Армяне из дома Булгакова

Армяне из дома Булгакова
Мартирос Сарьян (третий слева), Ашхен и Александр Бархударяны (справа от Сарьяна). Ереван, 1960-е годы. Из личного архива М.Л. Ватолиной

Мартирос Сарьян (третий слева), Ашхен и Александр Бархударяны (справа от Сарьяна). Ереван, 1960-е годы. Из личного архива М.Л. Ватолиной

История одной необычной армянской семьи недавно была опубликована на сайте Музея Михаила Афанасьевича Булгакова. Через архивные документы и вещи, переданные в дар булгаковскому музею, раскрывается летопись Бархударянов, приехавших из Тбилиси в Москву в 1937 году. Глава семьи, Александр Бархударян, был сотрудником московского журнала «Армянский вестник» и заведовал армянским отделом ТАСС. Он лично выезжал в Турцию в 1915 году для оказания помощи армянским беженцам, пострадавшим от Геноцида. Бархударяны близко дружили со знаменитым армянским импрессионистом Мартиросом Сарьяном — некоторые работы художника сохранились в архиве семьи.

Армянский музей Москвы публикует этот материал с незначительными сокращениями.

Начало московской жизни

Бархударяны поселились на Большой Садовой, в доме, который сейчас называют «булгаковским», в одной из комнат квартиры № 7. Ашхен Бегляровна (1893–1969) и Александр Барcегович (1889–1975) прибыли из Еревана вместе с сыном Левоном (1918–2017), обменяв ереванскую просторную квартиру на темную комнатку в доме на Садовой. До революции квартиру № 7 арендовал сотрудник банкирского дома «Братья Джамгаровы» Багдасар Вартанов. В советское время Вартановых уплотнили. Так, в списке жителей на 1958 год указаны 11 человек — в их числе приехавшие в 1937 году Бархударяны.

Журналист и переводчик Александр Бархударян (1889–1975)

Фрагмент карты Москвы 1937 года. Красным карандашом обозначено новое место проживания семьи Бархударянов. Дар Марии Левоновны Ватолиной, внучки Александра Бархударяна. Фотография Ксении Назаркиной. Из собрания Музея М.А. Булгакова

Фрагмент карты Москвы 1937 года. Красным карандашом обозначено новое место проживания семьи Бархударянов. Дар Марии Левоновны Ватолиной, внучки Александра Бархударяна. Фотография Ксении Назаркиной. Из собрания Музея М.А. Булгакова

Александр Барсегович (Васильевич в отдельных документах) Бархударян родился в интеллигентной армянской семье в Тифлисе и был крещен в армянской церкви Пресвятой Богородицы. Александр Васильевич практически не помнил отца — глава семьи умер, когда мальчику было пять лет. Известно, что его отец, Барсег Бархударянц, владел в Тифлисе магазином обуви. Александр Бархударян, как он писал в своей автобиографии в 1949 году, «рос всецело под влиянием матери, женщины культурной», привившей ему «с детства любовь к книгам, литературе». Варвара Бархударова, мать Александра, устраивала в своей квартире в Тифлисе домашние спектакли по пьесам русских драматургов.

Удостоврение Александра Бархударяна, редактора московского отделения АРМТАГа (Армянского Телеграфного Агенства). Дар Марии Левоновны Ватолиной. Фотография Ксении Назаркиной. Из собрания Музея М.А. Булгакова

Удостоврение Александра Бархударяна, редактора московского отделения АРМТАГа (Армянского Телеграфного Агенства). Дар Марии Левоновны Ватолиной. Фотография Ксении Назаркиной. Из собрания Музея М.А. Булгакова

В 1909 году Александр Бархударян окончил тифлисскую гимназию и поступил в Петербургский университет, а в 1911 году переехал в Москву, где в 1917 году выпустился с юридического факультета Московского университета. Первые журналистские очерки Александра Васильевича появились в русскоязычном московском армянском журнале «Армянский вестник». А в 1915 году он уже выезжал в занятые русскими войсками районы Турции для оказания помощи армянским беженцам. Там Бархударян, как он писал в автобиографии 1966 года, «был свидетелем Голгофы армянского народа — страшной резни, учиненной турками».

С 1925-го по 1937 год Александр Бархударян занимался литературной и журналистской деятельностью в Ереване, работал в газетах «Заря Востока», «Социальное хозяйство Армении», а с 1929-го по 1937 год находился в должности заместителя директора отделения ТАСС в Армении. С 1937 года Александр Бархударян работал в Москве. Он принимал активное участие в организации Декады армянского искусства в Москве (1939 год). После войны Александр Бархударян состоял корреспондентом ереванских газет «Коммунист» и «Авангард», писал статьи на армянском и русском языках, переводил армянскую литературу, в частности, перевел мемуары актера Ваграма Папазяна, изданные в Москве в 1961 году.

Бархударяны и Мартирос Сарьян (1880–1972)

Мартирос Сарьян. Портрет Александра Васильевича Бархударяна. 1933 год. Дар Марии Левоновны Ватолиной. Фотография Ксении Назаркиной. Из собрания Музея М.А. Булгакова

Мартирос Сарьян. Портрет Александра Васильевича Бархударяна. 1933 год. Дар Марии Левоновны Ватолиной. Фотография Ксении Назаркиной. Из собрания Музея М.А. Булгакова

Семья Бархударянов дружила с армянским художником Мартиросом Сарьяном. У внучки Александра Бархударяна Марии Левоновны Ватолиной сохранились работы Сарьяна, совместные ереванские фотографии, автографы художника, а также графический портрет Александра Бархударяна, выполненный Сарьяном в 1933 году. Этот набросок был подарен семьей Музею М.А. Булгакова.

Бархударяны близко общались с Сарьяном в 1930-е годы в Ереване. По семейным рассказам, одной из причин спешного переезда в Москву в 1937 году стал страх перед репрессиями, которыми подверглись многие люди из их интеллигентского ереванского круга. Бархударяны приняли верное решение «затеряться» в Москве, чтобы избежать возможного ареста.

Левон Александрович Бархударян (1918–2017)

Левон Бархударян, сын Александра Бархударяна, стал известным звукорежиссером. После окончания Музыкального училища имени Гнесиных в 1947 году он начал преподавать в детской музыкальной школе Фрунзенского района Москвы. С июля 1950 года работал звукорежиссером в Государственном доме радиовещания и звукозаписи, с июня 1956 года — в Центральной студии телевидения. Левон Бархударян работал на записях и трансляциях программы «Голубой огонек», парадов на Красной площади, выступлений руководителей партии и правительства, музыкальных концертов и постановок Большого театра, Большого зала консерватории. В 1970 году Левон Александрович обеспечивал звуковое оформление Всемирной выставки Экспо-70, проходившей в Японии.

Левон Бархударян в звукорежиссерской аппаратной Большого театра. 1970-е гг. Из личного архива М.Л. Ватолиной

Левон Бархударян в звукорежиссерской аппаратной Большого театра. 1970-е гг. Из личного архива М.Л. Ватолиной

Из интервью с Левоном Александровичем Бархударяном о жизни в доме № 10 по Большой Садовой:

Металлическая шкатулка, принадлежавшая жене Александра Бархударяна Ашхен Бегляровне. 1957 год. Дар Марии Левоновны Ватолиной. Фотография Ксении Назаркиной. Из собрания Музея М.А. Булгакова

Металлическая шкатулка, принадлежавшая жене Александра Бархударяна Ашхен Бегляровне. 1957 год. Дар Марии Левоновны Ватолиной. Фотография Ксении Назаркиной. Из собрания Музея М.А. Булгакова

«Мы приехали в эту квартиру в мае 1937 года. В квартире на Садовой жила сестра жены Вартанова (Багдасар Вартанов проживал с семьей в квартире № 7 с 1914 года. — Прим. автора), которая вышла замуж за какого-то армянского писателя. Он захотел переехать в Ереван. Папа договорился на обмен. И этот писатель сказал, что в Москве прекрасная квартира. Он даже сказал: «Зачем вы мебель хотите с собой везти, там все есть!». Мы всю мебель и оставили. Приехали, а Багдасар Артемьевич даже не хотел пускать нас, а у папы ордер был даже. Ну, в общем, мы поселились там надолго. Багдасар Артемьевич подружился очень с мамой, они в нарды играли.

Наши окна выходили прямо на стену дома — три метра до глухой стены. Очень темно было. Свет горел круглые сутки. Луч солнца проникал на несколько минут.

Я жил в этой квартире, пока не женился, а мама с папой оставались там до 1960 года, ему дали, как писателю, хорошую квартиру на проспекте Вернадского.

Мы на концерты ходили, возвращались поздно, и подъезд был заперт на ключ. Там сидел сторож, и ему надо было постучаться, чтобы он открыл дверь. Около дома находилась Военная академия, и там солдаты в 6 часов утра все высыпали, а я с балкона смотрел, как они бегали».

Автор: Дмитрий Опарин, научный сотрудник Музея Михаила Афанасьевича Булгакова

Фото: bulgakovmuseum.ru

Армяне из дома Булгакова