Ереванская мода: как менялся стритстайл столицы Армении
Изменения городского костюма способствуют пониманию современных процессов в обществе. Так, женские юбки вытеснялись брюками, распространялась мода на джинсы и шорты, появлялись своеобразные визуальные символы в одежде представителей молодежных субкультур. Появление новых образов и городской моды в Ереване связывают с периодом 1950-1960-х годов. Жительницы столицы республики в 60-х мало чем отличались от своих современниц в Москве, Ленинграде и других крупных городах.
Возникновение новых образов мужчины и женщины в Ереване 60-х годов — явление не исключительное. В этот период молодые люди почти по всему миру стали смешивать вещи разных стилей и времен, создавая уникальные образы. Главным достижением десятилетия стала демократизация моды, индустрия перестала навязывать жесткие правила, дав возможность каждому человеку создать свой индивидуальный стиль.
В Ереване 70-х довольно распространена была одежда «стиляг». Среди нарядов женского гардероба наибольшей любовью пользовался костюм в стиле Коко Шанель — предмет мечтаний любой ереванки. Необычные и даже эпатажные вещи почти всегда принимались с легкостью и не вызывали негативной реакции. Большинство горожан все же носили схожие «стандартизированные» костюмы, но наиболее передовая часть населения, представители интеллигенции, люди творчества, стремилась заказывать одежду у портных.
Позднее, ближе к 80-м, возросло количество импортных товаров. Основные страны-поставщики одежды: Чехословакия, Болгария, Румыния, Германия и Австрия. Стоит отметить, что качество товаров было достаточно хорошим, и они или быстро исчезали из магазинов, или не успевали в них появиться, так как импорт обычно продавался «из-под полы».
В постперестроечное время, когда советское однообразие порядком опротивело, а в страны бывшего Союза начали еще активнее проникать товары из-за рубежа, казалось, мода «сошла с ума». Армения в этом плане не стала исключением.
В 90-ые распространились такие ткани, как шифон, велюр, вельвет, жаккард, вновь возросла популярность меха. Стали появляться сочетания несочетаемых тканей. Позднее возник интерес горожан к брендам, начало укрепляться такое понятие, как «логомания».
Деловая одежда армян в последние десятилетия консервативна и схожа с европейским стилем. Для мужчин принято носить строгий деловой костюм с галстуком. Для женщин очень важно выглядеть достойно и роскошно. Обычно это качественная одежда в темных тонах. Длина юбки, как правило, до колена.
В повседневной одежде многие современные жители Еревана начали выбирать более смелые образы, проявлять более творческий подход. Большинство потребностей горожан удовлетворяют масс-маркеты, но интерес к работами местных дизайнеров довольно велик. И хотя мода настоящего почти не отличается от моды прошлого — все те же плащи, платья, кроссовки, свитеры — она как и прежде дает понять, что заботит горожанина. Например, коллекции из искусственного меха и переработанного текстиля говорят об озабоченности экологической ситуацией.
Срез локальной моды позволяет проследить подобные интересы и запросы общества. Появляются минималистичные бренды, ресайкл и экологичная мода, функционализм в одежде. Но главное, что практически в каждой коллекции местных дизайнеров есть содержательная часть, несущая символы и приметы культуры. Работы армянских брендов черпают вдохновение из национального орнамента, старинных ковров и традиционных костюмов.
Армянские дизайнеры в последние десятилетия принимают участие в международных неделях моды, демонстрируя самобытность и современность. Иностранцев в локальной моде скорее привлекает именно аспект национальной идентичности, а не приверженность общемировым трендам.
Лурье С., Давтян А. Ереван: мифология современного города — svlourie.ru
Вчера и сегодня: эволюция моды и красоты по-армянски — armeniasputnik.am
Фото на обложке: mm-g.ru