Классицизм в армянской литературе: особенности, идеи, авторы
Во второй половине XVIII века в истории Армении наблюдается оживление литературно-культурного движения, чему во многом способствовало создание периодической печати. В 1794 году в Мадрасе увидело свет первое армянское периодическое издание — журнал «Аздарар» («Вестник»), за которым последовали газеты и журналы, издававшиеся в Венеции, Калькутте и в городах России. В периодической печати освещались происходившие в мире события, затрагивались вопросы национального просвещения, публиковались оригинальные и переводные художественные произведения.
Высшим достижением общественно-просветительского движения той поры было создание политической публицистики в индийской армянской колонии. В произведениях «Западня честолюбия» (1773) Шаамира Шаамиряна и «Новая книга, названная увещеваньем» (1772) Мовсеса Баграмяна критикуются феодальные порядки, выдвигаются идеи свободы слова, совести, личности, необходимости конституции, республики.
Армянские типографии открываются в Эчмиадзине (1771), Мадрасе (1772), Триесте (1775), Санкт-Петербурге (1780), Новой Нахичевани (1789), Калькутте (1796), Астрахани (1796), где печатались исторические, философские, религиозно-этические книги, издавались памятники древней армянской письменности. Выходят в свет исследования, посвящённые армянскому языку, истории, этнографии. В этом отношении представляет исключительную ценность труд Микаэла Чамчяна — трёхтомная «История Армении», с древнейших времен до XVIII века.
Новые веяния проникают и в художественную литературу. В конце XVIII века ведущее место занимает классицизм, ознаменовавший новую ступень художественного развития в армянской литературе. Как литературное направление он был отзвуком европейского классицизма, но глубоко национальным по своему содержанию. Если европейский классицизм опирался на историко-мифологические источники античной Греции и римской цивилизации, то армянский классицизм обращался к литературным памятникам армянской древности.
Теоретики классицизма сформулировали основы научной системы художественного мышления и обосновали восприятие эстетических категорий. В трудах «Ораторское искусство» (1775) Степаноса Агонца, «Кое-что о трагедии» (1834) Саргиса Тиграняна (предисловие к переводу «Гофолии» Расина), «Пособие по поэтике» (1839) Эдуарда Гюрмюзяна и других на основе эстетики Аристотеля, Горация и Буало исследовались проблемы литературной формы и содержания. Эпоха классицизма создала свою школу переводческого искусства, обогатив армянскую культуру переводами произведений Гомера, Софокла, Еврипида, Вергилия, Горация, Мильтона, Тассо, Корнеля, Расина, Вольтера, Альфьери и других классиков мировой литературы.
Классицизм и барокко — основные направления в искусстве и литературе семнадцатого столетия, ознаменовавшегося утверждением абсолютизма во Франции и Испании, контрреформацией и Тридцатилетней войной в Германии, первыми буржуазными революциями в Нидерландах и в Англии. Эти события находили своё отражение в драматургии и поэзии, в прозе и в изобразительном искусстве. Однако писатели и поэты семнадцатого века сравнительно редко иллюстрировали политическую жизнь своей эпохи, предпочитая говорить о современности, прибегая к историческим ассоциациям и мифологическим аллюзиям.
Классицизм и барокко возникли в недрах Ренессанса. Classicus — образцовый, достойный изучения в классе. В XVII веке классическими считались произведения античных авторов, в особенности Вергилия и Горация, прославлявших Октавиана Августа. Применительно к творениям XVII века, созданным в соответствии с канонами классицизма, употребляется определение «классицистический» или «классицистский».
Подражая античным художникам и поэтам, поборники классицизма, в отличие от ренессансных гуманистов, заимствовали из наследия античности не столько содержание, сколько художественные принципы, которые понимались достаточно формально. Так, исходя из того, что в античных трагедиях события происходили перед дворцом с восхода до заката, а все сюжетные линии были взаимосвязаны, выдвигается знаменитое требование трёх единств: единства места, времени и действия, которым обязан был подчиняться драматург.
В. Пронин. Искусство и литература (2009)
Армянские классицисты оставили богатое литературное наследие, в особенности в поэзии, драме и эпопее. Поэзия классицизма представлена в трёхтомном сборнике «Песни монахов-мхитаристов» (Венеция, 1852–1854) и в книге «Музы Арарата» (Москва, 1829). Живописные картины природы, религиозно-этические и историко-патриотические оды — такова основная тематика классицистических произведений.
Армянская классицистическая драма преимущественно обращалась к исторической трагедии. Исходя из принципов поэтики древнегреческой трагедии и драмы европейского классицизма, армянские авторы, однако, отказывались от изображения любовных страстей и семейных сцен, предпочитая историко-патриотические сюжеты. Героем классицистической драмы выступает личность, наделённая чувством долга перед родиной. Этот герой ненавидит тиранию и клятвопреступление и готов пожертвовать собой во имя высшей идеи — патриотизма. Этой идеей пронизаны исторические трагедии Мануэла Джахджахяна (1770–1835), Егиа Товмачяна (1777–1848), Петроса Минасяна (1799–1867). Петрос Минасян занимался и вопросами теории театра, считал классическими образцами драмы «Гофолия» Расина и «Смерть Цезаря» Вольтера. Любовью к родине, прославлением гражданских добродетелей проникнуты пьесы Петроса Минасяна «Хосров Великий», «Смбат Первый», «Аршак II».
Выдающимися авторами классической эпопеи были Ован Ванандеци (1772–1841), Габриэл Патканян (1802–1889), Арсен Багратуни (1790–1866). Поэмы Ована Ванандеци «Золотой век Армении» и «Встреча Гайка, Арама и Ара», по существу, представляют собой стихотворные переложения «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци и Агатангехоса. Ванандеци, оплакивая настоящее, обращается к народу с призывом следовать примеру предков и восстановить славу и могущество родины. Лучшим образцом патриотической поэзии Ванандеци является ода «К Армении», которая в обработке композитора Комитаса стала одной из лучших армянских патриотических песен.
Вершиной армянского классицизма считается эпическая поэма Арсена Багратуни «Гайк-богатырь». Первый вариант, написанный в 1830-х годах, был утрачен, впоследствии автор восстановил его и издал в 1858 году. Багратуни родился в Константинополе, воспитывался в конгрегации мхитаристов Венеции, где до конца своей жизни занимался педагогической, литературной и научной деятельностью. Ему принадлежат исследования по философии, филологии и языкознанию.
В поэме «Гайк-богатырь» по «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци пересказывается легенда периода этнического образования армянского народа. Бэл из рода Титанов и Гайк из рода Торгома постоянно враждовали друг с другом. Деспот Бэл хотел покорить Гайка, но тот, не желая подчиняться ему, удаляется в Араратскую страну. Бэл преследует его, уповая на злые земные силы. Гайк восстает против него, опираясь на добрых небесных богов. Начинается кровавое побоище. Гайк поражает стрелой Бэла и завоёвывает независимость своей страны. Зло погибает, так как оно не оправдано разумом. Поэма «Гайк-богатырь» пронизана идеей свободы и независимости. В картинах природы, в военных сценах, в описаниях языческого быта проявляется блестящее художественное мастерство Багратуни.
Присоединение Восточной Армении к России (1828) ознаменовало собой исторический поворот в жизни армянского народа. Свершилось то, к чему стремилась армянская освободительная мысль в течение двух веков. Исчезла угроза физического уничтожения народа. Консолидация выявила духовные силы армян, способствующие расцвету национального самосознания.
Начинается новый этап развития армянской общественной жизни. В России создаются благотворительные общества, школы и очаги образования — Лазаревский институт в Москве (1815), школа Нерсесяна в Тбилиси (1824), школа Агабабяна в Астрахани (1810), епархиальные школы в Шуши, Ереване, Александрополе (Гюмри). В университетах России и Европы появляются студенты-армяне. Подъём духовной жизни ознаменовался расширением книгоиздательской деятельности.
В 30-е годы XIX века позиции классицизма теснит новое литературное движение — романтизм. Классицистическую эпопею сменяет романтическая поэма, трагедию — романтическая драма, зарождается художественная проза. Остро ставится вопрос о создании единого литературного языка. Древнеармянский язык — грабар — уступает место ашхарабару, новому армянскому языку. Литература наполняется светским содержанием, фольклор рассматривается как один из живительных источников литературы, главным героем которой становится самоценная личность с её думами, чувствами, гражданскими заботами.
Источники: 1. С.Н. Саринян. Армянская литература [первой половины XIX в.] ‖ История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. — Москва : Наука, 1983–1994. — Т. 6. — 1989. 2. В.А. Пронин. Искусство и литература. Часть 1. Искусство и литература за рубежом. — Москва : МГУП, 2009.