Заметка греческого историка: архитектурное наследие в селе Гюрюн Западной Армении

В 2018 году грек Анастасиос Мавракис, врач и историк, поехал в провинцию Себастия (ныне Сивас, Турция), чтобы посмотреть и запечатлеть сохранившиеся на данный момент исторические памятники, которые находятся под угрозой исчезновения. Себастия была густо населена армянами до Геноцида 1915 года, причем не только столица провинции, но и другие районы, как городские, так и сельские, например, Зара, Дивриги (Тефрики), Гюрюн (Гурин). Свою заметку греческий исследователь опубликовал на сайте Armenianweekly.com.
Фото: Анастасиос Мавракис
Анастасиос Мавракис стоял на развалинах кафедрального собора Сурб Аствацацин в Гюрюне (недавно отремонтированного), когда к нему подошли местные турки и поинтересовались причиной визита. «Когда я выразил свой интерес к армянской архитектуре, они пригласили меня в поездку на горную окраину Гюрюна, примерно в 1,5 часах езды, чтобы посетить руины старой армянской церкви. Я сразу же принял приглашение», – делится Мавракис. Более часа историк исследовал руины церкви старой армянской деревни в горах, название которой остается неизвестным. Черно-белые камни напоминали об архитектуре Тигранакерта. Больше никаких армянских элементов в деревне не осталось.
После этой поездки исследователь осознал всю важность армянской культуры, созданной в сельской местности. Люди сосредотачиваются на больших городах и часто забывают о многочисленных людях, которые когда-то проживали в деревнях и сёлах, как правило, в целях безопасности, чтобы укрыться и избежать погромов, а также и для того, чтобы пользоваться определенной степенью автономии от турецкой тирании. Сельские районы активно процветали, в них развивались школы и церкви. Также они много раз становились точкой сопротивления, восстания и защиты армянской культуры, как в случае с Зейтуном.




Фото: Анастасиос Мавракис
Анастасиос Мавракис посвятил свою поездку и эти фотографии людям, населявших сельские районы Западной Армении, чьи культурные ценности были выражены в созданных ими архитектурных памятниках, песнях и устных традициях, сохраненных Комитасом, и чей непобедимый дух был перенесен в более городские районы Армении, а также в армянскую общину по всему миру.
Источник: Armenianweekly.com
Фото обложки: Анастасиос Мавракис