Образ армянской женщины в ХIХ веке: борьба за свои права, образование и мода
Конец ХIХ века ознаменовал начало освободительного женского движения во многих странах. Это время перемен и потрясений, изменивших всё общество. В эти годы в Европе активность набирало движение суфражисток, которое постепенно стало распространяться и в других странах, включая Персию, Османскую империю и Российскую империю.
В ХIХ веке в армянском обществе возник девиз «Обучая мальчика — лишь обучаешь мальчика, обучая девочку — просвещаешь всю нацию». Представители интеллигенции стали обращать внимание на образование девушек, активно продвигая идеи его развития. За это выступали поэт Раффи в Тебризе (1875–1877 годы) и писатель Перч Прошян. Хотя идея женского образования не сразу была принята положительно, эта область развивалась и в разных городах были основаны учебные заведения для девочек. Этому также способствовали состоятельные женщины, поддерживающие и основывающие благотворительные организации. В 1840–1860-х годах армяне, получившие высшее образование в Европе и России, стали акцентировать внимание на идее просвещения нации.
Новые идеи находили отражение не только в периодических изданиях, но и в повседневной одежде и способах репрезентации. Костюм стал возможностью заявлять о своей позиции и принадлежности к прогрессивным идея. Как тараз постепенно ушёл из гардероба армянских интеллигентов и чем примечателен эдвардианский костюм? Читайте в нашем материале.
Особенно заметно было влияние западных армянок, выступавших за равные права и возможность создания школ для девочек. В Константинополе эти идеи стали появляться еще в 1840-е годы. В Османской империи армянки были осведомлены о происходящих переменах в европейском обществе. Эти идеи они пытались интегрировать в своём социуме. В 1847 году в газете «Айастан» («Армения») была опубликована заметка: «Жаждущие знаний женщины знатного происхождения в Хасигюхе в эти дни (1 февраля 1847 г.) основали благочестивое общество во имя прогресса девушек из того же села». Это одно из первых свидетельств, иллюстрирующее социальные изменения и патронаж знатных армянок в сфере образования. В прессе появлялись и отдельные материалы по проблемам моды, вкуса, этикета, эстетики и этики, направленные на преобразование общества и устоявшихся процессов. Активно поднимались вопросы, связанные с женским образованием, воспитанием и правами в контексте порядков Османской империи.
Армянкам было важно акцентировать внимание на установлении равных прав с мужчинами. В первую очередь, это связано со свободой слова и права голоса. Об этом писала первая женщина-редактор Элпис Кесарацян, основавшая женский журнал «Китар» («Кифара»). Эти идеи находили отклик не только со стороны женщин, но и мужчин, которые помогали популяризировать эмансипационные идеи, хотя и находились консервативные противники.
Окончательно армянское женское движение сформировалось во второй половине XIX века в Константинополе. Женщины выступали за искоренение стереотипов, ограничивающих свободу девушек. Новые идеи сыграли важную роль в формировании образа армянок в новом столетии и стали неотъемлемой частью творчества. Армянки боролись за возможность развивать образовательные, воспитательные, экономические сферы. Писательницы и поэтессы также рефлексировали над этим в своих произведениях. Возник идеал новой женщины (нор хай кин), которая свободна от предрассудков и имеет возможность получать образование, развиваться и не быть заложницей определённых установок.
Армяне часто получали образование в Европе и России, они старались адаптировать увиденное на своей почве. Это касалось как взглядов, так и моды. Ключевым было желание обновить образовательные учреждения, которые больше не соответствовали главенствующим тенденциям.
Нужно учитывать, что со стороны Османской империи в это время обороты набирала тирания. Это усиливало вовлечённость женщин в борьбу за права. Выделяют три направления, где армянки занимали лидирующие позиции: социально-общественное и гуманитарно-меценатское, учебно-воспитательное и литературно-культурное, национально-освободительное и политическое (участие в движении гайдуков). Они способствовали возможности всем социальным классам образовываться. Тогда бытовало следующее мнение: «Женщины лучше понимают веяния времени и небезразличны к воспитанию девушек, в отличие от былых времен, когда невежды полагали, что женщина создана только для рабского существования и ей вредно читать, писать и учиться».
Константинопольские армянки занимались образованием, воспитанием, попечением армянских девушек, а также заботились о том, чтобы ученицы не утратили свою самобытность и национальные традиции. Например, с этой целью 15 июля 1879 года бывшие ученицы гимназии «Нунян-Вардухян» основали «Общество простосердечных армянок». Разные организации и фонды способствовали более защищённому статусу женщины, как об этом пишет Наира Амбарцумян.
Образ новой женщины. Костюм и стандарты красоты
Виген Галстян пишет, что первые фотографические салоны стали открываться в 1840-е годы, их первыми посетителями стали женщины. Фотография служила визуальным сопровождением новых идей, через созданные образы конструировалось представление о себе.
Важно отметить, что фотография была не ремеслом, а символом культурной революции, а для женщин ― эмансипации.
С 1850-х годов для армян фотографические салоны стали важной составляющей повседневности. Многие студии были открыты армянскими предпринимателями, осознающими силу новых технологий. Виген Галстян подчёркивает: «Эволюция современности во многом была обусловлена глубоким пересмотром положения женщин в обществе и их борьбой за свободу. Это совпало с желанием армян „дистанцировать“ армянскую культурную идентичность от доминирующей мусульманской на Ближнем Востоке».
В этом была и важная семантическая составляющая, ведь напечатанная фотография ― это объект как для частного, так и для общественного взгляда. Присутствие армянских женщин на фотографиях служило маркером отличия, подчёркивая «эмансипаторские» тенденции в обществе и приверженность европейским ценностям. Такой образ видимой девушки был противопоставлен «восточной» незаметности женщин в разных сферах общественной жизни. Первые салоны выступали и выставочными пространствами, поэтому на их витринах можно было увидеть новые снимки.
Хотя в обществе с 1840-х годов развивались идеи о равных правах, первые фотографии, сделанные в фотосалонах Османской империи, демонстрировали образ сдержанный. Вплоть до 1870-х годов армянки снимались в национальных костюмах. Виген Галстян пишет: «На портретах наиболее важным кажется то, насколько достойно выглядит позирующая натурщица. Строгие, застывшие позы женщин, равномерное освещение и обрамление фигуры подчеркивают их респектабельность как жён, матерей и дочерей. Только благодаря стратегическому использованию реквизита фотографы прививают им очаровательность».
К концу XIX века европейский костюм стал всё активнее появляться в гардеробе модниц. Даже придерживаясь традиционного костюма, женщины начали привносить в свой образ элементы эдвардианской моды — новые силуэты, причёски, аксессуары и, особенно, макияж, чтобы соответствовать стандартам красоты. Это S-образный приталенный силуэт, обтекаемые фигуры, белая кожа, ровные черты лица и экстравагантные причёски, шляпы ― всё это вышло на первый план, ознаменовав кардинальные перемены в обществе.
В XIX–XX веках на смену костюма большое влияние оказала молодёжь, получившая образование за границей, вернувшаяся в провинцию с новой одеждой и новыми манерами, причём первыми распространителями моды были сами мужчины. Их одежда менялась быстрее, потому что, в отличие от женщин, они больше были в обществе, имели деловые связи и больше путешествовали. «Живущие по соседству с мусульманскими странами женщины вынуждены покрывать головы. В столице и центральных провинциях, например, в Айраратской провинции, у женщин были непокрыты головы, были видны волосы, одежда имела более открытый вырез», ― отмечает Офелия Азизян.
Одежда была символом современности и приверженности европейским идеалам. Через выбранный костюм можно было понять принадлежность человека либо к национальной культуре, либо к европейской интеллектуальной мысли. Для армянок эдвардианская мода была способом дистанцироваться от прошлых порядков и заявить о себе, поэтому тараз стал постепенно уходить из их гардероба.
Источники:
Mary Lou O'Neil. You Are What You Wear: Clothing/Appearance Laws and the Construction of the Public Citizen in Turkey. Fashion Theory. Volume 14, Issue 1, pp. 65–82.
Victoria Rove. The new Armenian woman: Armenian women’s writing in the Ottoman empire, 1880–1915.
Cheryl Buckley and Hilary Fawcett Fashioning the Feminine.
Наира Амбарцумян. Армянские благотворительные общества Константинополя и проблема женской эмансипации // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2022. № 4.
Виген Галстян. Studio Belle: Armenian Photo Studios and the Changing Standards of Female Beauty. Evn Report.
Фото обложки: страница из журнала «Тараз»