Редакция

Откуда берутся болезни и несчастья: армянские народные поверья

Редакция
Откуда берутся болезни и несчастья: армянские народные поверья

Приметы и суеверия – неотъемлемая часть культуры практически любого народа: в соответствии с традиционными верованиями истолковывались те явления, которые невозможно было объяснить. В системе обрядов и поверий самыми распространенными у армян были связанные со здоровьем и благополучием людей, а также способами лечения. Как в народе ранее объясняли происхождение болезней и неудач, читайте в нашем материале.

Различные народы мира практически одинаково толковали болезни – как явления сверхъестественного происхождения. По представлениям армян, причинами заболеваний могли служить разные причины, которые можно разделить на три большие категории. Первая – болезни, причина которых усматривалась во влиянии нечистых сил. Вторая – болезни, полученные от разных святых или бога в «наказание» за неподобающее поведение или за тяжкие грехи. Третья – болезни, происшедшие от реальных обстоятельств, имеющие физические причины и излечимые, главным образом, средствами народной медицины, рациональным путем. Что касается первых двух категорий, то они в народном сознании расценивались как недуги, вызванные сверхъестественными причинами и, соответственно, излечимые только сверхъестественными способами. Именно их мы и разберем чуть подробнее.

Николай Рерих. Колдуны, 1905. Фото: wikipedia.org

Николай Рерих. Колдуны, 1905. Фото: wikipedia.org

Начнем с болезней, причиной которых считалась нечистая сила. Ее главными носителями в армянских народных верованиях являлись злые духи, «дурной глаз» и различные вредоносные обряды. Наряду со злыми духами тпха, алк и горнапштпк, в демонологических верованиях армян довольно часто фигурировали и другие персонажи – носители вредоносных сил. Еще до конца XIX – начала XX века в народе из уст в уста передавались различные рассказы о волколаках, духах пери и каджках, которые, по народным представлениям, часто вмешивались в людские дела, причиняя различного рода неприятности.

Почти повсеместно было распространено поверье, что бог за тяжкие грехи превращает женщин в волчиц, которых в народе называли мардагайл (мардагел). Ими якобы становились женщины, которые съедали нечто вроде града, упавшего с неба и будто бы предназначавшееся богом для волков. Согласно другим рассказам, если женщина ночью выходит во двор, на нее падает с неба волчья шкура, и она превращается в мардагайла на семь лет, после чего волчья шкура исчезает, и женщина освобождается от своей страшной и жестокой участи. Если же найти спрятанную шкуру и сжечь, то женщина раньше срока будет избавлена от этого наказания. Представление о животных-оборотнях было широко распространено у разных народов земного шара. Известно, что идея оборотничества вообще приурочивается обычно к тому животному, которое в данной стране почитается больше, представляя особую опасность для человека.

Гюстав Моро. Пери, 1865. Фото: wikipedia.org

Гюстав Моро. Пери, 1865. Фото: wikipedia.org

У армян, как и у других народов, существовала вера в особые мифические существа – духов пери. Основная и более определенная их функция заключалась в том, что они якобы вступали в отношения с людьми, соблазняя их своей красотой. Эти духи представлялись армянам в человеческом облике, зачастую в женском, реже – в мужском. Пери чаще всего рисовали в виде красивых девушек с превосходным телосложением и распущенными до ног красно-рыжими волосами, которые прикрывают их обнаженное тело. Глаза у них, как правило, голубые, в них сияет и искрится солнце.

Возлюбленные пери, согласно верованиям, сильно менялись: женатые мужчины становились невыносимыми для близких, а неженатые отказывались создавать семью. Считалось, что если выдать имя соблазнительницы, то пери задушит жертву в поле. От долгого сожительства мужчины начинали болеть, и тогда пери, потеряв всякий интерес, сбрасывали их с горы. В народном воображении духи пери представляются и как хозяева различных местностей – лесов, лугов, рек. озер. В их образе замечаются и некоторые черты русалки. По представлениям армян, эти духи, как правило, всегда вредят человеку, в том случае, когда у других народов они часто способствуют благополучию и успехам людей в жизни.

Особого внимания заслуживает собирательный образ каджков, носящий весьма многозначный и сложный характер. В анимистических верованиях армян народные представления о каджках стали наиболее значимыми, затмив целый ряд отдельных, более узко «специализированных» когда-то образов. Каджки представляются обычно в человеческом облике и, согласно народному преданию, имеют человеческое происхождение. Они водятся в высоких скалистых горах и глубоких ущельях, покрытых густыми лесами. Однако каджков часто можно видеть около жилищ или же в самих домах, в хлевах, в амбаре и особенно у порога дома. Их излюбленное занятие – причинять людям вред всевозможными способами.

Оборотень. Германия, 1722. Фото: wikimedia.org

Оборотень. Германия, 1722. Фото: wikimedia.org

Определенный интерес представляют также многочисленные иносказания для обозначения как добрых, так и злых духов. Так, в народе существовала вера и в таких существ, как мезмен агекнер. Для иносказательного обозначения злых духов применялось сравнительно много названий: эти, плохие, смуглые, голубые. Болезни, причина которых усматривалась во влиянии злых духов, как правило, были душевными или нервными. Особая вредоносная сила приписывалась и «злому глазу» или «сглазу», вера в губительные свойства которого в народных представлениях занимала сравнительно большое место. Как и у многих других, у армян «злой глаз» вызывал не меньше опасений, нежели вредоносные демоны. Люди, находящиеся под его влиянием, чувствовали себя слабыми и нездоровыми. О таких людях армяне говорили: «на нем сглаз», «его коснулся злой глаз».

Наконец, нечистой силой армяне считали и различные вредоносные обряды, предпринимаемые со стороны враждебно настроенных людей. В основе таких колдовских способов лежат идеи вредоносной магии, которые имели множество проявлений и приемов. Это в основном способы передачи магическим путем своей болезни другому. Однако наиболее распространенным был обычай обращения к профессионалам, знающим особые заклинания, и приобретения у них особых вредоносных заклинаний, которые потом закапывали в землю около дома недруга или же прятали в трещинах стены его дома. Так же поступали и с другими заклиненными предметами и припасами. Болезнь, причиненная посредством колдовства, по представлениям народа, обычно выражалась в постоянном недомогании.

Мариам Асламазян, 1943. Национальная галерея Армении

Мариам Асламазян, 1943. Национальная галерея Армении

Народная фантазия олицетворяла и некоторые определенные болезни. Чаще всего олицетворялась лихорадка. В Лори, например, верили, что озноб в виде некоего демона входит в рот человека вместе с едой. Оспа представлялась в виде женщины, спутники которой посыпали на людей особый порошок, от чего они и заболевали. Так, согласно народным представлениям, существовала вполне «реальная» угроза опасности со стороны многочисленных воображаемых враждебных и нечистых сил и явлений. И многие заболевания, и человеческие несчастья, помимо рациональных основ, в народном сознании расценивались и как продукт или последствие нападения этих сил. Поэтому религиозная обрядовая практика народа и выработала целую систему предохранительных и «лечебных» действий от всякого рода недоброжелательных явлений и последствий.

Источник: Харатян З. Культовые мотивы семейных обычаев и обрядов у армян / Армянская этнография и фольклор. Материалы и исследования, 1989

В оформлении обложки использована картина Амаяка Арцатбаняна «У постели больного ребенка», 1900. Из коллекции Национальной галереи Армении

Откуда берутся болезни и несчастья: армянские народные поверья