Артист балета Алексей Шлыков: «Григорович и Хачатурян – идеальный тандем музыки и хореографии»
8 мая на сцене Армянского театра оперы и балета будет представлен легендарный «Спартак» Арама Хачатуряна. Роли исполнят ведущие солисты Армянского государственного театра оперы и балета. Исполнителем главной партии Спартака станет приглашенный артист из России Алексей Шлыков – ведущий солист Краснодарского государственного театра балета имени Юрия Григоровича и заслуженный артист Кубани. Специальный корреспондент Армянского Музея Москвы в Ереване Мариам Кочарян побеседовала с Алексеем Шлыковым за несколько дней до постановки и узнала практически все о тонкостях профессии танцовщика, тандеме музыки и хореографии, прочной связи армянской и русской культур и «непередаваемой музыке» великого армянского композитора Арама Хачатуряна.
— Расскажите о своем творческом пути. Почему именно балет?
— В детстве я занимался бальными танцами и хотел связать свою жизнь именно с этим направлением, но после окончания хореографического училища в Саратове все изменилось, и я окончательно решил посвятить свою жизнь балету.
— Вы впервые на гастролях в Армении?
— Нет. Я был тут еще в 2015 году, но в силу обстоятельств мне не удалось увидеть все, что я хотел. Надеюсь, что в этот раз получится и времени на все хватит. Ереван стал для меня своеобразным символом всего того, что я люблю. Ведь меня всегда привлекал балет Григоровича, величина его имени и географическое положение юга. Я очень люблю Армению. Дружественная теплая обстановка в этой стране подвигла меня на то, чтобы еще раз приехать и полностью насладиться благами этого места. Армянский зал – очень теплый. Мне очень понравился ереванский зритель еще в свой первый приезд, и я действительно чувствую от него отдачу.
— Расскажите о «Спартаке». Как так получилось, что именно в этой партии вас отмечают больше всего?
— В моем творческом росте пиковой точкой было желание станцевать именно в «Спартаке». Мне удалось это сделать только через десять лет профессиональной карьеры. Это один из моих любимых спектаклей. Он настолько близок мне, что в нем я чувствую себя как рыба в воде. Это моя самая любимая партия. Музыка Хачатуряна просто непередаваемая, до мурашек пробирает, усидеть невозможно, хочется танцевать! Это сочетание мощнейшей хореографии и музыки, которое не может удержать тебя на месте, – колоссальное. И, на мой взгляд, это лучший вариант балета «Спартака», который когда-либо был создан в тандеме музыки Хачатуряна и хореографии Григоровича. Эта совместимость музыки и танца и есть то самое гармоничное слияние, которое автоматически дополняет друг друга. Одним словом, Григорович и Хачатурян – идеальный тандем музыки и хореографии.
— В чем, на ваш взгляд, различие и сходство армянской и русской культур? Что особенного вы отметили для себя?
— Во-первых, наши культуры крепко переплетены. Нас много что объединяет. И в первую очередь, это духовная связь. Конечно, у нас не единая церковь, но они близки по духу. Мы братский народ. В силу близкого географического положения, тесных исторических связей и просто человеческих взаимоотношений мы попросту не можем не быть вместе. У меня нет сомнений в том, что мы дружественные друг для друга два народа. Что касается армянской культуры, то надо начать с того, что это один из древнейших народов со своей самобытной культурой, которая насчитывает более пяти тысяч лет истории! И, самое главное, эта культура передается из поколения в поколение. Удивительно, что старшим удается найти верные способы передачи этой самой культуры младшему поколению, которое, в свою очередь, очень ценит и заботится о своей самоидентичности, традициях и культурных особенностях. Молодежь чтит свое прошлое. Начиная от семейных ценностей, заканчивая богатой кухней с необыкновенно вкусными блюдами! Признаться, я до сих пор частенько питаюсь именно тем, что я открыл для себя в Армении, постоянно ищу армянские рестораны. Кстати, очень мне нравится армянская музыка, в частности, армянский рэп, который очень похож на французский! Также я в восторге от зурны. Если дудук печальный, то зурна светлая и мажорная. В этом инструменте есть нечто очень живое. Очень мне понравился барабан армянский [дхол – прим. ред.], особенно то, как на нем играют! Я полюбил Эчмиадзин, где, как потом оказалось, служил мой отец. Вот такие вот неслучайные случайности.
— Что вам уже удалось увидеть в Армении, и куда вы хотите попасть на этот раз?
— К сожалению, я не так много всего увидел. Все в радиусе до 100 километров от Еревана. Хорошо помню центр, исторический музей с полотнами Айвазовского, Хор Вирап. А в этот раз очень хочу в Татевский монастырь с самой длинной канатной дорогой.
— Интересно, откуда приходит вдохновение?
— Лично я черпаю вдохновение в балетном зале: в школе нас учили проговаривать про себя текст того, что ты хочешь донести до зрителя. Когда ты задумываешься о том, что именно ты танцуешь, вот это и является источником вдохновения, эта работа над партией. Важна ведь не просто хореография. Балет – это не акробатика. Бесконечно важно донести до зрителя эмоции, снабдив их смысловой нагрузкой. Именно за этими эмоциями, за чувствами и в конечном итоге катарсисом приходит зритель в зал, покупает билет и уделяет свое драгоценное время нам, танцовщикам. И наша задача – дотронуться до самых глубин души зрительского зала и подарить эмоциональный заряд.
Музыкальный руководитель спектакля и дирижер – Карен Дургарян. Режиссер – Юрий Григорович, народный артист СССР. Художник – Симон Вирсаладзе, народный артист СССР. Стоит отметить, что премьера балета Арама Хачатуряна «Спартак» в постановке Юрия Григоровича состоялась в Национальном академическом театре оперы и балета имени А.А. Спендиаряна в 2009 году. Балет «Спартак» был написан Арамом Хачатуряном в 1954 году. Автор либретто — Николай Волков. Впервые был поставлен 27 декабря 1956 года в Мариинском театре в Ленинграде. Основой либретто стал одноименный исторический роман итальянского писателя Рафаэлло Джованниоли. В 1959 году балет был удостоен Ленинской премии СССР. 9 июля 1950 года Арам Хачатурян написал на первой странице партитуры балета «Спартак»: «Наполняюсь чувством большого творческого возбуждения». На последней странице читаем: «Работа над “Спартаком” продлилась три с половиной года. В основном я писал летом. “Спартак” был написан за 8 месяцев, я закончил 22 февраля 1954 года. Вся музыка была написана в Старой Рузе, Доме творчества композиторов. Арам Хачатрян».
Алексей Шлыков – заслуженный артист Кубани, лауреат премии им. Л.Г. Гатова, лауреат Международного конкурса артистов балета, лауреат конкурса «Молодой балет России». Родился 16 октября 1983 года. Окончил Саратовское хореографическое училище в 2001 году. В этом же году получил диплом на Международном конкурсе артистов балета в городе Констанца (Румыния). 1 марта 2002 года был принят в труппу Краснодарского Театра балета Юрия Григоровича. С первых дней Алексей активно осваивает репертуар театра и танцует главные партии в новых постановках. Его работы сразу отличали высокий профессионализм и оригинальная исполнительская манера, что было неоднократно отмечено самим Юрием Григоровичем. Особо поражает его исполнение партии Красса в балете «Спартак». Не только безупречное техническое исполнение сложнейших па, но и неуемная сила каждого его жеста и масштабность движений держит в эмоциональном напряжении зрителя на протяжении всего балета. В этой роли Алексей Шлыков по-настоящему убедителен как истинный полководец-завоеватель.
Мариам Кочарян, специальный корреспондент Армянского музея Москвы в Ереване
Фотографии предоставлены Алексеем Шлыковым