Блаженный Дикен. Репортаж с выставки Эдмонда Петросяна в московском Музее лубка
Успейте до 28 февраля побывать в московском Музее русского лубка и наивного искусства, ведь именно там сейчас проходит уникальная выставка карабахского художника Эдмонда Петросяна, больше известного как Дикен. Текущая экспозиция проходит в рамках затеянной музеем серии «Гении отечественного наива» и посвящена она творчеству представителей наивного искусства XX и XXI веков. Выставка Дикена составлена на базе коллекции близкого друга Дикена Тиграна Шахраманяна и собрания Музея русского лубка и наивного искусства.
Известно, что Эдмонд Петросян (1948–2019) родился в городе Шуши. Долгое время его не интересовала живопись и творчеству он предпочитал спорт. Писать Эдмонд начал только в 1980-е годы после того, как увидел сюжет первой картины во сне. Сильное влияние на его работы оказала первая Карабахская война. Конфликт в Арцахе перевернул внутренний мир художника. Его темой стала печаль, а в центре творчества встали вопросы о том, как сохранить себя, если привычный мир рушится, возможно ли пережить невосполнимую утрату и что делать, когда теряешь надежду.
Его картины — камерные по формату. Они построены на нескольких контрастных цветовых пятнах и лишены посторонних деталей — представляют собой ясное и завершенное высказывание, близкое притче. О символизме цвета в работах рассказывал друзьям сам Дикен. Желтый цвет у художника означает грусть, синий — жизнь, а белый — неизвестность.
Живопись Дикена занимает в Музее лубка два тематических зала. В одном представлены работы, связанные с рефлексиями девяностых, когда вся страна и художник вместе с ней переживали развал СССР и войну в Арцахе. В другом — натюрморты и картины по мотивам карабахских традиций. Еще несколько не объединённых циклами картин находятся в холле. Там же посетитель может глубже познакомиться с творчеством Дикена, посмотрев короткий фильм-воспоминание о художнике, созданный сотрудниками информационного отдела музея на основе интервью с коллекционером — Тиграном Шахраманяном.
Тигран Шахраманян — практически единственный человек, который интересовался личностью Эдмонда Петросяна и его работами. Коллекционером наивной живописи Тигран стал из желания помочь художнику, жившему за гранью бедности. По словам Шахраманяна, свои картины Дикен продавал за копейки, не интересуясь материальной стороной жизни. «Он был человеком широкой души», — так характеризует художника коллекционер, рассказывая зрителю историю о том, как весь свой гонорар Эдмонд мог потратить за один вечер — накрыть стол для гостей и заказать такси на гору Бурухан, чтобы искупаться в священном источнике и вернуться обратно.
Дикен был одиночкой по жизни. Его земляки, а жил последние годы он в Степанакерте, считали художника странным, блаженным. Так оно и было. Эдмонд писал по ночам свои печальные картины, изучал авраамические религии и формулировал пророчества, являвшиеся ему во сне и тонких видениях. Шахраманян считает Дикена личностью мистической, своего рода «блаженным из Арцаха», начавшим писать по зову сердца.
Вместе с тем, все работы Дикена — безрадостные. В них чувствуется трагизм армянского народа, переданный в частном, бытовом образе. Его герои — простые арцахцы, потерявшие близких во время войн. Показывает Дикен и преемственность горя и потерь из поколения в поколение — например, работы «Апокалипсис», «Без названия» и «Скорбим».
Производит впечатление и полотно «Третий тост карабахцев», созданное по мотивам региональных традиций поднимать во время застолий третий бокал за погибших героев. Сам герой тоже присутствует вместе с тостующими: его Дикен изображает как святого — с нимбом, на заднем фоне, что символизирует пребывание защитника отечества в мире ином.
«Апокалипсис», 2001 г. Из коллекции Тиграна Шахраманяна. Фото © okaziya_art
Изображал Дикен и другие примечательные бытовые сцены из жизни Степанакерта. Например, картина маслом «Эрнест», написанная в 2005 году. На ней узнаваемо популярное степанакертское богемное кафе «Арагил» и его завсегдатай Эрнест, символизирующий постоянство традиций. Что бы ни происходило, каким бы шумным ни было застолье соседей по заведению, Эрнест неизменно сидел за любимым столиком в углу в своем вечном синем костюме — в любое время года и суток.
«Эрнест», 2005 г. Из коллекции Тиграна Шахраманяна. Фото © okaziya_art
«Возвращение в деревню». Эта работа повествует о людях, идущих в родные места со своими пожитками. Война еще идет, село освободили, на многих домах нет крыш, все разорено, но жители все равно идут домой — вереницей тянутся по горной дороге.
На этой выставке каждый для себя найдет много интересного, ведь работы Эдмонда Петросяна взывают к особенным чувствам человека — состраданию, умению достойно горевать и переносить трудности, уповая на Бога и высшую справедливость. Тому способствует и жанр наивного искусства, в котором написаны работы. Взгляд художника — детский, простой, лишенный политических изысков и сложностей классического живописного языка. Манера письма — плоскостная, с присутствием обратной перспективы, как в иконописи. Кажется, герои Дикена заглядывают зрителю в самую душу.
На многих работах Эдмонда можно увидеть собаку — белую с черными пятнами. Чаще всего изображена она со спины, смотрящей на героев картины, сбоку, либо лежащей у них в ногах. Тигран Шахраманян рассказывает, что своей собаки у Дикена не было, он жил бобылем, не заводя животных. Можно предположить, что этот пес — аллегория верности и дружбы, или же символизирует душу художника. А может быть, изображая пса, Эдмонд показывал, как ему нужен сочувствующий зритель — такой, как мы с вами. Как бы говорил — посмотрите на мир моими глазами.
Подготовила: журналист, искусствовед Ольга Казак специально для Армянского музея Москвы
Обложка: фрагмент работы Дикена «Случай на пятачке». Из коллекции Тиграна Шахраманяна. Фото © okaziya_art