Редакция

«До поздних сумерек затягивается репетиция»: история театра в Армянском переулке

Редакция
«До поздних сумерек затягивается репетиция»: история театра в Армянском переулке

Сурен Ильич Хачатурян ǁ avproduction.am

В 1920-х годах в Армянском переулке кипела бурная театральная жизнь. Летом 1919-го в главный корпус бывшего Лазаревского института восточных языков переехала армянская драматическая студия, возглавляемая Суреном Хачатуряном, старшим братом композитора Арама Хачатуряна.

Комиссариат по делам армян в качестве педагогов пригласил в студию лучших представителей отечественной культуры и искусства. В студии преподавали Валерий Брюсов, Николай Марр, Иосиф Орбели, Георгий Якулов.

Преподавателем студии был и Константин Станиславский, что было не случайно. Ведь когда-то он учился в Лазаревском институте. В годы учебы в Армянском переулке он вел дневник, где делал записи о своем увлечении театром. Из этого дневника можно узнать о том, какие книги читал юный Костя Алексеев (Алексеев — настоящая фамилия Станиславского). На всю жизнь Станиславский сохранил дружбу с друзьями-лазаревцами, среди которых был Евгений Вахтангов. Уже будучи преподавателем, а не учеником, Константин Сергеевич читал студийной молодежи лекции, проводил с ней практические занятия — учил сценической походке, ритмике, дикции.

В 1920 году Сурен Хачатурян под руководством Евгения Вахтангова ставит «Сказку» Микаэла Манвеляна. Вахтангов часто бывал на репетициях молодых армянских актеров, а они в свою очередь — у него дома в Староконюшенном переулке, где он давал им уроки по системе Станиславского.

Константин Станиславский, 1912 ǁ wikipedia.org

Студия набирала силу. По состоянию здоровья Сурен Хачатурян вынужден был оставить коллектив. По рекомендации Вахтангова в Армянский переулок пришел новый руководитель — его любимый ученик и последователь Рубен Николаевич Симонов. В прошлом выпускник Лазаревского института, он всю жизнь прожил в соседнем Кривоколенном переулке. В своем дневнике Симонов сделал запись: «Я опять оказался в Армянском переулке, в доме № 2, где в дни отрочества учился в Лазаревском институте». История Лазаревского дома полнится подобными возвращениями — бывший ученик спустя годы возвращался учителем.

Работая в студии, Симонов продолжил и развил вахтанговские театральные традиции. В содружестве с режиссером Иосифом Рапопортом Рубен Симонов поставил пьесы Акопа Пароняна «Дядя Багдасар», «Высокочтимые попрошайки» и Габриэла Сундукяна «Хатабала». По воспоминаниям современников, с Рубеном Симоновым было необычайно легко и весело работать. Он, прозванный коллегами «Моцартом советского театра», обладал поразительным чувством такта, умел создавать атмосферу творческого сотрудничества и доброжелательства.

Театральная жизнь сильно преобразила лазаревский дом: «В огромном доме бывшего Лазаревского института среди стружек и извести работает кучка энергичной молодежи и студийцев Армянской театральной мастерской. Ремонт продолжится до марта, а пока в нетопленой актовой зале идет большая работа студийцев, из которых самому старшему 30 лет. Руководитель требователен и заставляет помногу повторять одну и ту же сцену. Молодежь не ропщет, и до поздних сумерек затягивается репетиция в актовой зале…» — это любопытное свидетельство одного из студийцев как нельзя лучше отражает творческую атмосферу 1920-х годов. Актовая зала превратилась в зрительный зал на 300 мест. Здесь почти ежедневно шли репетиции и спектакли. В бывших классах оборудовали сценические мастерские, ученические спальни превратили в артистические уборные.

Литература:

1. Амирханян А.Т. Армянский переулок, 2. — Москва : Московский рабочий, 1989. — (Биография московского дома).

2. Амирханян А. Т. Тайны Дома Лазаревых. — Москва : МП «ВСЕ ДЛЯ ВАС», 1992. — 143 с.

Фото обложки: Лазаревский институт, 1900–1910 ǁ pastvu.com

«До поздних сумерек затягивается репетиция»: история театра в Армянском переулке