Армине Галенц. Непростая судьба репатриантки

Армине Галенц. Непростая судьба репатриантки

На прошлой неделе сайт Армянского музея Москвы знакомил своих читателей с всемирно известным армянским художником – Арутюном Галенцем. Сейчас редакция представляет его ученицу и супругу – не менее талантливую и яркую Армине Галенц (Паронян), которая до самого конца придерживалась стиля родного учителя в своем творчестве.

Армине Галенц. Фото:

Армине Галенц. Фото: galentz.am

Армине Галенц. Автопортрет (1961). Фото: galentz.am

Армине Галенц. Автопортрет (1961). Фото: galentz.am

Армине Галенц родилась в Дамаске (Сирия) в 1920 году в семье учителей – Тигрануи и Саргиса Паронянов, родом из Адапазара (ныне Турция). Осенью 1920 года, когда в Османской империи установился временный мир, Армине Галенц вернулась в Адапазар с целью вновь обосноваться на родине. Однако вскоре волнения и преследования армян возобновились по всей Турции.

В это же время скончался отец Армине, и Тигрануи, 22-летняя молодая женщина, осталась одна со своими двумя детьми – 6-месячной Армине и её старшим братом Арамом. Умудрившись пережить зверства кемалистских солдат, мать Армине была вынуждена оставить своего сына Арама в американском сиротском приюте и бежать дальше, неся маленькую Армине на руках. Тогда ей удалось добраться до Полиса (Стамбула) на французском корабле. В 1926 году, прожив в Полисе 6 лет, Тигрануи вместе с маленькой Арминой переехали в сирийский Алеппо, где к ним присоединился Арам. Начались жестокие и долгие дни и годы скитальческой жизни.

6-летняя Армине с родителями. Фото: galentz.am

6-летняя Армине с родителями. Фото: galentz.am

Армине Галенц. «Семья» (1994). Фото: galentz.am

Армине Галенц. «Семья» (1994). Фото: galentz.am

1926-1935

Чтобы получить начальное образование, в возрасте шести лет Армине поступила в Хайгазянский колледж в Алеппо, который окончила в 1931 году. После этого ее семья переехала в Иерусалим. До 1933 года Армине посещала школу «Святых Таргманичнер (переводчиков)» в Иерусалиме. Эти годы были знаменательны для будущей художницы тем, что параллельно с базовыми знаниями по армянской истории и литературе она получала и духовное образование. Семья Армине снова переехала из Иерусалима в Алеппо, где она начала посещать Французский колледж монастыря Святого Иосифа.

1935-1938

Мечта Армине сбылась: она посетила Рим, где хотела жить и изучать искусство. Она приняла твёрдое решение стать там художником, но Джирайр (Жирардо) Оракян, армянский мастер экспрессионизма, с которым Армине познакомилась в Алеппо, убедил ее изменить свое мнение, аргументируя это тяжелыми условиями жизни и укреплением фашизма в Италии. По словам Оракяна, место современного искусства — во Франции, поэтому он посоветовал ей поехать туда.

В 1938 году Армине познакомилась с Оником Топузяном, который сообщил ей о живущем в Бейруте армянском художнике Арутюне Галенце. Она немедленно уехала в Бейрут, познакомилась с Арутюном Галенцем в мастерской Клода Мишле и стала его ученицей. Позже она скажет: «Студия Арутюна Галенца стала моей Италией».

Армине всегда была близка к искусству, любила музыку, литературу, танцы. Годы спустя она отмечала в своих мемуарах, что если бы не сильная рука Арутюна Галенца и влияние Рима, то её внутренний потенциал был бы выражен иначе.

Армине в студии Арутюна Галенца. Бейрут, 1942. Фото: galentz.am

Армине в студии Арутюна Галенца. Бейрут, 1942. Фото: galentz.am

1939

Прошел год с жестким рабочим планом в студии Арутюна Галенца. Армине получила такое прогрессивное развитие, что уже в 1939 году ей была предоставлена возможность участвовать в Международной выставке в Нью-Йорке в качестве члена рабочей группы, занимающегося дизайном ливанского павильона. В результате она была награждена почетной грамотой правительства Ливана.

Через год, окончив школу, Армине вернулась в Алеппо и начала свою индивидуальную работу в качестве художницы. Она была единственной женщиной-художницей в городе.

Армине Галенц познакомилась с Жаном Лофреном, управляющим Отделом сохранения и реставрации памятников на севере Сирии, а также директором Музея Алеппо. Позже они стали хорошими друзьями. Именно благодаря ему Армине путешествовала по всей Сирии, изучая и узнавая эту страну. Дружба с Жаном Лофреном и его семьей продолжалась даже после переезда Армине Галенц в Советскую Армению.

Армине Галенц. Автопортрет (~1938). Фото: galentz.am

Армине Галенц. Автопортрет (~1938). Фото: galentz.am

Армине Галенц. «Двор студии» (1940). Фото: galentz.am

Армине Галенц. «Двор студии» (1940). Фото: galentz.am

1940-1943

Первая выставка Армине прошла в гостинице «Парон» в Алеппо, где было приобретено большинство ее работ.

Рабочие связи между Армине Паронян и Арутюном Галенцем все еще продолжались. Иногда они встречались, а Арутюн внимательно следил за профессиональным развитием своей ученицы.

Арутюн Галенц и Армине Паронян поженились 2 мая 1943 года в церкви Святого Ншана в Бейруте. Картина Святой Марии на алтаре была написана Арутюном, а натурщицей была сама Армине. В феврале 1944 года родился их первый сын — Армен.

Свадьба Армине и Арутюна. Бейрут, 1943. Фото: galentz.am

Свадьба Армине и Арутюна. Бейрут, 1943. Фото: galentz.am

Армине с сыном Арменом, 1944. Фото: galentz.am

Армине с сыном Арменом, 1944. Фото: galentz.am

1945

Армине Галенц устроила масштабную выставку своих работ в Бейрутской Академии изящных искусств, которая имела большой успех и получила много положительных отзывов. С приветственной речью на открытии выставки выступил брат президента Ливана, известный юрист Салим аль-Хоури.

Приглашение на персональную выставку Армине Галенц в Бейрутскую Академию изящных искусств в 1945 году и некоторые работы, представленные на выставке. Фото: galentz.am

1946

В мае Армине Галенц вместе со своей семьей прибыла в Армению в числе первых репатриантов. Обосновавшись в Ереване, Галенцы сняли тогда небольшую комнату на окраине Еревана. В июне Армине Галенц стала членом Союза художников Советской Армении. В этом же году в октябре у них рождается второй сын Саро.

Армине Галенц с сыновьями. Ереван, 1949. Фото: galentz.am

Армине Галенц с сыновьями. Ереван, 1949. Фото: galentz.am

Армине Галенц с сыновьями в Ереванском доме-студии, 1952. Фото: galentz.am

Армине Галенц с сыновьями в Ереванском доме-студии, 1952. Фото: galentz.am

1947

27 апреля была организована Первая выставка работ репатриантов. Единственным участником-женщиной была Армине Галенц (тогда художница подписывала свои работы еще как Армине Паронян). На выставке были представлены ее пейзажные картины маслом на холсте и ряд акварелей, написанных в Ливане.

1948

После участия в апрельской выставке новых работ армянских художников в Союзе художников на супругов обрушились огромные волны критики: как и в случае с Арутюном Галенцем, работа Армине Галенц (Паронян) «На Родине» была раскритикована: как говорилось в рецензии, «это результат подражания буржуазной живописи». Статья, опубликованная в газете «Коммунист» – центральном органе советской власти, оказала огромное влияние и на профессиональную жизнь Армине; как и в случае с Арутюном, ей также не разрешалось участвовать в выставках, проводимых Союзом. А это был единственный способ продажи работ в рамках системы советских госзаказов. Более того, художники, попавшие в такое же положение, считались «тунеядцами» и подлежали уголовному наказанию, вплоть до ссылки.

«Мы не могли вести творческую жизнь, мы не могли думать о живописи, так как она стала для нас только мечтой, так как мы не могли удовлетворить основные человеческие потребности», – Армине Галенц.

1954

На съезде Союза художников Армине Галенц выступила с влиятельной речью, критикуя политику в отношении репатриантов. На самом деле конгресс провалился из-за ее выступления; в результате художникам пришлось жить как в вакууме около двух недель.

Армине Галенц. Сельский пейзаж (начало 50-х). Фото: galentz.am

Армине Галенц. Сельский пейзаж (начало 50-х). Фото: galentz.am

Армине Галенц. «Портрет Ады Габриелян» (~1955-59). Фото: galentz.am

Армине Галенц. «Портрет Ады Габриелян» (~1955-59). Фото: galentz.am

1957-1959

В 1957 году впервые в залах Союза художников Армении была организована выставка армянских художниц, приуроченная к 8 марта, которая впоследствии стала ежегодным мероприятием. На выставке был представлен ряд портретов и пейзажей Армине Галенц.

В 1959 году Армине Галенц приняла участие в выставке портретов, проходившей в феврале в Союзе художников Армении.

1962

20 марта в Союзе художников Армении открылась масштабная персональная выставка Армине Галенц, на которой были представлены 90 живописных работ, 25 цветных картин, акварели, графика, которые она писала с 1956 года в Армении. Выставка продлилась до 11 апреля и собрала 7000 посетителей. 10 апреля была организована вечерняя встреча с художником.

Армине Галенц. «Подсолнухи» (1957). Фото: galentz.am.

Армине Галенц. «Подсолнухи» (1957). Фото: galentz.am.

Фотография персональной выставки Армине Галенц 1962 года.

Фотография персональной выставки Армине Галенц 1962 года.

Армине Галенц. Портрет художницы Лавинии Бажбеук-Меликян» (1958). Фото: galentz.am.

Армине Галенц. Портрет художницы Лавинии Бажбеук-Меликян» (1958). Фото: galentz.am.

1965-1966

23 года спустя Армине вернулась в Сирию, где жили ее мать Тигрануи и брат Арам. Она посещала места своего детства и юности, ездила из одного города в другой, работала без остановки. Армине изобразила древние памятники Пальмиры, арабские деревни, Кесаб на северо-западе Сирии с его армянскими жителями, сохранившими традиции своих предков.

Эти работы Армине Галенц были выставлены в Доме культуры Алеппо в знак укрепления армяно-арабской дружбы. Выставка называлась «Путешествие в Сирию», и мэр Алеппо вместе с министром культуры Сирии выступали на открытии выставки.

1967-1971

1967 год стал поворотным в жизни Армине; она потеряла любимого человека, своего учителя – Арутюна Галенца. Она вступила в другую, новую фазу поиска собственного пути.

В этом году Армине Галенц было присвоено звание Почетного художника Советской Армении – это была одна из государственных наград для художников в советский период. 9 мая Армине Галенц открыла зал-студию для выставки избранных полотен Арутюна Галенца. Именно в этой мастерской она работала до последних дней своей жизни.

В 1971 году Армине организовала выставку произведений Арутюна Галенца в Доме литераторов им. Маяковского в Ленинграде (Санкт-Петербург), в которой ей помогали писатель Дмитрий Молдавский и искусствовед Союза писателей Ленинграда Татьяна Махмурян.

1973-1975

В октябре 1973 года открылась персональная выставка Армине в Армянском музее в Париже. Художница написала 20 полотен во время своего 3-месячного путешествия.

Армине посетила Канаду, путешествуя по стране около месяца. Здесь она написала ряд городских пейзажей, которые были представлены на ее персональной выставке, проходившей в клубе Текейского союза. Армине Галенц также встретилась с армянами из диаспоры.

Армине Галенц. «Собор Парижской Богоматери» (1973). Фото: galentz.am.

Армине Галенц. «Собор Парижской Богоматери» (1973). Фото: galentz.am.

Открытие персональной выставки в Армянском музее в Париже. 1973. Фото: galentz.am.

Открытие персональной выставки в Армянском музее в Париже. 1973. Фото: galentz.am.

Армине Галенц. «Монреаль» (1975). Фото: galentz.am.

Армине Галенц. «Монреаль» (1975). Фото: galentz.am.

1980-1984

В 1970 году Армине вступила в новую творческую фазу: она взяла на себя серию визуальных композиций «Тоска» и «Жизнь», максимально упрощенно работая с линиями и цветами, рассматривая линию как «духовный указатель», а цвет – как психологическое состояние. Эти серии были впервые выставлены только через десять лет — Армине открыла персональную выставку в Союзе художников Армении. Эта выставка имела для нее большое значение, так как именно тогда она представила публике свои серии «Жизнь» и «Тоска», которые даже ее близкие друзья никогда раньше не видели. В 1984 году по приглашению Союза художников Грузии Армине презентовала в Тбилиси эту выставку. Она длилась 2 месяца и имела большой успех.

Она представила не только новый технологический подход, но и совершенно новый образ мышления. Выставка вызвала большой общественный резонанс: на ней присутствовала тогдашняя армянская политическая элита во главе с Первым секретарем ЦК КПСС Кареном Демирчяном, и примечательно, что такого рода визиты не были частыми.

Армине Галенц. «Дерево» (1986). Фото: galentz.am.

Армине Галенц. «Дерево» (1986). Фото: galentz.am.

Армине Галенц. «Звуки камней» (1976). Фото: galentz.am.

Армине Галенц. «Звуки камней» (1976). Фото: galentz.am.

Армине Галенц. «Художник и его мечта» (1976). Фото: galentz.am.

Армине Галенц. «Художник и его мечта» (1976). Фото: galentz.am.

Армине начала писать книгу воспоминаний об Арутюне Галенце, о своем любимом человеке, художнике, и о себе тоже. Написание книги заняло у Армине много лет. Случалось так, что она бросала работу над ней даже на несколько лет, позже снова и снова возвращаясь к своим воспоминаниям, к воспоминаниям о целой эпохе под названием «ГАЛЕНЦ».

1987-1989

В 1988 году в Ереване открылась Выставка работ Арутюна и Армине Галенц в Институте физики и была посвящена 80-летию Артема Алиханяна.

Армине приступила к работе над триптихом «Молитва», где отразила свою борьбу и боль, ставшие результатом роковых событий, постигших армян — разрушительного Спитакского землетрясения и Сумгаитской резни.

1992-1997

В 1991 году Армине Галенц отправилась в США, где она путешествовала. Этот рабочий период был для нее невероятно продуктивным.

В марте 1992 года она открыла свою персональную выставку в Панармянском национальном центре в Лос-Анджелесе, представив свои рассказы, портреты и пейзажные картины, написанные ею в США. В 1993 году Армине Галенц вернулась в Ереван.

Армине Галенц в Аризоне, США, 1992 год. Фото: galentz.am

Армине Галенц в Аризоне, США, 1992 год. Фото: galentz.am

В 1994 году она организовала персональную выставку в Союзе художников Армении.

В 1994-1995 годах Армине продолжила работу над своей книгой о своём покойном муже, которую начала в 1982 году. В 1995-м она отправилась в США – ей предстояла операция на сердце. Книга Армине Галенц «Прости меня, Арутюн» вышла в свет в 1997 году.

Книга «Прости меня, Арутюн» (1997). Фото: galentz.am.

Книга «Прости меня, Арутюн» (1997). Фото: galentz.am.

2000-2007

В 2000-м году в Союзе художников Армении организована ретроспективная персональная выставка, посвященная 80-летию Армине Галенц. Спустя три года художница представила два полотна на Международной женской выставке в Манеже (Москва).

Армине Галенц начала работать над своей второй книгой «Размышления: Армине Галенц о себе» с 2003-го и писала её около года. Работа была опубликована в 2004 году.

Армине в своей студии. Подготовка к выставке. 2000-й год. Фото: galentz.am.

Армине в своей студии. Подготовка к выставке. 2000-й год. Фото: galentz.am.

В октябре 2004 года Армине открыла выставку в Зале Альберта и Туве Бояджян в Ереванской академии художеств, представив работы из своей серии пастельных цветов, написанные за год до этого. Это была фактически последняя персональная выставка в жизни Армине. Зрение художницы резко ухудшилось за эти годы, таким образом, она была почти лишена возможности рисовать.

Армине Галенц. «Собор Парижской Богоматери» (1973). Фото: galentz.am.

Армине Галенц. «Собор Парижской Богоматери» (1973). Фото: galentz.am.

Открытие персональной выставки Армине Галенц в 2004 году. Фото: galentz.am.

Открытие персональной выставки Армине Галенц в 2004 году. Фото: galentz.am.

Армине Галенц представила свое полотно «Прометей» в рамках проекта «Творческое сочетание», реализуемого Министерством иностранных дел Армении в 2005 году.

22 ноября 2007 года Армине Галенц скончалась в своем доме в Ереване.

Армине Галенц. Фото: galentz.am.

Армине Галенц. Фото: galentz.am.

Перевод: Нарек Билян

При подготовке статьи использовались материалы сайтов galentz.am, nv.am, ru.hayazg.info

Армине Галенц. Непростая судьба репатриантки