Ашот Патмагрян — популяризатор армянской народной песни в Иране
Армянский народ расселился по всему миру, но несмотря на то что многие выдающиеся деятели жили вдали от земли своих предков, они продолжали популяризировать национальную культуру и воспевать Армению. Таким был композитор Ашот Патмагрян, который на протяжении всей жизни знакомил жителей Ирана с традицией армянской песни.
Ашот Патмагрян родился 20 апреля 1898 года в Тавризе, в семье ювелира Аристакеса Заргарбаши. Род музыканта считался одним из самых древних в городе, восходивших к Аракелу Патмагиру Даврижеци — автору «Книги историй». От него дирижер и получил свою фамилию.
Будущего хормейстера отдали в школу при католическом монастыре Сен Венсан де Поль, откуда он через три-четыре года перевелся в Арамян, считавшуюся одной из лучших средних школ Ирана. Тогда же Патмагрян связал свою судьбу с армянской церковью: прошел путь от дьячка до хорового дирижера. В течение многих лет будущий педагог музыки регулярно ходил на утренние богослужения перед учебой.
В 1912 году Патмагрян окончил Арамян и через год поступил в Семинарию Геворгян в Эчмиадзине. Конкурс был значительный — 120 человек со всех уголков мира всего на 40 мест. Музыкант успешно сдал экзамены и в первые же месяцы обучения выступил с интересной инициативой — создал свой первый хор: отдельного классного хора в заведении не было, лишь при Семинарии.
Патмагрян обучал хористов композициям, выученным в Тавризе, и дал свой первый концерт, составленный из народных и национальных песен. Успех был ошеломительный. Через год композитор собрал оркестр — впредь его хор выступал с музыкальным сопровождением. Это и определило дальнейшую судьбу Патмагряна: в течение всей жизни он создавал хоры в армянских общинах разных стран и распространял народную песню.
В 1915 году из-за временного закрытия Семинарии Патмагрян вернулся в Тавриз, где работал учителем пения в школе Арамян. Также он набрал хор из 70 человек, впоследствии ставший весьма популярным. Через год композитор прервал бурную концертную деятельность и вернулся в Эчмиадзин.
В 1921 году музыковед продолжил свое обучение в Берлине, что стало новым толчком в его творческой деятельности. Под впечатлением от «Страстей по Матфею» Баха Патмагрян написал «свитую» из армянских церковных песнопений «Армянскую ораторию». «Именно с этих дней во мне зародилась мысль составить из армянских народных песен маленькие симфонические этюды, исполнение который было бы доступно для скромных по возможности ансамблей диаспоры. Эта новость всюду была приняла с исключительным воодушевлением и теплотой», — вспоминал композитор.
По совету педагога он пишет проникнутые народным и ашугским духом, привлекательные по композиции и метрике песни: «Сердце мое», «Желание», «Тоска по дому», «Песня о любви», «Дильбар» и другие. Для Патмагряна первостепенным было не создание музыки, а ее пропагандирование — концерты, лекции, педагогическая деятельность — все то, в чем нуждалась диаспора. Окончив учебу, композитор посвящает себя изучению и распространению музыки: выступает в армянских общинах Парижа, Тавриза, Тегерана, Каира, Александрии, Багдада, Алеппо, а также в Нью-Йорке, Детройте и Лос-Анджелесе. Концерты Патмагряна пользовались успехом, слушатели были словно загипнотизированы, а в прессе то и дело появлялись хвалебные отзывы.
Музыкант встречался с народом с нотной бумагой и карандашом в руках и записывал песни, а затем занимался обработкой армянских народных произведений. «То обстоятельство, что во время записи я вынужденно просил повторить песню по многу раз, заполняло мою душу счастьем; часто, обращая ко мне лукавый и улыбающийся взгляд, они спрашивали — брат спеть еще разок?» — писал Патмагрян.
Перу композитора принадлежат не только многочисленные романсы, оперы и сюиты, но и учебники по музыке. В 1973 году Патмагрян написал музыкальную энциклопедию «Армянская песня из глубины веков». Также он выпустил ряд исследований — «Армянская народная песня», «Из прошлого нашей музыки» и многие другие.
В Армении Патмагрян был трижды: по приглашению католикоса Вазгена I, по приглашению Общества по культурным связям с армянами за рубежом и по приглашению Союза композиторов Армении, к столетнему юбилею Комитаса.
В 1967 году Патмагрян окончательно обосновался в Бейруте, где преподавал и выступал с концертами. Умер там же, в 1982 году.
Источник: Асатрян. А. Ашот Патмагрян — выдающийся деятель армянской музыкальной культуры в Иране / Армения-Иран: История. Культура. Современные перспективы взаимодействий. 2013.
В оформлении обложки использован портрет Ашота Патмагряна карикатуриста Александра Сарухана, 1960. Из коллекции Национальной галереи Армении