Редакция

Книгу об опере «Алмаст» Георгия Будагяна впервые издали к юбилею Александра Спендиарова

Редакция
Книгу об опере «Алмаст» Георгия Будагяна впервые издали к юбилею Александра Спендиарова

Работа армянского дирижера, написанная им после многолетнего изучения произведения, не публиковалась более полувека. «Заметки об инструментовке А. Спендиаровым оперы „Алмаст“» впервые представил Дом-музей композитора в Ереване к его 150-летию.

Издание исследования было долгожданным: дому-музею Александра Спендиарова передали его еще в 1968 году. Произведение Георгия Будагяна — талантливого музыковеда и постановщика оперы — может стать настольной книгой для студентов, которым предстоит изучение инструментовки и знакомство с секретами мастерства композитора, отметила профессор Ереванской консерватории Алина Пахлеванян.

Фото: armenpress.am

Фото: armenpress.am

Искусствовед напомнила, что Будагян был первым исполнителем оперы, поэтому прекрасно знал каждую ноту, каждый отрывок партитуры. Пахлеванян назвала книгу дирижера невероятно важной: автор отмечал, какими средствами аранжировки Спендиаров добивался большей выразительности и как сочетал различные инструменты, чтобы добиться звучания зурны. Так, Будагян пишет, что существует 33 версии инструментовки «Персидского марша».

«Заметки…» изданы на русском языке тиражом в 50 экземпляров. В продаже исследования Будагяна не будет, так как оно рассчитано в основном на профессионалов. По словам директора музея Марине Отарян, книгу отправят в библиотеки оперных театров, оркестров, дирижеров, музыкальные библиотеки, а также учебные заведения России, Грузии и других стран.

Алина Пахлеванян. Фото: armenpress.am

Алина Пахлеванян. Фото: armenpress.am

Презентация работы Будагяна прошла в доме-музее Спендиарова 29 июня. В список праздничных мероприятий также включили постановку оперного спектакля «Алмаст», но по некоторым причинам она была отложена. Отарян заключила: возможно, спектакль поставят ко дню рождения композитора 1 ноября.

Александра Спендиарова считают одним из основоположников армянской классической музыки. Композитор учился у Николая Кленовского и Николая Римского-Корсакова и в своем творчестве сочетал опыт русской классики с армянскими народными традициями. Опера о штурме крепости Тмкаберд войском персидского шаха и предательстве княгини Алмаст входит в число лучших творений армянского музыкального театра.

Эскиз Мартироса Сарьяна ко второму акту оперы «Алмаст». Фото: artcyclopedia.ru

Эскиз Мартироса Сарьяна ко второму акту оперы «Алмаст». Фото: artcyclopedia.ru

В Ереване произведение впервые поставили в 1933 году в Академическом театре оперы и балета имени Спендиарова, одним из основателей которого был Будагян. Музыкант, ставший первым дирижером оперы, долгие годы изучал творчество композитора — академическое издание полного собрания сочинений Спендиарова вышло под редакцией Будагяна.

Источники: armenpress.am, spendiaryanmuseum.am

В оформлении обложки использован эскиз декорации к опере «Алмаст» Мартироса Сарьяна из собрания театрального музея имени А.А. Бахрушина

Книгу об опере «Алмаст» Георгия Будагяна впервые издали к юбилею Александра Спендиарова