Большой Москворецкий мост и Патвакан Сардарьян: как и кто строил
Большой Москворецкий — один из множества мостов, перекинутых через Москву-реку. Расположен он у самых стен Кремля, соединяя Васильевский спуск и улицу Варварка с улицей Большая Ордынка. Среди тех, кто строил мост таким, каким мы его знаем сегодня, был архитектор Патвакан Сардарьян. Армянский музей Москвы приглашает вас совершить маленькое путешествие во времени: узнать историю Большого Москворецкого моста, а ещё — кем был один из его строителей.
Большой Москворецкий мост: было / стало
Именно с этой точкой на карте города связана история старейшей переправы в Москве. Здесь с 1498 года существовал наплавной мост на пути от Тверской дороги к Серпуховской. Спустя три века, в 1789-м, наплавной мост был переоборудован в деревянный свайный мост. К 1829-му мост обветшал — так у него появились каменные опоры. В 1870-м Москворецкий мост охватил пожар. По проекту военного инженера Аманда Струве был спроектирован и вскоре построен прочный мост из камня и металла.
1. На картине Аполлинария Васнецова «Московский Кремль при Иване III» (1921) видим тот самый наплавной мост. 2. Джозеф Андреас Вайс. «Вид Москворецкого моста», 1857 ǁ wikimedia.org
Нынешний облик Большой Москворецкий мост приобрёл в советское время. Его строительство началось в 1936 году в связи с плановой реконструкцией Москвы, в ходе которой должно было появиться пять мостов через Москву-реку — Большой Каменный мост, Большой Устьинский, Большой Краснохолмский, Крымский и Большой Москворецкий.
Большой Москворецкий мост в 1946 году и в начале 1960-х. Фото: pastvu.com
Москворецкая улица
После постройки в 1938 году нового Москворецкого моста и сноса целого квартала домов между собором Василия Блаженного и Москворецкой набережной Москворецкая улица стала небольшой улицей между Варваркой и набережной.
В прошлое уходила оживлённая торговая жизнь Москворецкой улицы. Здесь при Иване Грозном существовал «Мытный двор» (от слова «мыт», одна из древнейших русских пошлин с товаров и лиц, а также место её сбора) — таможня, через которую в XVI–XVII веках пропускали пригоняемый на продажу в Москву крупный и мелкий рогатый скот, свиней, домашнюю птицу. Второй этап сноса кварталов Москворецкой улицы пришёлся на 1960-е, когда строилась гостиница «Россия».
Патвакан Сардарьян
Патвакан Маркарович Сардарьян (Сардарян) родился в Тифлисе. В родном городе он выучился на архитектора, там же участвовал в проектировании Тбилисского филиала Института Маркса – Энгельса – Ленина при ЦК ВКП(б) и здания городского цирка.
В Москве Патвакан Сардарьян работал в мастерских архитекторов Ивана Жолтовского и Алексея Щусева. Сардарьян спроектировал интерьеры актового зала МГУ на Воробьёвых горах и Большой Москворецкий мост. Мост был построен им совместно с Щусевым и инженером В.С. Кирилловым.