Ашот Патмагрян — популяризатор армянской народной песни в Иране

Ашот Патмагрян — популяризатор армянской народной песни в Иране

Армянский народ расселился по всему миру, но несмотря на то что многие выдающиеся деятели жили вдали от земли своих предков, они продолжали популяризировать национальную культуру и воспевать Армению. Таким был композитор Ашот Патмагрян, который на протяжении всей жизни знакомил жителей Ирана с традицией армянской песни.

Ашот Патмагрян родился 20 апреля 1898 года в Тавризе, в семье ювелира Аристакеса Заргарбаши. Род музыканта считался одним из самых древних в городе, восходивших к Аракелу Патмагиру Даврижеци — автору «Книги историй». От него дирижер и получил свою фамилию.

Будущего хормейстера отдали в школу при католическом монастыре Сен Венсан де Поль, откуда он через три-четыре года перевелся в Арамян, считавшуюся одной из лучших средних школ Ирана. Тогда же Патмагрян связал свою судьбу с армянской церковью: прошел путь от дьячка до хорового дирижера. В течение многих лет будущий педагог музыки регулярно ходил на утренние богослужения перед учебой.

В 1912 году Патмагрян окончил Арамян и через год поступил в Семинарию Геворгян в Эчмиадзине. Конкурс был значительный — 120 человек со всех уголков мира всего на 40 мест. Музыкант успешно сдал экзамены и в первые же месяцы обучения выступил с интересной инициативой — создал свой первый хор: отдельного классного хора в заведении не было, лишь при Семинарии.

Семинария Геворгян. Фото: pastvu.com

Семинария Геворгян. Фото: pastvu.com

Патмагрян обучал хористов композициям, выученным в Тавризе, и дал свой первый концерт, составленный из народных и национальных песен. Успех был ошеломительный. Через год композитор собрал оркестр — впредь его хор выступал с музыкальным сопровождением. Это и определило дальнейшую судьбу Патмагряна: в течение всей жизни он создавал хоры в армянских общинах разных стран и распространял народную песню.

В 1915 году из-за временного закрытия Семинарии Патмагрян вернулся в Тавриз, где работал учителем пения в школе Арамян. Также он набрал хор из 70 человек, впоследствии ставший весьма популярным. Через год композитор прервал бурную концертную деятельность и вернулся в Эчмиадзин.

В 1921 году музыковед продолжил свое обучение в Берлине, что стало новым толчком в его творческой деятельности. Под впечатлением от «Страстей по Матфею» Баха Патмагрян написал «свитую» из армянских церковных песнопений «Армянскую ораторию». «Именно с этих дней во мне зародилась мысль составить из армянских народных песен маленькие симфонические этюды, исполнение который было бы доступно для скромных по возможности ансамблей диаспоры. Эта новость всюду была приняла с исключительным воодушевлением и теплотой», — вспоминал композитор.

Гусан исполняет песню на свадьбе. Миниатюра XVI века. Из коллекции Матенадарана

Гусан исполняет песню на свадьбе. Миниатюра XVI века. Из коллекции Матенадарана

По совету педагога он пишет проникнутые народным и ашугским духом, привлекательные по композиции и метрике песни: «Сердце мое», «Желание», «Тоска по дому», «Песня о любви», «Дильбар» и другие. Для Патмагряна первостепенным было не создание музыки, а ее пропагандирование — концерты, лекции, педагогическая деятельность — все то, в чем нуждалась диаспора. Окончив учебу, композитор посвящает себя изучению и распространению музыки: выступает в армянских общинах Парижа, Тавриза, Тегерана, Каира, Александрии, Багдада, Алеппо, а также в Нью-Йорке, Детройте и Лос-Анджелесе. Концерты Патмагряна пользовались успехом, слушатели были словно загипнотизированы, а в прессе то и дело появлялись хвалебные отзывы.

Музыкант встречался с народом с нотной бумагой и карандашом в руках и записывал песни, а затем занимался обработкой армянских народных произведений. «То обстоятельство, что во время записи я вынужденно просил повторить песню по многу раз, заполняло мою душу счастьем; часто, обращая ко мне лукавый и улыбающийся взгляд, они спрашивали — брат спеть еще разок?» — писал Патмагрян.

Перу композитора принадлежат не только многочисленные романсы, оперы и сюиты, но и учебники по музыке. В 1973 году Патмагрян написал музыкальную энциклопедию «Армянская песня из глубины веков». Также он выпустил ряд исследований — «Армянская народная песня», «Из прошлого нашей музыки» и многие другие.

`Фото: acam-france.org

`Фото: acam-france.org

В Армении Патмагрян был трижды: по приглашению католикоса Вазгена I, по приглашению Общества по культурным связям с армянами за рубежом и по приглашению Союза композиторов Армении, к столетнему юбилею Комитаса.

В 1967 году Патмагрян окончательно обосновался в Бейруте, где преподавал и выступал с концертами. Умер там же, в 1982 году.

Источник: Асатрян. А. Ашот Патмагрян — выдающийся деятель армянской музыкальной культуры в Иране / Армения-Иран: История. Культура. Современные перспективы взаимодействий. 2013.

В оформлении обложки использован портрет Ашота Патмагряна карикатуриста Александра Сарухана, 1960. Из коллекции Национальной галереи Армении

Ашот Патмагрян — популяризатор армянской народной песни в Иране