«Ашхарацуйц» — памятник древнеармянской географии и картографии
«Ашхарацуйц» — памятник VII века, написанный на древнеармянском языке, — ценный источник информации о карте мира того времени, а особенно о географии Кавказа и Сасанидской Персии. В нем содержатся уникальные сведения о территориальном устройстве Армении, Иберии (Грузии) и Кавказской Албании: перечислены регионы, названия многих из которых известны до сих пор, описан их ландшафт, флора, фауна и полезные ископаемые. В этой статье поговорим об особенностях жанра и датировки текста «Ашхарацуйц» и о том, чем он важен как исторический источник.
«Ашхарацуйц» (древнеарм. Աշխարհացոյց, что значит буквально «Показ мира») ― армянский географический памятник, предположительно составленный в VII веке. Это главный источник по античной и раннесредневековой географии Кавказа.
Жанр
«Ашхарацуйц» можно отнести к жанру античной описательной географии (туда же относятся фрагменты Гекатея Милетского, «География» Страбона и «Руководство по географии» Птолемея). Эти тексты устроены схожим образом: они представляют собой перечисление местностей с описанием их расположения, климата, населения, флоры и фауны. Разумеется, сами древние географы не могли побывать во всех местах, которые описывали. Из-за этого они часто веками воспроизводили мифы и слухи, опираясь на работы предшественников.
Вот, например, фрагмент «Ашхарацуйц», описывающий один из народов Эфиопии:
«…а за ними эфиопляне-людоеды, у которых встречается зверь, похожий на вепря, но изрыгающий пламя, и саламандра, похожая на ящерицу, которая, проходя через огонь, гасит его».
Мы, конечно, можем предположить, что в Эфиопии во времена написания «Ашхарацуйц» действительно жили племена, представители которых практиковали каннибализм. Но вот истории про огнедышащих вепрей и гасящих огонь саламандр вызывают закономерные сомнения. Историю этого мифа легко проследить: Аристотель в своей «Истории Животных» (IV век до н.э.) сообщает ровно то же самое —саламандры умеют гасить огонь, проходя через него. Плиний Старший в своей «Естественной Истории» (I век н.э.) высказывает сомнения в достоверности этой истории, однако все равно пересказывает ее. Точно так же саламандру в итоге описывает и автор «Ашхарацуйц».
Сведения о людоедах в древних источниках разнятся. Античные историки и географы населяют ими самые разные местности, от Британии до Индии. Автор «Деяний апостолов Матвея и Андрея в городе людоедов» помещает этот самый город куда-то в район Черного Моря. При этом у нас нет археологических свидетельств, подтверждающих существование большого количества каннибалов на какой-либо из этих территорий. Происхождение такого мифа интуитивно понятно: авторы помещают людоедов в самые отдаленные части мира, по краям карты, потому что людоеды ассоциируются со страхом и неизвестностью.
Датировка
Датировка таких текстов ― это часто детективная работа. В древности и средневековье книги переписывали от руки ― это был единственный способ сохранить и распространить их. Из-за этого книги вроде «Ашхарацуйц» дошли до нас в списках: то есть, даже самые ранние из известных манускриптов ― это копии, а не экземпляры, написанные лично автором или даже просто в его время. Книги хранили в основном в монастырских библиотеках.
Всего копий «Ашхарацуйц» около 50, большая часть сейчас находится в Матенадаране. Самый ранний список относится к XII веку и хранится в армянском монастыре Бзоммар в Ливане.
Некоторое время считалось, что автором «Ашхарацуйц» является Мовсес Хоренаци (великий армянский ученый V века, автор монументальной «Истории Армении»). На то было основание: его имя указано в нескольких манускриптах «Ашхарацуйца». Однако вскоре ученые заметили в тексте анахронизмы ― отсылки к текстам и событиям, которые еще не произошли в V веке. Большая часть из них в итоге оказалась поздними вставками, но от некоторых избавиться не удалось: например, подлинные, по-видимому, ссылки на Косму Индикоплова ― византийского купца, писавшего в VI веке.
Стало ясно, что «Ашхарацуйц» создали позднее середины VI века, то есть Мовсес Хоренаци, умерший в конце V века, никак не мог написать его. При этом в тексте ни словом не упомянуты арабы, а они в первый раз пришли в Армению в 639 году. Из этого ученые сделали вывод, что наиболее вероятное время написания текста ― начало VII века.
В это время жил и писал еще один армянский ученый ― Анания Ширакаци. Он занимался математикой, философией, историей, алхимией и астрономией; писал о шарообразности земли, а также о том, что Млечный Путь ― это скопление звезд, а Луна ― темное тело, отражающее свет солнца. Он был естествоиспытателем, ученым-скептиком: за это его работы долгое время были негласно запрещены церковью. Их мало переписывали и почти не изучали, а еще распространяли анонимно, без указания автора.
Предполагают, что именно Анания Ширакаци был автором «Ашхарацуйц». Совпадает и время написания, и знание контекста, и секулярный дух. Вот как начинается текст:
«Не найдя в Святом Писании ничего обстоятельного о Землеописании, кроме редких, разбросанных и в тоже время трудно постигаемых и тёмных сведений, мы вынуждены обратиться к писателям языческим, которые установили географическую науку, опираясь на Путешествия и Мореплавания, и подтвердили ее Геометрией, которая обязана своим происхождением Астрономии».
То есть, в самом начале автор открыто ставит под сомнение авторитет Библии и говорит, что она не дает исчерпывающих данных, а языческие писатели могут быть полезны для географа. Это очень похоже на известную нам риторику Ширакаци.
К тому же, «Ашхарацуйц» идеально вписывается тематически в собрание сочинений Ширакаци: обязательной составляющей естественной науки в ранее Средневековье наряду с математикой и астрономией была география. Таким образом, по результатам «расследования» именно его большинство ученых на сегодняшний день считают автором «Ашхарацуйц». Однако стоит помнить о том, что сомнения всегда остаются.
Географические описания
Выше мы уже говорили о том, что античные и средневековые географы воспроизводили в своих работах мифы и схемы, прочитанные у предшественников. Этот общий фон в разных вариациях можно найти у самых разных авторов. Тем интереснее для нас вещи, которые являются уникальными для конкретных текстов, ведь их авторы записывали, руководствуясь своим опытом.
В «Ашхарацуйц» мир делится на три части: Европу, Азию и Ливию (Африку). Такое деление берет начало в работах Гекатея Милетского ― древнегреческого ученого, писавшего в VI веке до н. э. Во многом «Ашхарацуйц» повторяет тексты своего жанра: например, сетка координат в нем практически полностью совпадает с Птолемеевской. Однако в нем есть и уникальные данные ― в первую очередь о географии Кавказа и Сасанидской Персии. Там подробно описаны регионы Армении, Иберии (Древней Грузии) и Кавказской Албании, а также персидские провинции.
На момент написания текста государства Великой Армении уже не существовало: весь армянский регион был раздроблен на части. Тем не менее, термин оставался в ходу: так все еще называли эту территорию. Большую ценность для нас представляют собственно сами названия. В «Ашхарацуйц» перечислены не только 15 провинций Великой Армении, но и районы внутри них (всего 188). Многие из этих названий есть на карте до сих пор: среди них есть и Арцах, о географической принадлежности которого сейчас ведутся ожесточенные споры.
«Ашхарацуйц» дает нам не только сухую географическую информацию. В нем говорится и о животных, растениях и полезных ископаемых регионов. Так, например, о провинции Мокк (5-я по счету в Великой Армении) сказано:
«Из плодов производит гахршак и мандрагору; из зверей встречается барс с красивыми пятнами, а из птиц — куропатка».
О том, какие растения называют гахршаком и мандрагорой, у ученых нет единого мнения. Но вот барсы с красивыми пятнами хорошо всем известны. Это, скорее всего, представители вида Кавзказский барс.
Части «Ашхарацуйц» о Европе и Ливии наполнены небылицами о людоедах и саламандрах, а вот в главах о Кавказе и Персии, которые автор сам хорошо знал, таких сюжетов практически нет. При этом все территории описаны очень подробно, с перечислением самых маленьких районов. Именно доскональность и неприукрашенность этих частей «Ашхарацуйц» позволяет считать их достоверными источниками и опираться на них при составлении карт древнего Кавказа.
Источники:
Все фрагменты цитируются по русскому переводу К. П. Патканова.
R. Hewsen. The Geography of Ananias of Širak: Ašxarhacʻoycʻ, the Long and the Short Recensions
John A. C. Greppin. Comments on Early Armenian Knowledge of Botany as Revealed in the Geography of Ananias of Shirak
Обложка: страница рукописи «Ашхарацуйц». Фото: wikipedia.org