Режиссер Борис Айрапетян: повороты судьбы и «Норма»

Режиссер Борис Айрапетян: повороты судьбы и «Норма»

29 марта завершился старейший в России 26-й Открытый фестиваль студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна». На четырех площадках Москвы было показано 132 короткометражных фильма.

Борис Айрапетян | wikipedia.org

«Святая Анна» — важное событие в мире кино, окно, через которое в него можно попасть. Для дебютантов это реальная возможность показать свои картины публике на нескольких московских площадках. Также лауреаты получают сертификаты на производство будущих картин от ведущих студий страны. Основал этот фестиваль-премию в 1993 году кинорежиссер, сценарист, продюсер, лауреат международных премий Борис Айрапетян.

Айрапетян родился в Ереване в 1955 году. В 1972 году окончил Ереванскую музыкальную школу имени А. Спендиарова по классу скрипки. После поступил на философский факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Некоторое время преподавал в Ереванском политехническом институте.

В 1989 году Айрапетян окончил режиссёрский факультет ВГИКа, тогда же стал членом Союза кинематографистов России, несколько позже — Гильдии кинорежиссеров. Преподавал режиссуру во ВГИКе. С 1997 про 2002 год был секретарем Союза кинематографистов России.

В качестве режиссера дебютировал в 1988 году с короткометражным фильмом «Мост». Дебют оказался удачный: Айрапетян получил за свой фильм премию Американской академии телевидения «Эмми», впервые в СССР.

В 1989 году вышла еще одна картина — «Там, где небо лежит на земле», которая рассказывает о старике Самсоне, который воевал с турками и фашистами, а когда дети выросли, решил еще при жизни сделать себе памятник на могилу. Фильм также не остался без наград: в 1990 году Айрапетяну присудили премию Чикагской киноассоциации, а в Москве он получил гран-при фестиваля «Дебют» (1989).

Первый полнометражный фильм Айрапетян выпустил в 1993 году. Это «Убийца» — история режиссера, который посреди съемок боевика начинает делать картину о Христе — вершину своей карьеры. Однако молодой актер, который исполнял роль Христа, погиб во время съемок. Картина получила приз экуменического жюри на кинофестивале в Мангейме (1994).

После Айрапетян оставил режиссуру, занявшись продюсированием. Именно тогда он основал ежегодный конкурс студенческих и дебютных работ «Святая Анна». Он проводится с 1993 года и предполагает показ курсовых и дипломных работ студентов кинематографических вузов и школ — из России, стран СНГ, зарубежных государств. Уникальность фестиваля в том, что это единственная площадка для высказывания тех кинематографистов, которые только начинают свою карьеру.

В 2003 году случился очередной поворот в его карьере — Айрапетян поставил оперу «Норма» Винченцо Беллини на сцене Армянского академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова. Партия Нормы считается одной из самых сложных в репертуаре сопрано. Постановка Айрапетяна удостоилась пяти номинаций на премию «Золотая маска». Постановка также шла на новой сцене Большого театра.

Успех постановки вдохновил Айрапетяна на то, чтобы экранизировать историю Нормы. Его проект стал первым фильмом-оперой в российском кино за два десятилетия. Главные партии исполнили солистка Метрополитен-опера Асмик Папян и солист Мариинского театра Гегам Григорян. Действие, в оригинале происходившее в священной роще друидов, было перенесено в языческий храм Гарни.

По словам режиссера, сначала оперным певцам на съемках было нелегко. Километры пленки были в браке, а всему виной привычка певцов искать глазами дирижера. Но с этой трудностью Айрапетяну пришлось справляться, поскольку для него принципиальным было участие в картине именно оперных исполнителей, а не профессиональных актеров, играющих под фонограмму.

Высокую оценку трактовке дал музыкальный критик Святослав Бэлза: «Печально, но факт: у нас, фильм-опер снимается сейчас до обидного мало. И обращаются к этому жанру, как правило, художники одержимые, жрецы чистого Искусства. Именно к этой славной, но немногочисленной когорте принадлежит Борис Айрапетян, сделавший киноверсию “Нормы” В. Беллини. Ему удалось найти единомышленников, подобрать замечательный ансамбль певцов-актеров, среди которых выделяются Асмик Папян и Гегам Григорян. В итоге созданная 175 лет назад трагедийная опера получила впечатляющее воплощение на экране».

Постановка «Нормы» в 2006 году закрывала Недели российской культуры в Риме «На площади Треви», затем ее показали в рамках Года Армении во Франции и на закрытии этого культурного события. Несмотря на успех, в 2016 году Айапетян снял Норму со сцены.

«Элита, осознающая всю полноту своей миссии, в том числе ответственность представлять лицо нации. Это наличие широко образованных людей со способностью и потребностью культивировать в себе известные самоограничения. Сегодня можно говорить разве что о номинально существующей элите. Генерация, пришедшая во власть двадцать лет назад, продолжает пребывать в плену архаики. Очень трудно жить по понятиям, сильно напоминающим феодальные, и пытаться выглядеть цивилизованным. Набор внешних атрибутов только подчеркивает комичность положения. В этих условиях большая часть деятелей культуры предпочитает конформизм, прикрываясь ширмой великого наследия предков. Не думаю, что сегодня в депутатском корпусе это «великое наследие» представляют лучшие, избранные — именно так переводится слово «элита», — прокомментировал свое решение.

Поздравляем Бориса Александровича с успешным окончанием 26 фестиваля «Святая Анна».

Режиссер Борис Айрапетян: повороты судьбы и «Норма»