Христианские символы и экспрессия цвета: как читать картины Бориса Егиазаряна

Христианские символы и экспрессия цвета: как читать картины Бориса Егиазаряна

Борис Егиазарян – один из наиболее ярких армянских художников современности, чьи работы представлены в Национальной галерее Армении, Киевской картинной галерее и многих других крупных музеях. Несколько дней назад он отметил свое 65-летие. Прожив большую часть жизни в Киеве, творец искусно сочетает сильную армянскую живопись с «бархатной» украинской нежностью. Специально для Армянского музея Москвы искусствовед Рузанна Лазярян рассказала об особенностях искусства Бориса Завеновича.

Творчество любого художника – есть не только плод его субъективных ощущений и способ проявления собственной индивидуальности. Творческая личность, в первую очередь, является своеобразным транслятором возвышенных идей, ее ценность заключается именно в умении выразить самые замысловатые, трудные для восприятия мысли в более понятной форме. В этом и состоит гениальность выдающихся людей. Любой творец вносит свой вклад в бездонный кладезь мудрости.

Борис Егиазарян. Радость. Из серии «Гранатовый сад». 2003. Коллекция Национальной галереи Армении

Борис Егиазарян. Радость. Из серии «Гранатовый сад». 2003. Коллекция Национальной галереи Армении

Одной из таких уникальных личностей можно считать Бориса Егиазаряна, украино-армянского художника, чье творчество наполнено беспредельным духовным светом и теплотой. В его работах сливаются яркий темперамент южанина и «бархатная» славянская эстетика. За национальными особенностями творчества, в том числе их выражении в «строении» произведений Егиазаряна, наблюдать особенно интересно. И если цветовая часть намекает на южные корни – острое понимание цвета, ее звучность и свежесть, то украинское «бархатное» построение словно сдерживает, гармонично облекает цвет в соответствующую форму. Удивительная связь и взаимодополнение этих двух частей – экспрессивного понимания цвета и его нежного обрамления формой, – на первый взгляд кажется непримиримым противоречием. Но именно такая антагонистичность прекраснейшим образом решается на полотнах Бориса Завеновича.

Митинги в поддержку Армении и уничтоженные картины

Борис Егиазарян родился в армянском городе Апаран 7 августа 1956 года. Художник начал рисовать еще с раннего детства. Со временем, по мере того как его талант проявлялся, Егиазарян понял, что будущее должно быть связано лишь с кистью и холстом. Так, творец поступил в Ереванский государственный художественный колледж имени Фаноса Терлемезяна, который стал местом окончательного пробуждения дарования художника. Затем живописец продолжил обучение в Ленинградском художественном училище имени Веры Мухиной [в 1994 году заведение переименовали в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию, которая с 2007 года носит имя Александра Штиглица. – Прим. ред.] В 1986 году Егиазарян окончил Киевский художественный институт [сейчас – Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры. – Прим. ред.], после чего решил остаться в украинской столице.

Однако жизнь Бориса Завеновича не ограничивается одной лишь творческой деятельностью – художник известен своей активной гражданской позицией. Через два года после окончания им Киевской академии в Армении началось Карабахское освободительское движение, к которому присоединился и Егиазарян. Для творца это обернулось негативными последствиями: из-за участия в митингах советские власти (по одной их версий, это были сотрудники КГБ) сожгли его мастерскую и все картины, которые живописец собирал более десяти лет. После столь сильного удара Борис Завенович впал в депрессию, но несмотря на угнетенное состояние и трудности с восстановлением сил, мастеру графики все же удалось найти ключ к свету – искусство стало средством реабилитации.

Митинги в поддержку Армении, разумеется, были не единственными. Егиазарян был участником Оранжевой революции 2004-2005 и Евромайдана 2013-2014 годов в Украине. Такая решимость и заинтересованность в судьбе обеих своих родин указывает на четко сформировавшуюся позицию Бориса Завеновича: художнику не стоит ограничиваться одним искусством и открещиваться от социальной жизни, наоборот, именно творческие люди должны стремиться внести свой вклад в конструктивное решение общественных проблем.

Борис Егиазарян. Принцессы со львом. 2021. Фото: facebook.com/boris.yeghiazaryan

Борис Егиазарян. Принцессы со львом. 2021. Фото: facebook.com/boris.yeghiazaryan

Философия творчества Егиазаряна: эксперименты с цветом и значение символов

При попытке охарактеризовать творчество Егиазаряна нельзя не отметить, что своими корнями оно уходит в авангард. Но если исполнительная часть и ссылается на авангардистское понимание объекта, то его содержание не ограничивается поверхностной экспериментальностью. Работы художника стоят далеко от юношеского любопытства с его стремлением разобрать предметы и поиграть с их формами. Искусство Бориса Завеновича в этом плане более одухотворенное, со своей философией. На его картинах можно заметить немало символов, которые зачастую связывают с христианством: гранат, лев, рыба. Однако тот смысл, который закладывает в эти образы художник, не сводится к одной лишь религиозной традиции. Символ – это образная передача многовековой мудрости, и в отличие от устной, образная способна оказать более мощное влияние на зрителя, так как глубоко связана с бессознательным. Так и в произведениях Егиазаряна: символ – способ напомнить о самом важном, сокровенном, что, разумеется, вытекает из жизненного опыта творца. И этот личный опыт, приобретая духовную форму, превращается в полноценное произведение искусства.

Так о чем же творчество художника? Искусство Егиазаряна – это чистая одухотворенность, доброта и всеприятие, что снова отсылает нас к Библии. Это гимн всеобщего милосердия и огромной любви к жизни. Искренность, которой пронизано творчество мастера, позволяет не только восхититься его произведениями исключительно с эстетической стороны, но и всмотреться, вникнуть в эту философию смирения и космической гармонии. Именно поэтому с формальной стороны художник прибегает к упрощению форм: та вселенская правда, что порой ускользает от человека, на самом деле проста и понятна всем. Цветовая насыщенность же свидетельствует о внутренней эмпатии, чувственной сосредоточенности, что испытывает творец. По этой причине работы Егиазаряна часто сравнивают с иконами, ведь только в них можно заметить ту чистоту идеи, одухотворенность, лишенную всего второстепенного и проходящего, после чего остается лишь суть, ядро человеческой души.

В творчестве Бориса Завеновича важное место занимает женский образ. Во-первых, этот выбор связан с уравновешивающей ролью женщины. Именно женское смирение фигурирует в христианстве как большая добродетель. Во-вторых, женский образ – символ плодородия. Если мужчина как творец реализуется исключительно в аллегорических формах, например в художественной или социальной сфере, то женщина – единственная, кто может создать новую жизнь, что, по сути, уподобляет ее природе. Но женские образы Егиазаряна это не светские дамы с яркой феминной энергетикой – художник пишет скорее изящных, нежных дев, способных принести поэтическое вдохновение. Такая возвышенная интерпретация лишь подчеркивает одухотворенность искусства живописца.

Таким образом, Борис Егиазарян как художник стремиться запечатлеть не зримую реальность, а реальность, преображенную чистыми идеями. Именно эта уравновешенность и лиричность образов создают такую возвышенную эмоциональность произведений мастера.

Борис Егиазарян. Любовь. Фото: facebook.com/boris.yeghiazaryan

Борис Егиазарян. Любовь. Фото: facebook.com/boris.yeghiazaryan

Искусствовед Рузанна Лазарян (Ереван) специально для Армянского музея Москвы

Фото обложки: facebook.com/boris.yeghiazaryan

Христианские символы и экспрессия цвета: как читать картины Бориса Егиазаряна