Великие армянские девы-мученицы: от Сандухт до Шушаник
В принятии и распространении христианства в Армении если не первую, то точно не последнюю роль сыграли именно женщины. Начиная от побега 37 дев-рипсимеянок, заканчивая приказом царицы Ашхен и сном царевны Хосровидухт, армянки стали главной движущей силой в развитии религиозной мысли и философии во всем мире. Спустя сотни лет Армянская Церковь канонизирует армянок, принявших мученическую смерть во имя Христа, провозгласив их святыми.
Сандухт
Первая дева-мученица, погибшая во имя Христа. Ученица апостола Фаддея, в результате проповеди которого принцесса Сандухт, дочь царя-язычника Санатрука, обратилась в христианство. Царь любой ценой пытался вернуть царевну к язычеству, однако его попытки были тщетны. После долгих уговоров разгневанный Санатрук бросил в темницу как апостола Фаддея, так и деву Сандухт и подверг их жестоким наказаниям. По приказу царя они оба приняли мученическую смерть в царской резиденции. Между IV и V веками их останки были найдены вблизи поля Шаваршаван благодаря божественному видению, ниспосланному монаху по имени Кирекос. На месте могилы святой Сандухт в X веке был построен Нарекский монастырь.
Память о первой в мире деве-мученице и об апостоле Фаддее ААЦ празднует в следующую после Вардавара субботу.
Гаянэ и Рипсимэ
Гаянэ, Рипсимэ и еще 35 девушек были послушницами монастыря святого Павла, располагавшегося недалеко от Рима. Император Диоклетиан, узнав о красоте Рипсимэ, захотел взять ее в жены, однако та не подчинилась ему и сохранила верность Христу. Испугавшись насилия, монахини во главе с настоятельницей Гаянэ решились на побег. Сначала в Египет, а оттуда — в Армению.
Царь Трдат III, узнав из письма Диоклетиана о том, что девушки поселились в предместьях армянской столицы, также захотел жениться на Рипсимэ. Получив отказ, он попытался заставить самую старшую из монахинь, Гаянэ, склонить Рипсимэ к согласию. Но Гаянэ еще более укрепила Рипсимэ в сохранении девства и преданности идеалам христианства, и тогда Трдат приказал казнить всех девушек. Девы перенесли жесточайшие пытки и были замучены в Вагаршапате. И лишь двум из них удалось спастись — их звали Манэ и Нунэ. К слову, Нунэ больше известна как святая Нина (Нино) — покровительница Грузии.
По преданию, тела убитых дев девять дней лежали незахороненными, но за это время ни одно животное и ни одна птица не приблизились к ним. И в эти дни вышедший из Хор Вирапа Григорий Просветитель первым делом собрал их тела и похоронил дев. Позже на этих местах сначала построят маленькие часовни, а затем воздвигнут одноименные храмы в честь мучениц. Стоят эти церкви по сей день. Это находящиеся на территории святого Эчмиадзина храмы Рипсимэ, Гаянэ и Шогакат. Датой смерти дев считается 301 год.
Церковные праздники в честь святых мучениц-рипсимеянок совершаются в следующий понедельник после Воскресения Христа.
Манэ и Нунэ
Святые девы Манэ и Нунэ были из числа дев-рипсимеянок. Тем не менее, им не суждено было стяжать мученический венец. Судьба к ним была более чем благосклонна.
Отделившись от остальных дев, Манэ уходит в гору Сепух и отшельничает там, запершись в пещере. До конца своих дней она живет праведной жизнью, благодаря молитвам и божественным утешением. Согласно преданию, святой Григорий Просветитель также желает отдалиться от общества и провести последние дни своей жизни в уединении. Он приходит в Даранагские горы и выбирает себе в качестве жилища пещеру горы Сепух, где и находится Манэ. Когда он подходит к пещере, то слышит её голос, наставляющий вернуться на место через три дня. Патриарх исполняет желание святой и через три дня возвращается. Он находит Манэ умершей и, читая псалмы, хоронит ее у подножия горы.
В свою очередь Нунэ, освободившись от гонений царя Трдата, направляется в Грузию, в столицу Мцхету, где продолжает жить праведной монашеской жизнью, проповедуя и обращая народ к вере. Слава о целительных способностях Нунэ доходит до царского престола, за что ее приводят ко двору, где она исцеляет больную царицу. Нунэ отказывается от драгоценных подарков и продолжает проповедовать Евангелие, благодаря чему царь Мигран (Мириан) чудом обращается к вере. В результате, по приказу Нунэ к святому Григорию Просветителю и царю Трдату отправляется делегация с просьбой прислать в Грузию священнослужителей для того, чтобы крестить людей, миссионерствовать и оказывать им духовную помощь. Так, святая монахиня Нунэ становится просветительницей Грузии, за что и прозвана «равноапостольной».
Память святых дев отмечается во вторник, следующий за праздником Кафедрального Собора Св. Эчмиадзина.
Святые Ашхен и Хосровидухт
Ашхен — первая царица-христианка в истории. Она была супругой великого царя Трдата III, в годы правления которого Армения стала первым христианским государством в мире. Именно царица Ашхен и сестра Трдата царевна Хосровидухт сыграли главную роль в провозглашении христианства государственной религией Армении.
По преданию, Хосровидухт увидела вещий сон о больном Трдате и Григории Просветителе. Святой в то время по приказу царя был заточен в темницу за проповедь христианской веры. Вскоре у Тиридата развилась необычная «свиная» болезнь. Когда сон повторился в пятый раз, царица Ашхен приказала нахарарам отправиться в Арташат и освободить Григория из темницы Хор Вирапа. В это же время Господь чудом излечивает Трдата. Это событие и послужило толчком для принятия и распространения христианства по всей армянской земле. Первыми после царя Трдата крестились царица Ашхен и царевна Хосровидухт.
По свидетельствам армянского историка Агатангелоса, царица вместе с царем и его сестрой принимали непосредственное участие в погребении святых мучениц-рипсимеянок, ранее убитых Трдатом за отказ отречься от христианства еще в бытность его язычником. По преданию, Ашхен и Хосровидухт провели последние годы жизни в отдаленной крепости Гарни, решив удалиться от мирской суеты и посвятить свои последние годы Христу.
День памяти святого царя Трдата, царицы Ашхен и царевны Хосровидухт Армянская Церковь отмечает в четвертую субботу после Пятидесятницы.
Цахик (Варвара)
Святая Цахик (Варвара) жила в III веке в городе Илиополе. Ее отец Диоскор был представителем аристократии в Римской империи. По преданию, Цахик втайне приняв христианство, сбежала от отца-идолопоклонника и скрылась в пещере горы Ара возле города Егвард. Согласно поверью, отец преследует дочь, находит её и убивает. Перед гибелью Цахик просила Бога, чтобы дети больные оспой и краснухой, исцелились. Господь выполняет ее просьбу. С тех пор родители, которые молятся о благосклонности Варвары к их чадам, освобождаются от этих болезней. Именно этой легендой ААЦ объясняет название места паломничества в созвучном армянскому имени девушки храме под названием Цахкеванк на горе Ара (оспа на армянском звучит как «цахик»).
Впрочем, есть еще и народное предание, согласно которому правитель-тиран пытался силой овладеть красавицей Цахик. Девушка же, чудом сбежав от него, скрылась в пещере Ара. Правитель отправился за ней. У подножья горы он встретил пастуха, который выдал Цахик. Отчаявшись скрыться от преследователя, девушка поднялась на скалу и бросилась оттуда вниз головой. Согласно поверью, в горной пещере, где укрывалась Цахик, с тех пор бъёт ключ с целебной водой. Верующие считают, что это слезы девушки-беглянки.
Шушаник
Жившая в V веке Шушаник Мамиконян была дочерью национального героя-освободителя — князя Вардана Мамиконяна, канонизированного Армянской Церковью. Девушку выдали замуж за грузинского князя-язычника — Васкена. Он потребовал у жены отречься от христианства. Княгиня ответила отказом, за что князь жестоко избил её и приказал не пускать к ней лекарей. Однажды, узнав, что Шушаник пошла в церковь, Васкен поскакал следом за ней. Он схватил княгиню за волосы, выволок из храма, заковал в кандалы и бросил в подвал. Благодаря преданным слугам Шушаник имела возможность общаться с простыми людьми, прихожанами местной церкви. Молва о добродетельной княгине-подвижнице собирала у её темницы толпы паломников, которых она ежедневно исцеляла молитвами. Вскоре до Васкена дошли слухи о славе Шушаник. Он вернулся и вновь беспощадно избил княгиню. Однако люди по-прежнему приходили к угасавшей святой за благословением. Она отошла ко Господу в 475 году и была погребена в Грузии, в Метехском храме над рекой Кура. Впоследствии мощи Шушаник были перезахоронены.
Память святой отмечается Армянской Церковью во второй день Варагского поста.
Журналист Мариам Кочарян специально для Армянского музея Москвы
Обложка: nashaarmenia.info