, «надзвездное небо и антиподы, ибо мы сомневаемся, существуют ли таковые или нет», другие имеют несомненное бытие, например, человек, лошадь, орел и т. п., они «доподлинно существуют». Существует и Бог — как умопостигаемое бытие.

Познание начинается, согласно Анахту, с познания вещей, материального сущего, проходит через познание нематериальных форм и завершается познанием абсолютно нематериального сущего, Божественного бытия. «Поскольку Бог в сущности непосредственно непознаваем, постольку познание природы, как Его творения, становится необходимостью, ибо нет другой возможности постигнуть его Творца. Но непосредственный переход от познания материальных сущностей к постижению Божественного невозможен — необходимо пройти через 2-ю стадию, постижение абстрактных форм и символов, подготавливающую разум к постижению абсолютно нематериального бытия — Бога».

Бог, по Давиду Анахту, это бессмертное и бестелесное Высшее Сущее, находящееся вне времени и пространства, Первый двигатель, неизменная и неподвижная Причина всякого движения, посильное познание Которой является высшей задачей философа. Анахт не разделяет неоплатоническую идею о непосредственном созерцании Бога. В этом сказалось влияние Александрийской школы неоплатоников, которые в целом ряде проблем придерживались перипатетических решений. Бог остается для Анахта высшей конечной целью познания.

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

Первая стадия познания образует чувственную ступень, без которой невозможно познать мир; на этой стадии постигается лишь то, что доступно ощущениям. Опираясь на неё, мысль поднимается на вторую ступень, на которой совершается постижение форм, имеющих «предметно материальное бытие и мысленно нематериальное бытие». На этой стадии, согласно Анахту, происходит познание образов материальных вещей, абстрагированных от материи. При мысленном воспроизведении формы или образа предмета, как нематериального бытия, к ним не домысливается ничего вещественного. По своему содержанию формы материальны, ибо они не могут существовать без материи, как, например, треугольник или квадрат, «они пребывают или в камне, или в дереве, или в какой-либо другой вещи». Но при воспроизведении в мысли формы воспринимаются без их материи, подобно тому как воск отпечатывает на себе знаки перстня, не принимая ничего от самого вещества перстня. На этой стадии совершается переход от чувственного к рациональному познанию.

Последней, третьей, стадией является познание сущностей, которые «и предметно и мысленно имеют нематериальное бытие», например, Бог, Ангел, разум, душа, «ибо невозможно признать материальными Бога, или ангела, или разум, или душу». Они поддаются лишь разумному познанию.

Давид Анахт ставит вопрос о необходимости последовательного изучения наук: вначале физики (естествознания), занимающейся изучением мира материальных вещей, затем математики — науки об абстрактных формах и символах материальных тел и их отношений — и только потом теологии (или метафизики), занимающейся постижением нематериального мира.

В классификации наук, предлагаемой учёным, философия занимает центральное место, а другие науки либо предшествуют ей (грамматика, риторика, логика), либо являются ее составными частями, как умозрительная, теоретическая, философия (физика, математика, метафизика) или как практическая философия (этика, экономика, политика).

Давид Анахт и музыка

Давид Анахт на рукописи XIII века. Фото из открытых источников

Давид Анахт на рукописи XIII века. Фото из открытых источников

В сочинениях армянского философа нашли отражение широко известные в Античности и раннем Средневековье учения о звуке и остове гармонии. Согласно Анахту, «звук есть сотрясение воздуха, которое воздействует на органы слуха». Он подразделяет звуки на членораздельные, свойственные человеку, и нечленораздельные, свойственные животным и неодушевленным предметам. Опираясь на аналогичные идеи Платона, Аристотеля и Зенона Китийского, учёный классифицирует звуки по степени их совершенства и осмысленности.

В «Определениях философии» он обращается к Орфееву строю — остову гармонии. Философ приводит древнеармянские названия 4 членов остова: «кисаболор» и «еркпатик» — верхнеквинтового и верхнеоктавного тонов, «макерак» (шесть) и «маккарак» (восемь) — 1-го (нижнего) и 2-го (верхнеквартового) тонов. Два последних термина указывают на числовые соответствия. Очевидно, что, рассуждая о членах остова гармонии, учёный не только исходит из умозрительных представлений в духе неопифагорейцев, но и учитывает особенности диатонического звукоряда армянской монодической музыки.

Рассуждая об эмоциональном воздействии музыки [музыкальном этосе. — Прим. ред.], Анахт пишет: «Следует знать, что музыка обладает большой силой воздействия, ибо повергает душу в различные состояния и придает ей настроение, как об этом свидетельствуют лирические песни и элегии, которые соответственно настраивают душу». В качестве наглядного примера он приводит известную легенду об Александре Македонском, внезапно вооружившемся во время пиршества, как только музыкант заиграл военную музыку, и разоружившемся и вернувшемся к пирующим, когда услышал увеселительную песнь.

Как считается, Анахт написал также ряд духовных песнопений и светских песен.

Творчество философа раннего армянского и греческого Средневековья оказалось очень авторитетным, повлияв не только на развитие светской философии в Армении, но и затронула весь постэллинистический мир.

Подготовлено по материалам Православной энциклопедии

В оформлении обложки использована работа, изображающая Климента Александрийского. Из открытых источников

Армянский философ-неоплатоник Давид Анахт