Был ли армянином святой Минас Флорентийский?
О святом Минасе сведений меньше, чем хотелось бы знать для полноценного исследования. Армянский принц, который стал христианином в III веке от РХ и в поисках ответов на вечные вопросы пришёл в Рим. На паломническом пути святой остановился во Флоренции, где принял мученическую смерть от рук язычников. Армянский музей Москвы разузнал всё что известно о святом Минасе на сегодняшний день.
Иконография святого Минаса (Мины, Миниато) Флорентийского. Изображается в образе молодого принца, держащего венец. Атрибуты — лилия, жезл и пальма. Может держать в руках отрубленную голову.
Является ли Минас исторической личностью? На этот вопрос католическая церковь, в лоне которой святой Минас до сих пор почитается, ответа не даёт. Но именем святого названа базилика во Флоренции, да и сам святой не потерял актуальности — ему молятся итальянцы-католики до сих пор. Хотя Минас — раннехристианский мученик, был причислен к лику святых ещё до схизмы, а значит может почитаться одинаково всеми христианами мира. Однако за пределами Италии святого почти не знают.
Как известно, начиная со времени правления императора Деция (249–251 года от РХ) и вплоть до Миланского эдикта 313 г. преследования христиан имели своей целью не столько казнь христиан, сколько принуждение их к отречению — отсюда изощренные пытки, описание которых мы находим во множестве житий. Во времена императора Деция как раз жил и святой Минас. Легенда приписывает Минасу личное знакомство с Децием.
Согласно легенде, Минас был армянским принцем [также Мина, Миниас, или Миниато. — Прим. ред.]. Он был богат, но жил неразумно, с христианской точки зрения. Кутил, транжирил состояние, занимался разными нехорошими делами. Ну и духовное состояние его, конечно, было весьма далёким от совершенства. Одним словом стяжал Минас не добродетели, но пороки. Жил не как порядочный человек, а скорее «уподоблялся скоту». Однажды Господь смилостивился над впавшим во многие грехи юношей и ниспослал ему испытание — настолько таинственное, что житие даже умалчивает о подробностях. Став свидетелем неких таинственных событий, Минас так впечатлился, что решил стать христианином. Он отправился в паломничество в Рим — центр катакомбной раннехристианской общины III века, хранившей прямое апостольское наследие.
Побыв в Риме и получив крещение, Минас решил стать отшельником. Он отправился во Флоренцию, где начал жить в пещере. В ту пору римский император-язычник Деций устроил гонения на христиан. Легенда сообщает, что Деций якобы знал о причастности Минаса к царской родословной и поэтому предложил ему отречься от христианства в обмен на несметные богатства и снова стать язычником, поклонившись римским богам. Но Минас отказался приносить жертву идолам, за что разгневанный император обрёк его на муки, а затем и вовсе обезглавил.
Это — народная легенда. А что говорят источники?
Источник, из которого черпают исследователи сведения о жизни и мученичестве святого Минаса — это флорентийские Новые хроники [Nuova Cronica. — итал. — Прим. ред.]. Об авторе хроник, летописце Джованни Виллани, известно что жил он во Флоренции в XIV веке, служил дипломатом, был банкиром и много путешествовал. Летописец подробно рассказал о многих важных исторических событиях во Флоренции и в регионе Тоскана. Описал масштабные строительные проекты, рассказал о наводнениях, пожарах, голоде и эпидемии чумы (от которой, кстати, Виллани и умер). Вдохновляясь преисполненными страстных сюжетов историями раннехристианских мучеников, Джованни Виллани в красках описал жизнь и смерть святого Минаса. В интерпретации Виллани, после того как святому отрубили голову, Минас поднял её, и, приложив к телу, отправился знакомой дорогой прямиком в пещеру на Монте-ди-Фиренце, где окончательно отдал Богу душу.
Согласно Archivio Parrocchia, первая легенда о Миниато была написанна сразу после 1000 года. В ней повествуется о многочисленных мучениях, которым этот человек подвергался. Сначала он вышел невредимым из раскаленной печи, затем, будучи прикованным к дыбе, чудесным образом избавился от кандалов. Отправленный на съедение диким животным в расположенный за городом амфитетар, Минас крестным знамением заставил прыгнувшего на него льва замертво упасть. [Изогнутый периметр этого амфитетатра до сих пор узнаваем во Флоренции. — Прим. ред.]. В финале истории его обезглавили. Но даже с отрубленной головой флорентийский мученик ещё некоторое время жил.
В IV веке на месте праведной кончины святого построили часовню, а в 1018 году епископ Гильдебранд решил воздвигнуть здесь церковь, которая долгое время считалась самой красивой в городе. Мощи Минаса и ныне покоятся в склепе Сан-Миниато аль Монте, привлекая тысячи паломников. Кто-то приходит с чистыми молитвами и искренней верой [считается что святой Минас помогает от головной боли. — Прим.ред.], а кто-то из «спортивного» интереса.
Факт несения собственной отрубленной головы Минасом оспаривается сейчас даже самой католической церковью. Этому есть логичное обоснование. Дело в том, что посвященная Минасу церковь и его захоронение находились на холме — в то время за чертой города. Чтобы создать повод для масштабного паломничества в отдаленную от города точку, была придумана для народа впечатляющая легенда. Именно поэтому, как считают исследователи, было сказано, что после казни Миниато встал, и, схватив голову рукой, побежал в Монте-ди-Фиренце — пещеру, расположенную среди оливковых деревьев и лавра. Там он и умер, «ясно свидетельствуя о своем желании быть похороненным и почитаемым именно в этом “благословенном месте”».
Вопрос — был ли Миниато принцем — весьма спорный. Нынешние историки предполагают, что Миниато вовсе не был армянином голубых кровей, а родился в Тоскане, в очень простой семье. Предполагают, что он мог быть обычным солдатом и что его мученичество произошло не в амфитеатре, а там, где река Арно изгибается. С незапамятных времен флорентийцы поклоняются животворящему кресту Кроче аль Горго [Croce al Gorgo — итал. — Прим. ред.], расположенного на изгибе реки Арно. [В переводе с итальянского — сroce — это крест, а gorgo — завихрение, поворот у реки. — Прим. ред.]. Крест этот, скорее всего, был свидетельством о мученичестве веры и расположен на памятном месте, где некий первый флорентийский мученик пролил за Христа кровь.
О том, что атрибуция святого теряется в толще истории сегодня говорят исследователи. Есть версия, что во времена императора Деция на берегу Арно был казнен за распространение христианства солдат по имени Мина, в честь которого и установлен крест. Ещё одна версия — культ святого Минаса мог также возникнуть из-за того, что из коптского Египта был вывезен известный в ту пору реликварий с мощами и помещён в базилике Сан-Миниато. Базилика была посещаемой и к реликвии не зарастала народная тропа паломников, ведь церковь грамотно расположили на пути в Рим. В Сан-Миниато аль Монте свозили всё новые и новые реликвии — слава церкви гремела на всю Тоскану. Со временем, культ простого мученика-воина обогащался все новыми деталями и он, как в шахматной игре, из пешки стал королем. Можно сказать, что история принца Минаса окутана символическим ореолом славы. Эта добрая слава святого — своего рода выражение веры, проявление народной чувствительности к красоте и духовным подвигам.
Если войти в базилику Сан-Миниато аль Монте и поднять взор на пресвитерий [пространство между нефом и алтарём. — Прим. ред.], то можно увидеть на мозаике апсиды святого Минаса, изображенного вместе с Богородицей и Христом [в образе Владыки Мира. — Прим. ред.]. Однако, на этом памятнике святой Минас изображён не с атрибутами воина в доспехах, а с атрибутами царя. Он находится справа от Спасителя и в руках его корона (или венец мученика). Святой Минас возлагает корону на истинного Царя — Небесного (или предаёт Христу свой мученический венец). Мозаика эта также означает, что версия о царском происхождении святого стала в какой-то момент доминировать над версией о том что мученик — простой солдат из тосканской глуши.
Возможно, никогда не удастся узнать доподлинно кто был святым, давшим имя базилике Сан-Миниато аль Монте. И поиск ответа на вопрос — действительно ли существовал флорентийский мученик по имени Миниато и был ли он армянином, в силу устойчиво закрепившегося тысячелетнего культа святого, останется таким же сложным и запутанным.
Источники: santiebeati.it; archive.org; Nuova Cronica
Журналист, искусствовед Ольга Казак специально для Армянского музея Москвы
В формлении обложки использована работа «Святой Минас» Хосе Луис Фернандеса Рибьеры