Что попробовать и куда сходить в армянском селе Чалтырь?

Что попробовать и куда сходить в армянском селе Чалтырь?

Мясниковский район — один из самых необычных в Ростовской области. Его посещение должно быть обязательным пунктом в любом визите на донскую землю, утверждает корреспондент «АиФ-Ростов» Светлана Ломакина.

Здесь на небольшой территории сосредоточено множество удивительных достопримечательностей — от развалин древнейшего античного города Танаис до объектов, связанных с историей донских армян. 

Мясниковский район. Фото: rostov.aif.ru

В районном центре — селе Чалтырь — есть древние и современные памятники, музей, кинотеатр и даже театр, которому вот-вот исполнится 110 лет. Поэтому в Чалтырь имеет смысл приехать на выходных за хлебом и зрелищами, что и сделала Светлана Ломакина. Она побывала на армянской свадьбе, поела пирожков с лебедой и, конечно, с людьми поговорила.

По переписи 2010 года 56,1 % населения Мясниковского района составляют этнические армяне. Это единственный в России район, где армяне составляют более половины населения. Административный центр — село Чалтырь, которое иногда называют шашлычной столицей региона (так много здесь кафе и ресторанов, готовящих традиционную армянскую кухню).


Армяне появились на Дону и заселили этот район в конце XVIII века. 14 ноября 1779 года Екатерина II приняла Указ, по которому выселила христианское население Крыма в Приазовье. Греков отправили в район нынешнего Мариуполя, а армян переселили «в округу крепости святого Димитрия Ростовского». Переселенцы основали город Нахичевань (с 1928 года объединившийся в один город с Ростовом-на-Дону) и пять сел — Чалтырь, Крым, Большие Салы, Султан-Салы и Несветай. Все эти села находятся на территории нынешнего Мясниковского района, образованного в 1926 году. Сам район был назван в честь погибшего незадолго до того в авиационной катастрофе известного большевистского деятеля, уроженца города Нор Нахичеван Александра Мясникова (Мясникяна).


«Старые традиции смешались с новыми»

В день приезда корреспондента «АиФ-Ростов» в Чалтыре было 15 свадеб. «Старые традиции смешались с новыми, армянские с казачьими и со всеми другими, что приходили на эту землю. К примеру, за каждой свадебной процессией шел живой ансамбль, который исполнял национальную музыку. Если свадьбы встречались друг с другом, пересекались, то на время объединялись и танцевали вместе — знакомились, а потом расходились», — пишет Светлана. Особенное ее внимание привлекло то, что во время шествия невесты и жениха по улицам вверх летели подушки. Красные, золотые, с кистями и без. На вопрос, зачем это делается, ей ответили: «Показываем всем, что есть приданое, наша невеста идет замуж не с пустыми руками. Потом эту подушку выкупят гости и отдадут молодым, это показывает, что скоро за подушку можно будет поторговаться». А следом последовало радушное приглашение тоже принять участие.

Свадьба в Чалтыре. Фото © Светлана Ломакина, rostov.aif.ru

«Лебеда для Чалтыря бренд»

В Чалтыре все — от маленьких девочек до старушек — умеют делать пирожки с лебедой, без которых не обходится ни один стол. Одна из мастериц Наталья Хаспекова рассказала, что раньше среди местных армян была традиция проведения выходных. В субботу днем женщины убирали дом, а в воскресенье — день теста. Огромный таз ставили в центр стола, женщины садились вокруг и лепили пирожки на неделю: с мясом, капустой, лебедой. Лебеда для Чалтыря бренд: ее ели раньше с кашей, добавляли в супы и начинки. И все толковые хозяйки заготавливали ее на зиму, рубили, укладывали в банки. С наступлением холодов банки открывали, лебеду смешивали с луком, яйцами, сливочным маслом.

Пельмешки хашх-берек и спрятанная семечка

Хашх-берек по вкусу очень напоминают сибирские пельмени, но защипываются иначе и размером с ноготок. Подаются хашх-берек с жареным луком и мацуном. И едят их по традиции из большого блюда (таза), сидя за круглым низким армянским столом всей семьей. Тонкость традиции в том, что в одном хашх-береке должна быть спрятана семечка и тот, кто найдет ее, станет самым удачливым и счастливым.

На что посмотреть и куда сходить

В Чалтыре есть уникальные исторические места. К примеру, храм святого Амбарцума, построенный в середине XIX века. Рядом с церковью можно увидеть хачкар. Он появился здесь в 1990 году и является копией хачкара 1279 года, находящегося в Святом Эчмиадзине в Армении. Надпись на пьедестале хачкара повествует, что установлен камень в память о жертвах Геноцида армян.

Храм святого Амбарцума ǁ dontourism.ru

В Чалтыре и окрестностях немало родников. Практически все облагорожены и поддерживаются в порядке. Самый известный — Мец-Чорвах (Большая криница/родник). История родника начинается еще с переселения армян на Дон. Как гласит легенда, караваны двигались из Крыма медленно, а впереди скакали разведчики, которые искали воду. И когда наконец-то нашли, и вода оказалась холодной и очень приятной на вкус, часть людей отказалась идти дальше, и стали обосновываться здесь. Так родился Чалтырь. Об источниках и историях можно послушать, заглянув в историко-этнографический музей Чалтыря.

Пшеница «чалтырка»

Во время переселения на Дон армяне привезли и свою пшеницу, она была на порядок крупнее и вкуснее местной. Пшеница хорошо принялась, быстро завоевала уважение и стала уходить на экспорт. В 1880 году в Москве на сельскохозяйственной выставке «чалтырка» получила высшую награду — золотую медаль, а в 1908-м была удостоена двух золотых медалей на Международной выставке в Милане (Италия). Пшеницу баржами закупали в Европу, особенно мука из нее ценилась в пекарнях Франции.

Однако во время Великой Отечественной войны сорт был полностью утерян. И только в 2005 году начальник контрольно-семенной инспекции района Капрел Джинибалаян узнал, что в Кубан­ском генетическом банке сохранились несколько семян. Но банк не раздаривал свои образцы. Тогда чалтырцы пошли другим путем. Решили доказать, что история пшеницы уникальна, что им без нее никак. Сотрудники местной библиотеки, селекционеры, администрация — включились все. В конце концов собрали доказательства того, что «чалтырку» изучал сам Николай Вавилов. Чалтырцы обратились во Всероссийский научно-исследовательский институт растениеводства им. Н.И. Вавилова и попросили в знак уважения к их предкам и сохранения сорта выделить семена легендарной «чалтырки». 17 марта 2006 года Кубанский генетиче­ский банк поделился семенами. «Чалтырка» вернулась на родную землю. И каждый год дает новый урожай.

Источник: Светлана Ломакина, rostov.aif.ru

Что попробовать и куда сходить в армянском селе Чалтырь?