Нахарары, спарапеты, мелики: армянские дворянские титулы
В Армении с древних времен правила аристократия: феодалы-землевладельцы, в руках которых была военная и политическая сила. В разных текстах по истории Армении можно встретить разные титулы, — нахарары, мелики, спарапеты, азаты — все относящиеся к армянскому дворянству. В этой статье редакция музея рассказывает о том, что значат и чем отличаются друг от друга армянские аристократические титулы.
В Древности и Средневековье Арменией управляли феодалы. В разное время армянская аристократия ― представители старых княжеских родов ― главенствовала на разных территориях с разным населением. Армянские князья правили сатрапией Армения в составе Персидского царства (570-331 до н.э.), Великой Арменией (331 до н.э.–428 н.э.), царством Багратидов (885–1045), Армянским Киликийским царством (1198–1375). Похожее управление было в Карсском, Сюникском и Ташир-Дзорагетском царстве в конце X–XI веке: эти царства выделились из состава единого Багратидского царства. Людей, относящихся к высшему сословию, в разных армянских текстах называют по-разному, а некоторые названия меняют значения со временем. Разберем подробно, чем все эти титулы отличаются друг от друга.
Нахарары (նախարար)
Сегодня в Армении словом «нахарар» называют министров, а министерства ― «нахарарства».
В древности и средневековье нахарары ― князья, феодалы. Само слово родственно парфянскому naxvadār ― ‘обладатель первенства’. Изначально (по всей видимости, при ранних Аршакидах ― II–I века до н.э.) нахарарами назывались люди, занимавшие высокое положение при дворе: они могли быть командующими войсками, казначеями, церемониймейстерами и т. д.
Потом нахарарами стали называть всех представителей главных аристократических родов. Каждый нахарарский род управлял какой-то территорией. Аналогичное развитие сильных феодальных семей, держащих под контролем разные территории, происходило и в Европе, и в России: отсюда правящие династии ― Бурбоны, Каролинги, Рюриковичи.
Разделение территорий на отдельные феодальные княжества в Армении планомерно происходило во времена Аршакидов. Плиний Старший в I веке указывал, что в Армении 120 префектур, которые «носят варварские [то есть, не греческие и не римские] названия». Некоторые из этих регионов, по свидетельству Плиния, раньше были отдельными царствами.
При этом в «Ашхарацуйц» ― армянском географическом тексте V века ― сказано, что в Армении около 195 провинций. Из этих свидетельств можно предположить, что на территории Армении происходил стандартный для феодального общества процесс дробления территории между ветвями одного рода. Среди известных нахарарских фамилий ― Багратуни, Мамиконян, Арцруни и др. Старые армянские княжеские рода возводили себя, вероятно, к языческим богам: например, древний род Ваевуни считался происходящим от бога огня и войны Ваагна. В роду Мамиконян существовала экстравагантная легенда о происхождении из Китая.
Тагавор (Թագավոր)
Тагавор ― царский титул. Происходит от слова թագ ― ‘корона, венец’. Иоанн Шильтбергер, немецкий военный и путешественник, в начале XIV века оказавшийся в Армении, писал в своих путевых заметках об армянах:
«Но затем они отпали от Рима и сами стали избирать своего патриарха, называемого Католикос, тогда как король называется у них Такавор».
Азаты (ազատանի)
Слово азат родственно среднеперсидскому āzāt-ān ― ‘свободные’ или ‘благородные’. В надписи персидского царя Шапура I так названо низшее из благородных сословий в Иране. С этим словом также соотносят грузинский термин азнаури, обозначавший дворян, свободных лично, но стоящих ниже других аристократических родов.
Изначально в армянском языке азатами называли феодалов, стоявших ниже князей-нахараров. Однако, начиная с позднего Средневековья, этим словом часто начали называть всю армянскую знать.
Азаты были мелкими землевладельцами и подчинялись царю и нахарарам. Они были классическим воинским сословием: будучи лично свободными, они были обязаны участвовать в военных действиях и составляли основную часть профессиональной конной армии. Согласно Фавстосу Бузанду, азаты участвовали в принятии важных государственных решений: например, в выборе Католикоса.
Спарапет (սպարապետ)
Спарапет ― это, в отличие от собирательных нахараров и азатов, личный титул. Так называли главнокомандующего армией. Чаще всего подобные личные титулы были связаны определенным семейством и передавались внутри него.
В период Аршакидов и некоторое время после него этот пост передавался по наследству старшему члену дома Мамиконянов. Позже титул носили члены других знатных домов, например, династий Багратуни и Пехлевуни.
В мирное время спарапет управлял царской конницей, а во время войны ― брал на себя командование всем войском. Титул спарапета наделял большой властью: из-за этого род, из которого происходил спарапет, составлял главную конкуренцию царскому роду. Так было с родом Мамиконян: в конце IV века аршакидский царь Вараздат приказал убить спарапета Мушега Мамиконяна и назначил на этот пост не-Мамиконяна, Бата Сахаруни. Его пребывание в должности было недолгим: скоро спарапетство снова перешло к Мамиконянам, а Вараздата изгнали из страны. Уже после 428 года, когда династия Аршакидов пала, Мамиконяны оставались спарапетами ― командовали армянской армией при власти Сасанидского Ирана.
Аспет (Ասպետ)
Аспет ― еще один персональный титул. Он передавался только в роду Багратуни. Название происходит либо от древнеперсидского visapati ― ‘глава рода’, либо, что более вероятно, от слова aspapati, обозначавшего иранскую должность управляющего конницей. Армянская армия в подавляющем большинстве состояла из конницы под командованием верховного спарапета, что не оставляло места для еще одной подобной должности. Скорее всего, титул был формальностью. От слова «аспет» произошло название византийского рода армянского происхождения ― Аспиетов (Ἀσπιέτης).
Мелик (Մելիք)
Титул мелик вошел в оборот гораздо позже, чем все вышеназванные. Он имеет семитское происхождение ― от арабского малик (ملك) ― ‘царь’. К концу Средневековья в Восточной Армении мелик был наследственным дворянским титулом. В Сюнике и Арцахе меликами назывались правители больших, полуавтономных территорий под иранским сюзеренитетом. Эти территории-княжества назывались меликдомами. На других территориях (например, в Нахичевани и Лори) меликами могли называться довольно мелкие феодалы или предводители местных общин, вообще не владевшие землей. В общем, мелики были наследниками старой армянской аристократии: многие дворянские фамилии потеряли влияние, родовая знать стала понемногу смешиваться и рассеиваться, уже не имея за собой строго закрепленных больших территорий. Тем не менее, меликами были в основном именно потомки армянских князей.
Источники:
topwar.ru
cyberleninka.ru
princelyunion.wixsite.com
Кирилл Туманов — “Studies in Christian Caucasian history” (1963).
Обложка:
topwar.ru