Певец Навасарда: как бунтарь Даниэл Варужан «вернул» армянам языческий праздник

Певец Навасарда: как бунтарь Даниэл Варужан «вернул» армянам языческий праздник

Наступил август. Месяц жаркого солнца, зрелого хлеба, медовых фруктов. С верхушек уходящих в небо армянских гор, как и в стародавние времена, открывается сказочный вид на золотые поля, многоцветные фруктовые сады, виноградники и зелень лесных угодьев. В церквях готовятся к благословению первого урожая винограда — Хахохорнеку.
В Армении Навасард: время пожинать плоды, собирать урожай, благодарить природу за щедрость и радоваться вознаграждению своего труда.

Рубик Кочарян. Королева Тарири благословляет виноград, 2015. Фото: Paintings by Rubik Kocharian

Навасард — праздник земных сил, человеческой красоты, воинской доблести. Праздник победы патриарха Хайка. Начало армянского летоисчисления, ведь в языческие времена у армян был свой календарь и начинался он с 2492 года до нашей эры, с момента победы Хайка над Бэлом.

Как странно и тесно переплелось языческое и христианское, земное и небесное, телесное и духовное — все стало «национальным», монолитным, и даже трудно представить, насколько это, дошедшее до нас, является разным, «слоеным», противоречивым. До сих пор точно не установлено, был ли Навасард первым месяцем армянского календаря до 1084 года.

Известно, что армяне, как и многие народы-земледельцы, началом года считали день весеннего равноденствия — 20 марта. А месяц Навасард был временем подведения итогов годового труда, демонстрации королевской роскоши, силы, мощи и богатства правящей власти. По всей Великой Армении при всех храмах устраивались богатые празднества. Можно сказать, что историческая победа Хайка стала первым государственным праздником, который отмечался и властью, и народом. Самые крупные торжества проходили на берегах священной реки Арацани, в храмовых городах Аштишат и Багаван. Устраивалась царская охота, конные состязания, театрализованные представления, приглашались атлеты, скоморохи, гусаны, танцоры и танцовщицы (вардзаки), закатывались богатые пиры со всеми вытекающими последствиями. Но опять же, это не было новогодним торжеством. Скорее всего, встречей времени сбора урожая, праздником изобилия и выражением благодарности высшим силам за покровительство и защиту.

Рубик Кочарян. Хайк и Бэл, 2019. Фото: Paintings by Rubik Kocharian

Христианство не сумело победить, вытравить Навасард из народной и государственной жизни. Его продолжали отмечать все с тем же размахом и с той же любовью еще не одно столетие. Последние отрывки из песни о царе Арташесе, который записывал еще Мовсес Хоренаци в V веке, оставил нам историк, философ X столетия Григор Магистрос: на смертном одре вспоминает Арташес навасардовские зори, царскую охоту, гон оленей по лесам, звуки охотничьего рога…

А началом Нового года месяц Навасард стал в 1084 году, после календарной реформы философа и католикоса Ованнеса Имастасера. Интересно, что несмотря на все изменения и отрицания языческого уклада, армянские церковные деятели сохранили древние названия месяцев, любопытный код, содержащий не только названия праздников, но и имена богов языческого пантеона.

Время и привычка сделали свое дело. Названия от частого повторения утратили свой изначальный смысл, забылись все ритуалы и их тайное значение, а месяц Навасард в восприятии посвященных стал таким же благопристойным праздником, как и все остальные.

Но старый Навасард вернули нам во всей его красе в удивительном поэтическом исполнении.

Александр Григорян. Языческий праздник в Гарни, 1987. Фото: Alexander Grigoryan

В начале ХХ века произошло событие, которое заметили в общем-то только в литературных кругах и близкие к ним люди. Очень молодой, но невероятно талантливый и многообещающий поэт, уже заслуживший всевозможные похвалы за поэтические сборники «Сердце племени», «Терновые борозды», в 1912 году выпустил книгу «Языческие песни», наполненную страстными, порой даже чересчур пылкими посвящениями всем древним богам и богиням любви, телесной красоты, мужской силы — рыцарям религии Навасарда.

И подписался поэт не совсем «прилично». Если для первого сборника он просто сократил свою труднопроизносимую фамилию Чпугкиарян (Чубуккарян) до корня Чпугкиар, то «Языческие песни» он выпустил под псевдонимом Даниэл Варужан. Варужан и Мари — именно так назывались голубиные пары, которые в честь богини любви Астхик выпускали влюбленные на празднествах Вардавара и Навасарда. Этим молодой поэт преступил все мыслимые границы приличия! Вместо того, чтобы воспевать доблесть предков, добродетель цариц и княгинь, как все его предшественники и современники, бунтарь начал восхвалять земную любовь и превозносить красоту человеческого тела.

Даниэл Варужан. Фото: wikimedia.org

Отцы-мхитаристы, которые всячески поощряли молодого Даниэла Варужана на первых порах, не преминули сказать свое слово в самых резких и категоричных выражениях. Их любимый ученик, завершивший свое образование в Европе, поклонник Эмиля Верхарна и Мориса Метерлинка, опустился до дифирамбов греховности человеческой натуры! Мало кто тогда оценил новизну и свежесть поэтической струи. Первый армянский автор, открыто воспевший бессмертие, непрерывность жизненного цикла, силу крови, которую следует передавать сыновьям и внукам, он призывал мстить не только силой духа, но и силой окрепших рук.

Даниэл Варужан, один из ведущих творцов западноармянского литературного мира, сложивший голову на плахе младотурков в 1915 году, вернул народу исконный смысл христианизированного языческого праздника, пытавшись доказать, что красоту и величие духа можно открыть только через красоту тела и силу чувств. Поэт выразил словами то, что демонстрировали великие творцы посредством кисти и мрамора, добавив от себя: «Не плакать тем, у кого в жилах течет кровь. Пусть плачут старые. Молодым — поднять чаши с вином в честь Анаит и Вахагна и в бой!»

Даниэл Варужан. Фото: hayagitaran.am

После «Языческих песен» в 1921 году, уже посмертно, вышел сборник Варужана «Песня хлеба» как логическое продолжение темы земной жизни, затем поэма «Наложница» и стихотворения, не вошедшие в тематические книги. Все свое творчество писатель объединил в своеобразную «Песнь песней» и навсегда остался в истории армянской литературы «поэтом-язычником», певцом и гусаном Навасарда.


Месяцы армянского календаря

1. Навасард: с 11 августа по 9 сентября

2. Ори (հори): с 10 сентября по 9 октября

3. Сахми: с 10 октября по 8 ноября

4. Тре: с 9 ноября по 8 декабря

5. Кахоц: с 9 декабря по 7 января

6. Арац: с 8 января по 6 февраля

7. Мехекан: с 7 февраля по 8 марта

8. Арег: с 9 марта по 7 апреля

9. Ахекан: с 8 апреля по 7 мая

10. Марери: с 8 мая по 6 июня

11. Маргац: с 7 июня по 6 июля

12. Хротиц: с 7 июля по 5 августа

13. Авельяц: с 6 августа по 10 августа

Историк, переводчик, преподаватель армянского языка Нуне Мхитарян специально для Армянского музея Москвы

Певец Навасарда: как бунтарь Даниэл Варужан «вернул» армянам языческий праздник