Христианские символы и экспрессия цвета: как читать картины Бориса Егиазаряна
Борис Егиазарян – один из наиболее ярких армянских художников современности, чьи работы представлены в Национальной галерее Армении, Киевской картинной галерее и многих других крупных музеях. Несколько дней назад он отметил свое 65-летие. Прожив большую часть жизни в Киеве, творец искусно сочетает сильную армянскую живопись с «бархатной» украинской нежностью. Специально для Армянского музея Москвы искусствовед Рузанна Лазярян рассказала об особенностях искусства Бориса Завеновича.
Творчество любого художника – есть не только плод его субъективных ощущений и способ проявления собственной индивидуальности. Творческая личность, в первую очередь, является своеобразным транслятором возвышенных идей, ее ценность заключается именно в умении выразить самые замысловатые, трудные для восприятия мысли в более понятной форме. В этом и состоит гениальность выдающихся людей. Любой творец вносит свой вклад в бездонный кладезь мудрости.
Одной из таких уникальных личностей можно считать Бориса Егиазаряна, украино-армянского художника, чье творчество наполнено беспредельным духовным светом и теплотой. В его работах сливаются яркий темперамент южанина и «бархатная» славянская эстетика. За национальными особенностями творчества, в том числе их выражении в «строении» произведений Егиазаряна, наблюдать особенно интересно. И если цветовая часть намекает на южные корни – острое понимание цвета, ее звучность и свежесть, то украинское «бархатное» построение словно сдерживает, гармонично облекает цвет в соответствующую форму. Удивительная связь и взаимодополнение этих двух частей – экспрессивного понимания цвета и его нежного обрамления формой, – на первый взгляд кажется непримиримым противоречием. Но именно такая антагонистичность прекраснейшим образом решается на полотнах Бориса Завеновича.
Митинги в поддержку Армении и уничтоженные картины
Борис Егиазарян родился в армянском городе Апаран 7 августа 1956 года. Художник начал рисовать еще с раннего детства. Со временем, по мере того как его талант проявлялся, Егиазарян понял, что будущее должно быть связано лишь с кистью и холстом. Так, творец поступил в Ереванский государственный художественный колледж имени Фаноса Терлемезяна, который стал местом окончательного пробуждения дарования художника. Затем живописец продолжил обучение в Ленинградском художественном училище имени Веры Мухиной [в 1994 году заведение переименовали в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию, которая с 2007 года носит имя Александра Штиглица. – Прим. ред.] В 1986 году Егиазарян окончил Киевский художественный институт [сейчас – Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры. – Прим. ред.], после чего решил остаться в украинской столице.
Однако жизнь Бориса Завеновича не ограничивается одной лишь творческой деятельностью – художник известен своей активной гражданской позицией. Через два года после окончания им Киевской академии в Армении началось Карабахское освободительское движение, к которому присоединился и Егиазарян. Для творца это обернулось негативными последствиями: из-за участия в митингах советские власти (по одной их версий, это были сотрудники КГБ) сожгли его мастерскую и все картины, которые живописец собирал более десяти лет. После столь сильного удара Борис Завенович впал в депрессию, но несмотря на угнетенное состояние и трудности с восстановлением сил, мастеру графики все же удалось найти ключ к свету – искусство стало средством реабилитации.
Митинги в поддержку Армении, разумеется, были не единственными. Егиазарян был участником Оранжевой революции 2004-2005 и Евромайдана 2013-2014 годов в Украине. Такая решимость и заинтересованность в судьбе обеих своих родин указывает на четко сформировавшуюся позицию Бориса Завеновича: художнику не стоит ограничиваться одним искусством и открещиваться от социальной жизни, наоборот, именно творческие люди должны стремиться внести свой вклад в конструктивное решение общественных проблем.
Философия творчества Егиазаряна: эксперименты с цветом и значение символов
При попытке охарактеризовать творчество Егиазаряна нельзя не отметить, что своими корнями оно уходит в авангард. Но если исполнительная часть и ссылается на авангардистское понимание объекта, то его содержание не ограничивается поверхностной экспериментальностью. Работы художника стоят далеко от юношеского любопытства с его стремлением разобрать предметы и поиграть с их формами. Искусство Бориса Завеновича в этом плане более одухотворенное, со своей философией. На его картинах можно заметить немало символов, которые зачастую связывают с христианством: гранат, лев, рыба. Однако тот смысл, который закладывает в эти образы художник, не сводится к одной лишь религиозной традиции. Символ – это образная передача многовековой мудрости, и в отличие от устной, образная способна оказать более мощное влияние на зрителя, так как глубоко связана с бессознательным. Так и в произведениях Егиазаряна: символ – способ напомнить о самом важном, сокровенном, что, разумеется, вытекает из жизненного опыта творца. И этот личный опыт, приобретая духовную форму, превращается в полноценное произведение искусства.
Так о чем же творчество художника? Искусство Егиазаряна – это чистая одухотворенность, доброта и всеприятие, что снова отсылает нас к Библии. Это гимн всеобщего милосердия и огромной любви к жизни. Искренность, которой пронизано творчество мастера, позволяет не только восхититься его произведениями исключительно с эстетической стороны, но и всмотреться, вникнуть в эту философию смирения и космической гармонии. Именно поэтому с формальной стороны художник прибегает к упрощению форм: та вселенская правда, что порой ускользает от человека, на самом деле проста и понятна всем. Цветовая насыщенность же свидетельствует о внутренней эмпатии, чувственной сосредоточенности, что испытывает творец. По этой причине работы Егиазаряна часто сравнивают с иконами, ведь только в них можно заметить ту чистоту идеи, одухотворенность, лишенную всего второстепенного и проходящего, после чего остается лишь суть, ядро человеческой души.
В творчестве Бориса Завеновича важное место занимает женский образ. Во-первых, этот выбор связан с уравновешивающей ролью женщины. Именно женское смирение фигурирует в христианстве как большая добродетель. Во-вторых, женский образ – символ плодородия. Если мужчина как творец реализуется исключительно в аллегорических формах, например в художественной или социальной сфере, то женщина – единственная, кто может создать новую жизнь, что, по сути, уподобляет ее природе. Но женские образы Егиазаряна это не светские дамы с яркой феминной энергетикой – художник пишет скорее изящных, нежных дев, способных принести поэтическое вдохновение. Такая возвышенная интерпретация лишь подчеркивает одухотворенность искусства живописца.
Таким образом, Борис Егиазарян как художник стремиться запечатлеть не зримую реальность, а реальность, преображенную чистыми идеями. Именно эта уравновешенность и лиричность образов создают такую возвышенную эмоциональность произведений мастера.
Искусствовед Рузанна Лазарян (Ереван) специально для Армянского музея Москвы
Фото обложки: facebook.com/boris.yeghiazaryan