Армянский философ-неоплатоник Давид Анахт
Рассказ Армянского музея Москвы о Давиде Анахте, названном Непобедимым за талант побеждать в любых философских и религиозных диспутах. Своими комментариями к логическим сочинениям Аристотеля и Порфирия философ заложил основы логической науки в Армении, которая на протяжении всего Средневековья опиралась на его сочинения и на древнеармянские переводы трудов Аристотеля.
Основоположник светского направления древнеармянской философии Давид Анахт (другое имя Давид Нергинаци) родился в 70-е годы V века от РХ в Западной Армении. За свои заслуги перед Армянской Церковью — канонизирован в лоне ААЦ. Скончался святой в первой половине VI века.
Любви к мудрости Давид обучился в Александрии в философской школе Олимпиодора Младшего. Он остался при альма-матер, и, последовав примеру своего учителя, преподавал. Философия пользовалась большой популярностью в раннем Средневековье, особенно в греческом мире. Давид быстро стал широко известен и успешно выступал в философских спорах в Афинах и Константинополе, стяжав славу Трижды Великого и Непобедимого философа и ритора. Философская концепция Давида Анахта сформировалась в Александрийской школе неоплатонизма, сосредоточенной на вопросах логики и гносеологии, испытывая влияние аристотелизма. Александрийская школа стремилась примирить и слить античную философию с христианством.
На пике славы Давид Анахт решил вернуться в Армению, где активно проповедовал, занимался научной и педагогической деятельностью, за что подвергся преследованиям. Неприкаянный философ был вынужден эмигрировать в Грузию. Провёл же последние годы жизни Давид Анахт в Ахпатском монастыре (Северная Армения). Об этом сообщает Аракел Сюнеци (XIV в.) — толкователь сочинения Давида Анахта «Определения философии».
Творчество Анахта повлияло на процесс формирования армянской философской науки, внеся в неё античное начало. Его стремление обогатить христианскую литературу языческой ученостью способствовало деятельности эллинофильской школы в Армении, в кругу которой осуществлялись переводы сочинений Платона, Аристотеля, Порфирия, Филона Александрийского и других античных философов. Давид Анахт систематизировал все отрасли знания своего времени и выдвинул стройную классификацию наук, которая способствовала кристаллизации различных отраслей знания и научно-теоретической мысли в целом и легла в основу средневекового образования. В течение тысячелетия труды Давида Анахта входили в программу обучения в средневековых университетах Армении. Они явились предметом многочисленных комментариев, оказали значительное влияние на мыслителей XIII–XVII веков. Труды Анахта дотошно изучали — Ваграм Рабуни, Ованнес Воротнеци, Григор Татеваци, Аракел Сюнеци, Симеон Джугаеци и другие. Также воззрения Анахта были восприняты и византийскими мыслителями — преподобным Иоанном Дамаскиным и Никифором Влеммидом.
Какие произведения создал Давид Анахт
Перу Давида Анахта достоверно принадлежат 4 сочинения. Первое из них — «Определения философии», о котором известно по сохранившимся текстам на армянском и греческом языках. Что касается древнеармянского текста, то впервые он издан в 1731 году в Константинополе.
Вторая книга — «Анализ „Введения“ Порфирия» — впервые на древнеармянском была издана в 1793 году в Мадрасе по сохранившимся текстам на армянском и греческом языках.
Что касается труда «Толкование „Аналитики“ Аристотеля», то до наших дней дошли тексты только на армянском языке, в то время как оригинал оставляет впечатление части более обширного комментария. В сохранившихся текстах разбираются только первые главы «Первой Аналитики» Аристотеля. Сам же текст впервые издан в 1833 году в Венеции.
И, наконец, «Толкование „Категорий“ Аристотеля». Интересно, что тексты на армянском и греческом языках долгое время считались принадлежащими александрийскому неоплатонику Элиасу (Элию).
Философия Давида Анахта
Анахт первым выступает в древнеармянском мире философской мысли как единственный в своём роде ученый, который определил круг проблем, входящих в философию как науку, и дал четкую классификацию этой науки, установил её задачи и цель, что не было предпринято ни одним из предшествующих ему армянских мыслителей. В своей философии сочетал учения Пифагора, Платона, Аристотеля. Давид Анахт выдвинул шесть определений философии.
Основой этих определений стал методологический принцип познания, заключающийся в 4 вопросах: существует ли сущее; что есть сущее; какова сущность сущего; для чего существует сущее.
Давид Анахт считал, что все мыслимое может быть разделено на три части. Первая — это вещи, не имеющие реального существования, как, например, мифические существа — козлоолень и аралез. Их, по мнению Анахта, создает наше мышление. Затем идут вещи, имеющие существование. Одни из них обладают сомнительным бытием, например, «надзвездное небо и антиподы, ибо мы сомневаемся, существуют ли таковые или нет», другие имеют несомненное бытие, например, человек, лошадь, орел и т. п., они «доподлинно существуют». Существует и Бог — как умопостигаемое бытие.
Познание начинается, согласно Анахту, с познания вещей, материального сущего, проходит через познание нематериальных форм и завершается познанием абсолютно нематериального сущего, Божественного бытия. «Поскольку Бог в сущности непосредственно непознаваем, постольку познание природы, как Его творения, становится необходимостью, ибо нет другой возможности постигнуть его Творца. Но непосредственный переход от познания материальных сущностей к постижению Божественного невозможен — необходимо пройти через 2-ю стадию, постижение абстрактных форм и символов, подготавливающую разум к постижению абсолютно нематериального бытия — Бога».
Бог, по Давиду Анахту, это бессмертное и бестелесное Высшее Сущее, находящееся вне времени и пространства, Первый двигатель, неизменная и неподвижная Причина всякого движения, посильное познание Которой является высшей задачей философа. Анахт не разделяет неоплатоническую идею о непосредственном созерцании Бога. В этом сказалось влияние Александрийской школы неоплатоников, которые в целом ряде проблем придерживались перипатетических решений. Бог остается для Анахта высшей конечной целью познания.
Первая стадия познания образует чувственную ступень, без которой невозможно познать мир; на этой стадии постигается лишь то, что доступно ощущениям. Опираясь на неё, мысль поднимается на вторую ступень, на которой совершается постижение форм, имеющих «предметно материальное бытие и мысленно нематериальное бытие». На этой стадии, согласно Анахту, происходит познание образов материальных вещей, абстрагированных от материи. При мысленном воспроизведении формы или образа предмета, как нематериального бытия, к ним не домысливается ничего вещественного. По своему содержанию формы материальны, ибо они не могут существовать без материи, как, например, треугольник или квадрат, «они пребывают или в камне, или в дереве, или в какой-либо другой вещи». Но при воспроизведении в мысли формы воспринимаются без их материи, подобно тому как воск отпечатывает на себе знаки перстня, не принимая ничего от самого вещества перстня. На этой стадии совершается переход от чувственного к рациональному познанию.
Последней, третьей, стадией является познание сущностей, которые «и предметно и мысленно имеют нематериальное бытие», например, Бог, Ангел, разум, душа, «ибо невозможно признать материальными Бога, или ангела, или разум, или душу». Они поддаются лишь разумному познанию.
Давид Анахт ставит вопрос о необходимости последовательного изучения наук: вначале физики (естествознания), занимающейся изучением мира материальных вещей, затем математики — науки об абстрактных формах и символах материальных тел и их отношений — и только потом теологии (или метафизики), занимающейся постижением нематериального мира.
В классификации наук, предлагаемой учёным, философия занимает центральное место, а другие науки либо предшествуют ей (грамматика, риторика, логика), либо являются ее составными частями, как умозрительная, теоретическая, философия (физика, математика, метафизика) или как практическая философия (этика, экономика, политика).
Давид Анахт и музыка
В сочинениях армянского философа нашли отражение широко известные в Античности и раннем Средневековье учения о звуке и остове гармонии. Согласно Анахту, «звук есть сотрясение воздуха, которое воздействует на органы слуха». Он подразделяет звуки на членораздельные, свойственные человеку, и нечленораздельные, свойственные животным и неодушевленным предметам. Опираясь на аналогичные идеи Платона, Аристотеля и Зенона Китийского, учёный классифицирует звуки по степени их совершенства и осмысленности.
В «Определениях философии» он обращается к Орфееву строю — остову гармонии. Философ приводит древнеармянские названия 4 членов остова: «кисаболор» и «еркпатик» — верхнеквинтового и верхнеоктавного тонов, «макерак» (шесть) и «маккарак» (восемь) — 1-го (нижнего) и 2-го (верхнеквартового) тонов. Два последних термина указывают на числовые соответствия. Очевидно, что, рассуждая о членах остова гармонии, учёный не только исходит из умозрительных представлений в духе неопифагорейцев, но и учитывает особенности диатонического звукоряда армянской монодической музыки.
Рассуждая об эмоциональном воздействии музыки [музыкальном этосе. — Прим. ред.], Анахт пишет: «Следует знать, что музыка обладает большой силой воздействия, ибо повергает душу в различные состояния и придает ей настроение, как об этом свидетельствуют лирические песни и элегии, которые соответственно настраивают душу». В качестве наглядного примера он приводит известную легенду об Александре Македонском, внезапно вооружившемся во время пиршества, как только музыкант заиграл военную музыку, и разоружившемся и вернувшемся к пирующим, когда услышал увеселительную песнь.
Как считается, Анахт написал также ряд духовных песнопений и светских песен.
Творчество философа раннего армянского и греческого Средневековья оказалось очень авторитетным, повлияв не только на развитие светской философии в Армении, но и затронула весь постэллинистический мир.
Подготовлено по материалам Православной энциклопедии
В оформлении обложки использована работа, изображающая Климента Александрийского. Из открытых источников