Редакция

Сандухт, Сукиас и Рипсимэ: за что казнили христианских мучеников в Армении

Редакция
Сандухт, Сукиас и Рипсимэ: за что казнили христианских мучеников в Армении

Христианство, официально принятое Арменией в начале IV века, стало распространяться на территории государства еще в I столетии. Тогда же пролилась кровь первых мучеников, многие из которых впоследствии стали общехристианскими святыми. Однако не менее самоотверженными были и те, кто не остался в истории других христианских церквей, например, Святая дева Сандухт. К счастью, о ней и многих других мучениках сохранила память Армянская Апостольская церковь. Кем на самом деле была Сандухт и как она связана с апостолом Фаддеем, а также предания о Святом Сукиасе и Святой Рипсимэ разбираем в материале редакции Армянского музея Москвы.

Традиционной датой принятия Арменией христианства считается 301 год, первая половина царствования Трдата III Великого (287-330 гг.). И хотя датировка условная, погрешность находится лишь в пределах десятилетия: в Церковной истории Евсевия Кесарийского упоминается о войне римского императора Максимина Дазы с армянами, которые к этому времени уже приняли христианство.

Однако и до принятия христианства в качестве государственной религии в Армении уже существовали христианские общины, доказательством чему служит упоминание в книге Евсевия о письме александрийского епископа Дионисия «О покаянии к братьям в Армении, где епископом был Мерузан». И пока религия не стала официальной, гонения на христиан в Армении происходили так же, как и, например, в Римской империи.

Царь Трдат III умоляет Григория Просветителя вернуть ему человеческий облик. Франческо Фраканцано, 1635/1637. Из коллекции Сан Грегорио Армено в Наполи

Патриарх Армянской церкви в Константинополе Магакия (Орманян) указывает на гонения при царях Арташесе (начало II в.), Хосрове (первая половина III в.) и Трдате III; существует также предание о мученичестве апостола Фаддея при царе Санатруке в I веке. Большинство мучеников, пострадавших в Армении до 301 года, являются общехристианскими святыми, однако многие из них неизвестны широкому кругу верующих. Кроме того, существуют также предания о неизвестных в других церквах мучениках, одной из которых является почитаемая Армянской Апостольской Церковью дева Саандухт, или Сандухт.

Святая дева Сандух

Сандухт происходила из знатного рода. Принято считать ее дочерью царя Армении Санатрука, родственника Эдесского царя Абгара, который, по преданию, был исцелен апостолом Фаддеем и обратился в христианство. Легенда гласит: когда в царскую резиденцию Шаваршаван прибыл Святой Фаддей, Сандухт, услышав его проповедь, обратилась в христианство. Узнав об этом, отец попытался отвратить дочь от новой веры и даже заключил в тюрьму. Но девушка не уступила ни мольбам, ни угрозам, тем более что она не оставалась без поддержки: в заточении ее навещал сам Фаддей, укреплявший веру Сандухт. И, не добившись успеха, отец казнил дочь.

Царь Санатрук и царица Авде после трех дней снежного шторма. Г. Фусаро, XIX в. Фото: wikimedia.org

В истории Сандухт присутствуют некоторые хронологические противоречия, связанные, прежде всего, со временем жизни мученицы и других действующих лиц. Так, уже само родство Сандухт с царем Санатруком вызывает вопрос, какой из них — Санатрук I или Санатрук II — был ее отцом, и была ли она царевной? В комментариях к тексту Иованнеса Драсханакертци историк Маргарита Дарбинян-Меликян указывает на царя Санатрука II (88-109 гг.), но в таком случае дева едва ли могла видеть Святого Фаддея, чья смерть произошла не позднее 66 года, как не мог казнить апостола и сам ее отец.

Если же год смерти Сандухт — 66-й, как указывает в своем «Словаре» Георгий Хомизури, то она не могла быть дочерью Санатрука, известия о котором так же противоречивы: в историографии Санатрук — сын Трдата I. Вероятно, вследствие этих и других несовпадений возникло мнение, что мученичество Сандухт — не более чем красивая легенда или предание. О ней нет сведений и в православных сборниках житий, однако это вовсе не говорит о ее абсолютной неисторичности: о Сандухт упоминают католикос Иованнес Драсханакертци и историк Мовсес Хоренаци; существует описание мученичества Святого Фаддея и Святой Сандухт. Возможно, девушка либо была дочерью некоего вельможи по имени Санатрук, либо пострадала в более позднее время. Можно также допустить существование царя Санатрука I, известий о котором не сохранилось. Между IV и V веками останки Святой Сандухт были найдены близ поля Шаваршаван, а в X веке там был построен ныне разрушенный Нарекский монастырь.

Апостол Фаддей обращает в христианство армянскую принцессу Сандухт. Мартирос Атунян. Фото: drevo-info.ru

Святой мученик Сукиас

В отличие от Святой Сандухт, два других мученика, о которых пойдет речь ниже, — Святой Сукиас (Сухий в русской традиции) и Святая Рипсимэ — упоминаются как в Армянской Апостольской, так и в Русской Православной церкви. Житие Святого Сукиаса в сокращенном виде (оригинальный текст на армянском языке был опубликован в Полном собрании житий и мученичеств в Венеции) включил в свою «Историю Армении» Иованнес Драсханакертци.

Святой Сукиас прибыл из аланской страны вместе со своими товарищами как родственник царицы Сатеник, жены царя Трдата I (66-88 гг.). В это время там уже находился другой проповедник — грек Хризос (в армянском переводе Воски), крестивший Сукиаса. Но вскоре Хризоса из зависти, как утверждает Драсханакертци, убили сыновья Сатеник, а Сукиас, придя в ужас от такого злодеяния, сбежал, скрывшись на горе Джрабашх (Кёсе-даг, Сукавет), где в течение многих лет вместе со своими товарищами вел крайне суровую аскетическую жизнь, питаясь травой и водой из родника. Через много лет новый правитель аланов (в житии Святого Сухия он назван Датианос) поручил своему военачальнику Барлаху (в «Житии» — Барнапасу) разыскать их и убедить вернуться ко двору и прежней вере. Однако Сукиас, как и его товарищи, не согласился отречься от христианства, и все они были убиты.

Святой Сукиас и его сподвижники. Фото: alanmon.ru

В истории жизни и мученичества Сукиаса также есть некоторые противоречия. Прежде всего, гора Сукавет, названная так в честь мученика, находится на территории современной Турции, на большом расстоянии от «страны аланов» (а ученые видят в ней Осетию). Поэтому трудно представить, что царь отправил в такое далекое путешествие своего приближенного лишь ради того, чтобы переубедить горстку подданных, пусть даже и знатных вельмож.

Кроме того, вероятно, присутствует и хронологическая неточность, особенно в житии, где назван даже год смерти Святого Сукиаса и его сподвижников — 123 или 100 (в рукописи Иверского монастыря) при том, что он отправился на гору Джрабашх при Трдате I, следовательно, не позднее 88 года, то есть прожил там не менее 12 лет. Есть основания предполагать, что в промежуток со времени крещения Сукиаса и его товарищей до их гибели смены царей не происходило, а времени прошло не так много, хотя достаточно, чтобы царь встревожился из-за отсутствия своих подданных и послал разыскать их. Военачальник же, прибыв ко двору Трдата (или, если тот уже умер к этому времени, его преемника), узнал историю Хризоса и его вельмож и уже из армянской столицы отправился дальше на поиски Сукиаса. С другой стороны, если принять, что монархи сменились и прошло более десяти лет, можно предположить следующий вариант событий: слухи о людях, живущих крайне суровой жизнью, случайно достигли царя аланов, и, движимый первоначально любопытством, он поручил разыскать их, чтобы увидеть своими глазами, а уже упорство Сукиаса пробудило в военачальнике гнев, который привел к убийству.

Святой Сукиас. Фото: pravoslavie.ru

Святой Сукиас и его товарищи особенно почитаются в Армянской Апостольской, Осетинской и Грузинской церквах, существуют иконописные изображения спутников мученика и его самого; имя святого сохранилось и в армянской фамилии Сукиасянц.

Святая дева-мученица Рипсимэ

Наиболее же известна святая дева Рипсимэ, погибшая незадолго до принятия Арменией христианства. Ее мученичество было подробно описано современником Трдата III Великого Агафангелом.

Рипсимэ была дочерью знатного человека. При всей своей необычайной красоте, девушка не пожелала жить в мире, а выбрала путь целомудрия и удалилась в горы, где жила вместе с другими такими же девами и с наставницей Гаянэ. Бежать из предместий Рима вместе со своими подругами ее вынудили преследования влюбленного в нее правителя. После многих скитаний девы достигли Вагаршапата и поселились в виноградной давильне. Патриарх Магакия предполагал, что Рипсимэ и ее подруги прибыли не из Рима через Месопотамию и Палестину, как принято считать, а прямо из смежных с Арменией провинций. Жили они за счет продажи своего имущества и изделий одной из сестер, умевшей делать стекло. Здесь, однако, Рипсимэ тоже не удалось укрыться надолго. Убежище было раскрыто слугами царя Трдата, который, увидев красоту Рипсимэ, пожелал добиться ее любви. Но дева оказала отчаянное сопротивление, сражаясь, по выражению Агафангела, словно дикий зверь. Надежда царя на то, что Гаянэ сможет уговорить отважную девушку, также не сбылась: согласившись побеседовать с Рипсимэ, наставница наоброт воодушевляла ее не сдаваться, оставаться верной обетам. Говорила Гаянэ на латыни, чтобы их не поняли присутствовавшие. Однако обман раскрылся, за что наставница подверглась жестокому наказанию — ей выбили зубы и сломали челюсть.

Страдания Рипсимии и Гаиании. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Из коллекции Ватиканской библиотеки

Победив царя, весьма сильного человека, Рипсимэ убежала из дворца и скрылась за городом. Однако подданные нашли девушку и с невероятной жестокостью убили ее и подруг. Гаянэ также была предана смерти за то, что воспитала деву в христианской вере. Впрочем, казнь Рипсимэ, предполагает историк Анна Софян, не была связана в первую очередь с верой и являлась результатом минутной прихоти оскорбленного и униженного царя или чрезмерной услужливости его придворных: в книге Агафангела нет упоминания о приказе казнить деву. В то же время в 204 главе автор пишет: «А он, … услышав об этом, не вспомнил о смерти св. Рипсимэ, вообразив, что она жива». Возможны два вывода: либо Агафангел забыл о том, что не упомянул о приказе Трдата казнить деву, либо «не вспомнил» дается в значении «не знал».

Образ Рипсимэ отличается от других образов целомудренных дев, полных кротости и спасавших свое целомудрие либо хитростью и мольбами, либо благодаря вмешательству ангелов, как Святая Ирина и Святая Агния. Девушка-борец и девушка-воин, сочетавшая с истинно женским милосердием и нежностью решительность и смелость, она стала весьма важным образом для народа, которому на протяжении всей своей истории приходилось защищать свою веру с оружием в руках.

Святая Рипсимэ. Акоп Овнатанян, церковь Святой Рипсимэ в Вагаршапате

Источник: Софян А. Христианские мученики в Армении: три портрета, три судьбы, 2014

Обложка: Святой Фаддей, Святая Сандухт и другие христиане в тюрьме Санатрука. Г. Фусаро, XIX в. Фото: wikipedia.org

Сандухт, Сукиас и Рипсимэ: за что казнили христианских мучеников в Армении