Редакция

Урарту в Эрмитаже: как ереванский военный – прототип Грушницкого – привез в Петербург редкие находки

Редакция
Урарту в Эрмитаже: как ереванский военный – прототип Грушницкого – привез в Петербург редкие находки

Первые бронзовые украшения эпохи Урарту были перевезены в Россию в середине XIX века. Какую роль в этом сыграл ереванский военный губернатор Николай Колюбакин, ставший прототипом героя романа Михаила Лермонтова, и почему об истинном происхождении артефактов стало известно лишь спустя столетие – в материале Армянского музея Москвы.

Историки открыли для себя Урарту – древнейшее государство, находившееся на территории Армянского нагорья с IX по VI век до нашей эры, – лишь в начале XIX столетия. Урартское искусство, как и вся эпоха в целом, до сих пор до конца не изучено, поэтому археологи продолжают исследования и по сей день: например, недавно в крепости Эребуни возобновились раскопки. Некоторые артефакты, найденные почти 200 лет назад, изначально были определены неверно. Так, ассирийские или ахеменидские памятники, среди которых были бронзовые статуэтки, принимали за урартские и наоборот.

Крылатая женская фигурка. Украшение ручки котла из гробницы у поста Алишар, VII век до н.э. Из коллекции Государственного Эрмитажа.В петли продевались кольца для переноски или подвески котлов. Диск между крылами указывает на то, что здесь может быть изображено связанное с солнцем божество, например, Тушпуеа – жена бога солнца Шивини. Фото: art.biblioclub.ru

Крылатая женская фигурка. Украшение ручки котла из гробницы у поста Алишар, VII век до н.э. Из коллекции Государственного Эрмитажа.

В петли продевались кольца для переноски или подвески котлов. Диск между крылами указывает на то, что здесь может быть изображено связанное с солнцем божество, например, Тушпуеа – жена бога солнца Шивини. Фото: art.biblioclub.ru

С могильными памятниками Ванского царства ситуация еще сложнее. Об отдельных местах захоронения урартской знати ученым удалось узнать благодаря случайным находкам – усыпальницы царей, вероятно находившиеся в пещерах, до нас дошли уже разграбленными. Так, в 1859 году недалеко от русского пограничного поста Алишар, который находился на правом берегу Аракса, курды совершенно случайно обнаружили высеченную в скале гробницу. Она состояла из двух помещений: небольшой передней комнаты с потолком в виде коробового свода и погребальной камеры с плоским потолком и прямоугольными нишами в стене. Внутри исследователи нашли бронзовые украшения котлов эпохи Урарту: фигурки птицы с человеческим торсом и голову быка. В том же году эти находки отправили в Эрмитаж.

Портрет Николая Колюбакина. Художник Григорий Гагарин, 1849. Из коллекции Государственного Русского музея

Портрет Николая Колюбакина. Художник Григорий Гагарин, 1849. Из коллекции Государственного Русского музея

Транспортировкой артефактов занимался ереванский военный губернатор Николай Колюбакин, по легенде ставший прототипом Грушницкого из «Героя нашего времени», вместе с городничим Нахичевани. В Эрмитаж древние изделия попали вместе с сопроводительным письмом, в котором была подробно описана и проиллюстрирована открытая курдами гробница:

«Рисунок представляет скалы, высотой около 250 футов, на равнине за нашей границей в двух верстах от казачьего поста в Алишаре (уезд Шарур Ереванского округа). В четверти версты от подножия скалы протекает Аракс. Вправо и перпендикулярно горной цепи на небольшом расстоянии видна горная цепь Маку, подходящая к Малому Арарату. Пещера была открыта курдами из племени джалали, которые расположились лагерем у подножия скалы. По указанию какого-то муллы они сместили большие камни с вершины кряжа, благодаря чему им удалось открыть три больших отесанных камня, которые образуют кровлю камеры (№ 1). Чтобы войти туда, они проделали отверстие (№ 2) в среднем камне и спустились в камеру, почти полностью заполненную мелкой землей, ссыпавшейся, вероятно, через щели в углах потолка и стен из тесаных камней. Расчистив камеру до известной глубины, они открыли семь квадратных ниш (№ 3). В каждой нише находился сосуд (№ 5). Дверь, расчищенная в верхней части, ведет в другое помещение (№ 7) неправильной формы, потолок которого, видимо, сводчатый. Эта камера (№ 7), более низкая, чем камера № 1, по-видимому, опускается и сообщается с тремя камерами, находящимися с другой стороны у подножия скалы. Найденные в камере № 1 предметы были отправлены в Петербург. Вазы, наполненные золотом и серебром, по уверению курдов, были вручены ими макинскому хану. В камере № 7 находилось несколько шариков от четок и несколько бронзовых обломков в форме змеиных голов».

Могила в скале у поста Алишар. По рисунку в письме. Архив Государственного Эрмитажа. Фото из книги Бориса Пиотровского «Ванское царство»

Могила в скале у поста Алишар. По рисунку в письме. Архив Государственного Эрмитажа. Фото из книги Бориса Пиотровского «Ванское царство»

Таким образом, в Эрмитаж попали не все находки – судьба некоторых неизвестна. В музее оказались два бронзовых украшения котлов, бронзовая ножка в виде ноги быка, обломок браслета и части конского убора. Впрочем, эти артефакты не сразу признали урартскими. В 1860 году их записали как сасанидские – хранитель Эрмитажа просто никогда не встречался с подобными находками прежде. И в 1953 году, почти через сто лет, открылась правда: на одном из колокольчиков головного убора этнограф Ростислав Кинжалов под слоем патины обнаружил клинописную надпись, содержащую имя урартского царя Аргишти I. Тогда историки поняли, что гробница у Алишара – на самом деле памятник Ванского царства.

Бронзовые украшения котлов из Алишара. Из коллекции Государственного Эрмитажа. Фото из книги Бориса Пиотровского «Искусство Урарту. VIII-VI вв. до н.э.»

Бронзовые украшения котлов из Алишара. Из коллекции Государственного Эрмитажа. Фото из книги Бориса Пиотровского «Искусство Урарту. VIII-VI вв. до н.э.»

Подготовлено по материалам: Императорская археологическая комиссия (1859-1917): история первого государственного учреждения российской археологии от основания до реформы. Т. 2, 2019; Б. Пиотровский. Ванское царство, 1959; Б. Пиотровский. Искусство Урарту. VIII-VI вв. до н.э., 1962

В оформлении обложки использовано фото бронзовой головы быка из Топраккале, VIII-VI вв. до н.э. Из коллекции Британского музея © Osama Shukir Muhammed Amin. Источник: worldhistory.org

Урарту в Эрмитаже: как ереванский военный – прототип Грушницкого – привез в Петербург редкие находки