Баграт Вартанян: «Считаю себя счастливым»
Талантливый композитор и продюсер Баграт Вартанян знаменит в Минске и в Москве, но кровное родство связывает его с Ереваном. Открытый и искренний, артист покоряет дружелюбием с первой минуты – беседа с ним легка, словно музыка, которой он предан. В ней, как в самой судьбе, слилось всё самое важное, и хочется говорить об этом без конца.
– Баграт, у вас удивительное имя: в России оно связано с князем Багратионом, а в истории Кавказа – с древней царской династией. Вы знаете об этом?
– Наверное, так и есть, но всё гораздо проще – меня назвали в честь моего дедушки. Семья у нас демократичная, и я очень благодарен родителям за их отношение ко мне, за важные решения в моей судьбе. Мама у меня по профессии – инженер-конструктор, но натура творческая: именно она отдала меня заниматься музыкой. Папа вообще лайтовый человек по жизни: главное, чтобы дома всё было хорошо. В этом есть своя мудрость.
– Ваши родители родом из Армении, но вы родились и выросли в Беларуси. Почему так вышло?
– Мой отец в своё время работал в Минске, а мама приехала его навестить, когда ждала моего рождения, и в Ереван родители вернулись со мной на руках. Мы долго жили в Армении, а в Беларусь окончательно переехали по той же причине – у папы был здесь бизнес.
– Вероятно, вам передались и деловые качества отца, и мамина романтика. Когда вы впервые попробовали сочинять что-то своё?
– Далеко не сразу. К этому меня привёл рок – я им увлёкся лет с шестнадцати. Слушал музыку абсолютно разную: от попсового рока до Death Metal, Вlack metal. Не всё подряд, конечно: я всё же классический музыкант, мне было интересны симфонические партии в блэк-музыке. Например, у группы Cradle of Filth, выступившей с лондонским симфоническим оркестром. И однажды я, такой правильный, пришёл со своей скрипкой на прослушивание в Vícious Crusade – одну из самых популярных рок-групп Беларуси. До этого я играл только классику, не умел импровизировать – вообще не знал, как это делается. Но меня взяли, и среди рокеров я стал настоящим музыкантом, увлёкся композиторской деятельностью. Как раз стали появляться компьютерные программы, в которых можно было сочинять – так всё и пошло.
– Скажите, а существует ли настоящий армянский рок?
– Да, группа System of a Down из США, у неё поклонники во всём мире. Это просто боги.
– Армянские композиторы создают потрясающие вещи в любом направлении. В классике – гениальный Арам Хачатурян, в лирической музыке – Микаэль Таривердиев, Арно Бабаджанян, обогатившие музыкальную культуру славянского мира благодаря союзу с уникальными исполнителями. Времена изменились, но и у вас есть творческий тандем. Как он сложился?
– С Дмитрием Колдуном я познакомился в 2007-м году, когда работал на радио: я со своим проектом The Project участвовал в отборочном туре на «Евровидение». Услышав его, я был поражён его вокальными данными. Мне захотелось написать для него песню в роковом стиле. Песня ему понравилась, мы подружились, и Дима пригласил меня в Москву. Я переехал, помог ему доделать рок-альбом, который так и назывался – «Колдун». А потом я ему написал песню «В комнате пустой» и другие популярные треки, которые создаём в соавторстве и сейчас. Кстати, услышать их можно 14 ноября в Москве, в ЦДРИ – у Дмитрия будет большой сольный концерт.
– Значит, прозвучит и ваш «Декаданс», в котором слышны армянские мелизмы.
– Да, но эта песня изначально была написана не для Димы. Я попросил его записать демо-вокал: просто послушать, как это звучит. Он напел и решил забрать «Декаданс» себе (улыбается).
– Спасибо вам за этот подарок – и Дмитрию, и вашим поклонникам. А с кем ещё, кроме Колдуна, вы работаете?
– Иногда с Марком Тишманом, а ещё с известным поэтом Кареном Кавалеряном написал песню для Валерия Леонтьева «Не надо яда». Периодически работаю с разными артистами, но творческий союз с Димой заполняет почти всё мое время.
– Баграт, на одном из видео в альбоме «Акустика» Дмитрий представил вас как своего продюсера. Это правда?
– Да, но я не являюсь продюсером в привычном смысле – таким, как Максим Фадеев, например. Скорее я – музыкальный продюсер. Занимаюсь тем, что связано со звучанием или видеорядом. Могу предложить изменить текст, сделать аранжировку в определённом стиле, снять клип с участием такого-то человека.
– Акустическая версия песен Дмитрия – тоже ваш замысел?
– Нет, это придумал Альберт Гербер, который у нас как раз занимается видеоконтентом.
– Скажите, а как вы решаете, что перспективно в музыке, а что нет, и к чему вы придёте спустя некоторое время – есть ли такие прогнозы?
– Знаете, я считаю, что перспективна та музыка, которую ты создаёшь с радостью, которая нравится тебе самому. Если ты уверен в том, чем занимаешься, то тебе поверят и люди. А значит, у тебя всё получится, и ты будешь популярен. Перспектива – это вера в то, что ты делаешь.
– Мне кажется, ваше творчество полностью соответствуют такому девизу. Признайтесь, вы – человек счастливый?
– Абсолютно.
– Расскажите, пожалуйста, о своей «закулисной» жизни. Кто рядом с вами, чем вы увлечены кроме музыки?
– У меня есть любимая девушка, с которой я живу больше десяти лет. Увлекаюсь кулинарией – очень люблю готовить. Когда ко мне приходят гости, а это довольно часто бывает, я всегда хочу удивить чем-то новым и услышать их отзывы. Рецепты нахожу в YouTube, люблю смотреть того же Гордона Рамзи. Если мне понравилось, я обязательно постараюсь это повторить.
– Наверное, среди ваших блюд есть и армянская кухня.
– Конечно. Я научился этому у моих родителей: умею готовить долму, кебаб и отменные шашлыки.
– А когда вы были в Ереване в последний раз?
– Давно. Хотел съездить и в прошлом году, и в этом, но поездка всё время откладывается. Очень сильно соскучился, правда. У меня там много родных.
– Желаю вам, чтобы всё обязательно сбылось! А что бы вы хотели пожелать самому себе?
– Не быть ленивым (улыбается) и стать внимательнее – во всех смыслах этого слова.
Беседовала Вера Круглова
Фото обложки © Баграт Вартанян