Об исторической справедливости. Моим российским друзьям
На чьей стороне справедливость в вопросе принадлежности Арцаха? Отвечает эстонский писатель Калле Каспер в своем очерке «Об исторической справедливости. Моим российским друзьям».
Последний опрос среди россиян показал, что Армению в карабахском конфликте поддерживает 12 процентов опрошенных, Азербайджан — 2 процента, остальные нейтральны. Это поразительные цифры. Я понимаю, что вопрос поддержки какой-то из сторон российским государством осложнен так называемой «реальной политикой» — но обычные граждане ведь отвечают на вопросы, основываясь на совсем других, человеческих, категориях, в том числе и на категории справедливости. Могу объяснить нейтральное, если не сказать, безразличное отношение россиян лишь тем, что они недостаточно информированы — нет, не конкретно о конфликте — он освещается довольно подробно, — но о его фоне, о той совокупности причин, которые стоят за этой войной. Пытаюсь немного прояснить этот вопрос.
Следя за диспутами, я обратил внимание, что в основном аргументы приводятся в двух плоскостях, формально-юридической (кому территория должна принадлежать по международному праву) и исторической (какой народ тут раньше жил).
Мне кажется, что первый подход слишком узкий, а второй — слишком широкий. С тем давним временем мы потеряли живую связь. Я не знаю, где жили предки моей жены-армянки в I веке до нашей эры или, допустим, в ХII по нашей. Зато я знаю, где они жили в начале ХХ века — а жили они, по одной родственной линии, в Александрополе, а по другой — вблизи Константинополя, где семья бабушки моей жены имела дом с апельсиновыми деревьями в саду и с видом на море. Вот с этого момента и предлагаю начать отчет.
Последнее воспоминание бабушки, в то время маленькой девочки: огромный (в ее глазах) турок подходит к ней и вырывает из ушей серьги; милостивый был турок, не убил. Далее столь же милостивая судьба привела бабушку в Грецию, в лагерь беженцев, а оттуда — в Восточную Армению, которая вскоре стала Армянской ССР. Своих родителей она больше никогда не увидела, а свой дом, тот, на берегу моря, естественно, потеряла навсегда.
И тут мы наталкиваемся на проблему, на которую в спорах совершенно не обращают внимания. Да, иногда в них упоминается Геноцид армян как причина взаимной ненависти, но у этого трагического события есть ведь еще одна печальная сторона — армяне, жившие тогда на территории Турции (и проживавшие там намного дольше, чем сами турки), если даже остались живы, потеряли свои дома, свою землю, свои сады, все свое имущество.
Севрский мирный договор 1920 года пытался исправить эту несправедливость. Согласно ему, независимой Армении должны были передать обширные территории как в районе озера Ван, так и в сторону моря (ранее принадлежавшие России Карс, Эрзерум), и даже Трапезунд.
Такое решение не было произвольным: на этой территории веками проживали армяне, те самые, которым пришлось бежать от геноцида. Гарантом договора был президент США Вудро Вильсон, он и определил границы.
Если бы Севрский договор воплотили в жизнь, территория Армении сейчас составила бы 150 000 квадратных километров (вместо нынешних 30 000), и Армения имела бы то, чего ей больше всего не хватает — выход к морю.
Однако все это осталось на бумаге. Турция быстро встала на ноги, началась война между ней и Арменией, силы были неравны, на помощь армянам никто не пришел, им пришлось капитулировать. Затем отличились большевики: после того как их власть распространилась на Закавказье, они сделали Ататюрку роскошный подарок, отдав ему не только земли вблизи Вана, но и Карс и Эрзерум. В качестве «перла короны» Турции уступили даже гору Арарат.
Нечто похожее случилось и с Карабахом. Сперва, решением 1921 года, эта территория должна была достаться Армянской ССР; однако через два года, опять-таки идя навстречу желаниям Ататюрка, большевики включили ее в состав Азербайджана. Поступок, прямо сказать, подлый, потому что жили там в основном армяне. По результатам опроса 1926 года, население Карабаха состояло на 89 (!) процентов из армян, и даже в 1989 году, перед началом первой карабахской войны, несмотря на многолетние попытки Азербайджана изменить демографическую ситуацию, армян там было еще 76,9 процентов.
Думаю, если судить по справедливости, ни у одного россиянина не останется сомнений, кому должен принадлежать Арцах (Карабах).
Калле Каспер,
поэт, прозаик, драматург
Фото обложки: армянский монастырь Нарекаванк (X век) у южного берега озера Ван, начало 1900-х годов. Монастырь снесен в 1951 году / wikipedia.org