Кольцевой бульвар в Ереване: ключевые постройки. Часть I
Бульварное кольцо — это одна из главных задумок архитектора Тамяняна. В Ереване она была реализована не полностью, а охватывая только восточную часть города (улицы Московяна, Ханджяна и Исаакяна, Алека Манукяна). В 1960-70-е годы бульварное кольцо — центр истории армянской модернистской архитектуры. Постройки этого времени отличаются синтезом модернизма с традиционными мотивами.
Кольцевой начинается с зелёного острова, примыкающего к проспекту Маштоца и улице Теряна. Здесь расположено одно из популярных в советское время заведений — кафе «Поплавок», спроектированное архитекторами Фениксом Дарбиняном и Феликсом Акопяном в 60-е годы.
В начале ХХ века преобладали мотивы архитектуры классицизма, отражающие идеи новой эпохи. Модернизм не выступает логическим продолжением конструктивизма, как отмечает историк архитектуры Тигран Арутюнян. После активной работы в сталинский период или возвращения из ссылок многие архитекторы-конструктивисты уже не занимались проектированием в прежних масштабах. Лишь некоторые из них создали значимые проекты, такие как столовая дома отдыха Союза писателей на Севане, спроектированная Геворгом Кочаром в 1969 году, и станция канатной дороги в Ереване, построенная Ованесом Маркаряном в 1967 году. В основном же модернистскую архитектуру развивало молодое поколение архитекторов, которое в 1960-е годы активно искало новые формы, отражавшие эпоху перемен. Это ознаменовало новую главу в истории города.
Кафе «Поплавок» — двухуровневое сооружение с искусственным прудом. Первый этаж представлял собой прямоугольную террасу с крышей из тентовой конструкции, которую поддерживала мачта. Она образовывала вертикальную доминанту. Под террасой располагался второй этаж. По воспоминаниям ереванцев, на верхнем этаже подавали кофе и десерты, а на нижнем — основные блюда. Это заведение играло важную роль в городской жизни: здесь собиралась интеллигенция и проходили вечера, посвящённые известным писателям и музыкантам. В 2000-е годы кафе реконструировали, надстроив два этажа, а тентовые конструкции сделали более массивными, что кардинально изменило облик здания.
Напротив кафе расположено здание Книжной палаты (Дом книги), спроектированное Ованесом Маркаряном и Микаэлом Мазманяном в 1935 году. Это четырёхэтажное сооружение находится в центральной части квартала. Изначально оно строилось как издательский центр и типография, но со временем в нём разместились драматический театр им. Грачьи Гапланяна, редакции газет и другие учреждения.
Задумка архитекторов была амбициозной и отражала эстетические принципы сталинской эпохи, однако в ходе реализации проект значительно изменился. Излишняя помпезность уступила место рационалистскому подходу. В результате здание почти не сохранило связи с первоначальной идеей, за исключением симметричного центрального фасада и колоннады, протянувшейся вдоль улицы Теряна. Визуально колоннада как бы отделена от основного фасада, создавая впечатление самостоятельного элемента.
В 1930-е годы издательство и типография «Армгосиздат» находились в здании Дома культуры. В 1934 году было решено создать комплекс Палаты печати, который бы объединил все издательские и полиграфические функции, а также смежные учреждения. По замыслу, в комплексе должны были находиться большой зал, библиотека и творческие мастерские.
В 1935 году был объявлен конкурс на проектирование здания Ереванской издательской (книжной) палаты. Из двух предложенных проектов — Микаэла Мазманяна и Ованеса Маркаряна, с одной стороны, и Семёна Пэна, с другой — был выбран первый. Строительство началось в 1936 году. К 1940 году был завершён двухэтажный 100-метровый участок на улице Теряна с колонным фасадом на мощном цоколе и главным входом. Остальные части комплекса, включая клуб полиграфистов, были достроены в 1960 году.
Изначально был построен проход со стороны улицы Корюна через открытую колоннаду, ведущий во внутренний двор комплекса. В 1965 году колоннаду снесли и на её месте возвели 9-этажное административное здание. Архитектурные формы со стороны улицы Исаакяна более сдержанны, а боковые части выделены открытыми галереями на колоннах. Со стороны улицы Кочара здание имеет три этажа.
В здании Книжной палаты размещались такие издательства, как «Айпетграт», «Советский писатель», «Аревик», «Наири» и «Айастан». Здесь же находились «Айгирк», Государственный комитет по делам печати, издательства и книжной торговли Армянской ССР и многие другие учреждения. В части комплекса, называемой Клубом полиграфистов, был организован Ереванский драматический театр, основанный в 1967 году как театр-студия Армянского театрального общества под руководством народного артиста СССР Грачьи Капланяна. Внутренние помещения комплекса, особенно вестибюли, неоднократно перестраивались и утратили свой первоначальный облик.
На улице Исаакяна находится ещё один памятник модернизму — вестибюль станции метро «Еритасардакан» (Молодёжная), спроектированный архитектором Степаном Кюркчяном в 1981 году. Станция была открыта в составе первого пускового участка Ереванского метрополитена. Вестибюль расположен в самом оживлённом квартале города, где находятся многие университеты и музеи.
Объёмно-пространственная пластичность и рациональность — одни из ключевых особенностей армянского модернизма. Вестибюль станции метро «Еритасардакан» представляет собой симметричную конструкцию с выразительными массивными элементами. Здание облицовано белым камнем, а по краям дополнено деталями, создающими вертикальную плоскость. Нижняя часть цилиндрической формы выполнена из профнастила, что подчеркивает футуристические тенденции в проекте Кюркчяна. В XXI веке станция была реконструирована: первоначальный вид проекта был изменён, массивная люстра в виде кристаллической решётки, расположенная на своде, была демонтирована и заменена на обычные люминесцентные светильники, а также появились указатели на трёх языках.
На Кольцевом бульваре расположено ещё одно здание архитектора Степана Кюркчяна — Дом камерной музыки им. Комитаса, построенный в 1977 году вдоль улицы Исаакяна. В проекте архитектор стремился переосмыслить геометрические формы и пластическую тему плоскости. Пирамидальная композиция здания с двух сторон окружена низкими пилонами, а фасад облицован коричнево-оранжевым туфом. Вероятно, Кюркчян черпал вдохновение как в армянской храмовой архитектуре, так и в новых художественных течениях того времени, что отразилось в проекте.
В 1960-е годы армянская архитектура претерпела значительные изменения, связанные с отходом от прежних принципов, заложенных Александром Таманяном и Николаем Буанитяном. Постсталинский период — это время, когда архитекторы стали отходить от помпезности в пользу модернистских тенденций. Это выраженная рациональность и функционализм, отсутствие излишней декоративности. Можно заметить, что проекты шестидесятников сфокусированы вокруг простоты и чистоты форм и линий, экспериментов с ландшафтом. Это было время, когда архитектура становилась интегрированной в современную городскую среду, отходя от национального неоклассицизма или развитие постконструктивизма.
А других постройках, охватывающих Кольцевой бульвар, читайте во второй части материала.
На обложке — кафе «Поплавок» в 1960-е. Источник.
Источник:
Harutyunyan T. Architectural Guide: Yerevan. DOM Publishers, 2018 — 232 pages.