Интервью с художником Ашотом Хачатряном: к юбилею мастера
Ашот Хачатрян — Заслуженный художник Российской Федерации и член правления Союза художников Санкт-Петербурга России. В его творчестве соединяется армянская и русская школы живописи, а на холстах появляется самобытный и красочный мир, который пленяет зрителя. В день юбилея Ашота Хачатряна публикуем интервью, в котором живописец рассказал о своем творческом пути и процессе создания картин.
Попадая в пространство мастерской Ашота Хачатряна, удивляешься тому, что все в нем создано руками одного человека. Здесь и стол в виде палитры, изготовленный собственноручно, и многочисленные растения, бережно высаженные художником. Это все помогает Ашоту Хачатряну в творчестве. Живописец создает картину, начиная с натягивания холста на подрамник, грунтовки, заканчивая авторской рамой.
Время, проведенное в Армении, оставило след на полотнах художника. Ашот Хачатрян создает невероятно яркие и красочные работы, живя при этом в сером и дождливом Петербурге. Живописец сохраняет национальную идентичность и соединяет ее с собственным мироощущением. Такой творческий метод выделяет его работы среди произведений других художников.
Когда у вас появилась тяга к рисованию?
Я начал рисовать лет в 10, в 4 классе. Дети любят рисовать, и я рисовал, потом эта тяга превратилась в потребность. Мне очень нравилось, у меня хорошо получалось. Но в городе Октемберян (сейчас Армавир), в котором я родился и вырос, условий для получения художественного образования не было. В те годы там была изостудия, где преподавал пожилой художник. Занятия проходили редко.
После школы я поступил в художественное училище в Ереване. Потом служил в армии, полтора года учился в Ереванском педагогическом институте, где серьезно занимался, рисовал и писал. Мои работы нравились профессорам, они посоветовали ехать учиться в Москву или Ленинград. И мы с другом взяли билеты и полетели в Ленинград, поступать в Академию художеств. Я остался в Петербурге, до сих пор здесь живу, работаю. Получается, что я носитель двух культур. В моем творчестве чувствуется влияние армянской и русской школ живописи.
Как на ваше творчество повлияла Академия художеств?
Я Академию не закончил. Профессор академии Вальцов Виталий Геннадьевич говорил, что мне надо держаться подальше от Академии, так как за 5-6 лет учебы из моего творчества уйдет все, что заложено от природы, а потом вряд ли получится себя найти.
4 года был вольнослушателем в разных мастерских, занимался рисунком и живописью. Сначала я очень переживал, что я не смог закончить Академию. Но сейчас рад, что так получилось. Мне пришлось пройти довольно сложный путь и многое постигать самому, но я был при этом свободным. При чем я и сейчас продолжаю учиться.
Конечно, большие тематические картины требуют хорошей подготовки, нужна школа. Но композиция, колорит, изобразительные средства не должны отходить на второй план. Искусство должно доставлять эстетическое наслаждение. К сожалению, это понимание постепенно уходит — меняется мир вокруг нас, а с ним и наше восприятие.
Как проходила ваша первая выставка?
Это был очень интересный период — начало 90-х годов, когда только разрешили свободно открывать персональные выставки. Мне предложили открыть персональную выставку в Чайном домике в Летнем саду. Была осень, погода пасмурная. Люди заходили в зал и радовались моей декоративной и яркой живописи.
Потом были другие выставки, их было много. Три большие экспозиции в Союзе художников, в петербургском Центральном выставочном зале «Манеж», в Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI век, в Москве в Центральном доме художника. Масштабная выставка прошла в Национальной галерее Армении. Потом меня пригласили в Национальный художественный музей Белоруссии в Минске. В совокупности прошло около 30 персональных экспозиций, в том числе за рубежом. В 2011 году участвовал в 54-й Биеннале в Венеции.
Расскажите о процессе работы над холстом.
Главное — получать удовольствие от процесса работы. И надо отдаваться ему полностью.
Моя палитра прямо на холсте, я пишу сразу на нем. Раньше делал небольшие предварительные эскизы, потом старался, увеличивая, переносить на большой холст. Но увидел, что полностью повторить невозможно, уходило что-то очень важное. Кроме того, терялась свежесть, непосредственность. Давно перестал делать эскизы, этот путь меня не удовлетворял.
Сейчас, когда начинаю холст, найденные прямо на нем решения подсказывают, как продолжать. Написанные куски ведут дальше, ты начинаешь развивать какие-то удачные находки. Это подлинно творческий процесс, иногда ведущий к неожиданным открытиям.
Почему вы считаете, что художник должен готовить все материалы для создания картины сам?
Это очень важно, потому что появляется совсем другое отношение к холсту: когда сам варишь клей, натягиваешь холст на подрамник, грунтуешь — это тоже творческий процесс. Вообще художник должен своими руками всё готовить.
Я делаю все по старинным проверенным рецептам. В моих холстах нет ни лака, ни масла, только разбавитель. Использую его, когда краска густая.
Я подготавливаю материалы для работы сам еще с конца 80-х годов, тогда вынужден был этим заниматься, потому что в магазинах исчезло все. Мы были вынуждены писать на полосатой хлопчатобумажной ткани от матрасов, а в Союзе художников выдавали холсты по списку. Я иногда просил своих друзей мне их купить. Сложный период был. С тех времен я все сам подготавливаю. Палитра у меня с 1980-го года, и я до сих пор ей пользуюсь. Я за ней ухаживаю, каждый день чищу. Кстати, рамы я тоже сам делаю, они все авторские.
Бывает утром прихожу в мастерскую, мне не хочется работать, тогда я занимаюсь подобными делами. Параллельно обдумываю новые замыслы, когда они окончательно созревают, начинаю писать с большой отдачей.
Мой жизненный принцип: чем бы я не занимался — это будет творческий процесс. Я очень хорошо готовлю. Если стою на кухне у плиты, то для меня это тоже акт творчества.
Я сам выращиваю кофе. Вообще растения — это отдушина. Все удивлялись, когда я посадил восемь зерен кофе и все дали всходы. Я сам был поражен, потому что кофе сложно выращивать. Но, наверное, это от сильного желания получить результат, поэтому я ухаживал за ними с душой.
Над каким количеством холстов вы работаете одновременно?
У меня одновременно в работе минимум 12-15 произведений. Иногда необходимо отдыхать от холста, поэтому я его откладываю на неделю-две, а иногда даже больше. Потом ставлю холст на мольберт и появляется мысль, как его закончить. Если решение не приходит, не надо себя заставлять — все равно не получится, но можно испортить уже интересно написанное.
В чем секрет удачной работы?
Старание, труд очень важны для художника. Если он вкладывает свою душу в работу, то зритель обязательно это почувствует. Но надо помнить, что произведение не может понравиться абсолютно всем, потому что люди разные.
Почему вы решили издавать газету «Художник Петербурга», освещавшую творческую жизнь в городе и в Союзе художников?
Эта идея пришла ко мне в конце 90-х годов, потому что в то время не было издания, освещавшего культурные события в Санкт-Петербурге. Мне показалось интересным создать газету, в которой бы публиковались новости искусства — рецензии на выставки, интервью с художниками и многое другое. Все статьи должны были писать петербургские искусствоведы, что являлось важной особенностью нашего издания.
Если честно, в то время я не знал, как именно выпускать газету, но мне очень хотелось реализовать такой проект. В этом деле мне помог друг, и мы вместе несколько лет печатали газету.
Как вы совмещаете творчество и общественную работу?
Я считаю, что человек в определенном возрасте должен заниматься общественной работой. Приходит время, когда нужно не только брать, но и отдавать. Активное участие в общественной жизни помогает мне по-новому взглянуть на своё искусство.
Какие у вас творческие планы на будущее?
Недавно в Москве в Выставочном зале Союза художников России состоялась XIV Всероссийская художественная выставка «Россия», на которой были представлены работы из всех регионов нашей страны. Моя картина «Танго» включена в экспозицию, развернутую в Центральном доме художника. От Санкт-Петербургского Союза художников в Москву на открытие поехала делегация, в которую входил и я.
Этот год для меня юбилейный. Художественный музей Мурманска пригласил провести у них выставку. Мои работы будут экспонироваться там с конца мая.
После разговора с Ашотом Хачатряном понимаешь, что для него искусство — это не только собственные произведения, но и мир вокруг. Созидание — главный принцип художника, которому он следует на протяжении своего длинного творческого пути.
Беседовала Полина Лохмоткина, специально для Армянского музея Москвы