Из истории календаря: Введение

 Из истории календаря: Введение

Мы привыкли жить по календарю и считаем его обыденной вещью, но когда-то по этому поводу разгорались горячие споры. Календари не только упорядочивали время, но и являлись «коллекцией дат». В первую очередь, дат, связанных с религиозными и церковными праздниками. Когда же появились первые календари, как и почему они изменялись, и как одни праздники незаметно сменились другими с течением времени? Об этих и других вопросах размышляет историк и переводчик Нуне Мхитарян в серии статей «Из истории календаря».

Источник: samolet.media

С самых ранних времен своего формирования человеческое общество пыталось внести в свою жизнь некий порядок, устанавливать правила бытия, определить законы общества и природы. Пожалуй, самым ранним и до сих пор актуальным открытием является цикличность времени. А его документальным подтверждением — календарь.

Надо, конечно, признать, что при всей своей практичности этот документ далек от совершенства. Он менялся вместе с эпохами, каждая цивилизация привносила что-то свое, а что-то убирала. Но неизменным оставалось одно — параллельно всем официальным календарям устанавливался и некий «бытовой», хозяйственно-семейный, где мирно уживались рядом все памятные дни, все праздники, независимо от времени и правителей.

Природа жила по своим законам, люди вынужденно приноравливались к этим законам. Явное тому подтверждение — мартовская погода за нашими окнами. По календарю — уже вовсю весна, а на улице — предновогодние сугробы. И никакой ошибки здесь нет. Природа пробуждается весной, так что, скоро наступит «новый год», который так торжественно отмечали все древние земледельцы: радость Великой Матери богов и пробуждение (Воскресение) ее сына. И настроение у нас по-новогоднему тревожное, в ожидании праздников и чудес.

И хотя по календарю все определенно, четко и ровно — даже количество праздников на каждое время года. Ни в какое другое время эти праздники так не желанны, как весной, после коротких светлых дней, долгих темных ночей и холодов. Хочется новизны, нового года. И если отвлечься от официального и общественного, то и сейчас приход весны предвещает удивительный день. Учрежденный более ста лет назад, по абсолютно другому поводу, сегодня он воспринимается нами как великий праздник матери. Прямо как в дохристианские времена.

Изначально первый праздник весны был учрежден «Социалистическим Интернационалом Женщин» и считался «женским аналогом 1 мая», но кто сегодня помнит об этом? Сегодня это — женский день, праздник всех мам,бабушек, девушек и девочек. Точно так же, как 23 февраля праздник пап, а не день победы Красной Армии под Нарвой в Гражданскую войну.

Красные листочки в календарях чуть-чуть передвинулись, поменялись в названиях, так же, как таблички на стенах домов с названиями улиц, только и всего. И получилась какая-то параллельная реальность: в ноябре отмечаем и день Народного Единства, и праздник Октябрьской Революции, новогодние Святки начинаются в «новый» Новый год и тянутся до «старого» Нового Года, майские праздники приходятся на Красную Горку.

Подобных примеров много не только в недавней истории, но и во всей мировой истории человечества. Как христианство пыталось замаскировать Благовещение, Пасху, Вознесение, Успение Богородицы, как Великая Французская революция попыталась начать историю страны с чистого листа, как каждый правитель древнего мира начинал отсчет времени от своего имени.

Источник: hram-goretovo.ru

Календари все сохраняли и запоминали. Как летописцы своего времени, монотонно и беспристрастно записывали все, что происходило на их веку. Случались времена тяжелые, кровавые, голодные, когда приходилось смывать старые записи со старых пергаменов, чтобы наносить новые. Но старое не не терялось под новым, и перо писца, скользя по расцарапанной странице попадало в черточки размытых букв, как в колею, как будто закрепляя их снова. И как старый палимпсест, несколько раз смытый и переписанный, календарь сохранил все, что ему вверило человечество на протяжении всей истории.

Историк, переводчик, преподаватель армянского языка Нуне Мхитарян специально для Армянского музея Москвы
Фото на обложке:
pinterest.com

Из истории календаря: Введение