Продолжатели традиций. Как учителя вдохновляют детей учиться?

Продолжатели традиций. Как учителя вдохновляют детей учиться?

Когда речь заходит об образовании, ключевую роль играют не только учебные программы и материалы, но и те, кто передаёт знания — учителя. Именно они вдохновляют и зажигают интерес у учеников. Мы пообщались с преподавателями армянских музыкальных инструментов, чтобы узнать, как они прививают любовь к учёбе, ведь без неё невозможно хорошее исполнение. В чём их секрет? Читайте в нашем материале.


 

Миниатюра XVI века. Источник

 

Каждому преподавателю мы задали два вопроса:

1) Как привить ученикам любовь к учёбе?

2) Почему дети выбирают Ваш предмет?

Гелберт Асатрян — музыкант, музыковед, специалист по зурне, дудуку и шви, дирижёр и участник инструментального ансамбля Nova Folk, заведующий отделом национальных инструментов в Ереванской музыкальной школе имени Саят-Новы, преподаватель в Музыкально-педагогическом колледже имени Арно Бабаджаняна.

Детям необходимо понимать, что все предметы в школе важны для их общего развития. Именно в период учёбы ты формируешься как личность, получая всю необходимую информацию. Это важно не только для того, чтобы стать хорошим специалистом в будущем, но и чтобы стать разносторонним и порядочным человеком.

Привить детям любовь к учёбе можно только через доступную и понятную подачу материала. Преподаватели обязаны позаботиться о том, чтобы даже самые сложные темы не отпугивали ребёнка. 

 

Дудук. Источник

 

Конечно, чтобы играть музыку, необходимо её любить. Каждый музыкальный инструмент обладает своими особенностями. Например, дудук для нас созвучен голосу человека. Вероятно, это одна из причин, по которой его исполнение так отзывается всем слушателям. Дудук будто говорит с тобой на одном языке. Важно, чтобы музыка обогащала и наполняла душу. В этом и кроется весь секрет: через изучение музыки и усовершенствование исполнения ученик способен облагородить свой внутренний мир. Это возможно только благодаря любви к своему делу и постоянной работе над собой. 

Цовинар Оганесян — музыкант, профессор и почётный доктор Всемирной ассоциации исполнительских искусств, дирижёр, композитор, специалист по армянскому канону, заслуженный педагог Республики Армения.

Учителю важно мотивировать ученика. Обучение должно быть комфортным и приятным, а для этого нужно любить каждого ребёнка и хвалить его за успехи. Между преподавателем и учениками не должно быть большого разрыва. Вы должны быть открытыми с первого занятия, чтобы ребёнок мог доверять и открываться. Доверие и ведёт к успеху во всех остальных процессах. Также очень важны примеры успеха других ребят, чтобы дети учились друг у друга, служили примером для подражания и мотивировали не пропускать занятия.

 

Канон. Источник

 

Когда ученик только приходит на занятие, ему важно почувствовать звук и познакомиться с каноном собственными ручками. Я показываю им звучание инструмента и раскрываю технические сложности в такой увлекательной форме, чтобы они сразу поняли нюансы.

Конечно, дети бывают очень разными. И к каждому нужен индивидуальный подход, чтобы добиться хороших результатов. Когда я даю задание, то всегда подчёркиваю, что ученик сможет справиться со сложностями. Учитель должен постоянно держать доверительный контакт, ребёнок не должен играть механически. Мне не нравится, когда детям внушают, что они не смогут с чем-то справиться. Подобные фразы расстраивают учеников и разрушают их уязвимый внутренний мир. Это приводит к недоверию и дискомфорту на занятиях. Это очень важно, чтобы ребёнок не сомневался в своих силах...

Арсен Мирзоян — музыкант, специалист и преподаватель по тару. Состоит в Государственном армянском оркестре национальных инструментов.

На первом занятии мне важно, чтобы дети услышали правильное звучание инструмента и понимали его особенности. Хотя играть на таре сложно, важно постепенно приучать учеников к сложностям.

 
 

В начале обучения возникают трудности, потому что детям сложно постоянно держать тар в руках (особенно, если им 7 или 8 лет). У них не получается играть на всех струнах, поэтому они сначала только привыкают к музыкальному инструменту и учатся играть на таре с уменьшенным количеством струн. Постепенно их программа усложняется и они больше проникаются звучанием исполняемой музыки.

 

Армянский ашуг Дживани (в центре), 1897. Фото: Григорий Тер-Гевондян / wikimedia.org

 

Оганнес Айрикян — музыкант, дирижёр и преподаватель в Музыкально-педагогическом колледже имени Арно Бабаджаняна, художественный руководитель и дирижёр в Tonica Ensemble, специалист по кяманче, тару, уду. Состоит в Государственном армянском оркестре национальных инструментов.

Кяманча — музыкальный инструмент, о котором первые упоминания мы находим в текстах Мовсеса Хоренаци. На ней играли великие армянские ашуги, например, Саят-Нова и другие. Долгое время кяманча была инструментом с тремя струнами.

 

Кяманча. Источник

 

Композитор Саша Оганезашвили (Александр Оганян) создал её четырёхструнную разновидность, на которой мы играем до сих пор. У этого инструмента богатая история, поэтому через погружение в контекст и игру у детей возникает желание продолжать занятия. Их начинает увлекать его история, особенности звучания, сама техника исполнения. Так шаг за шагом и приходит любовь к своему делу.


Армянский музей Москвы благодарит всех преподавателей за участие в материале.

На обложке — Миниатюра XVI века. Источник

Продолжатели традиций. Как учителя вдохновляют детей учиться?