Армянская община в Таджикистане. Лекция востоковеда Самвела Шахбазяна
Лекция востоковеда Самвела Шахбазяна посвящена армянской общине в Таджикистане, её истории и культурным связям. Это исторические контакты, берущие начало с V века и до современности, включая миграции армян в Таджикистан в XVII, XIX и ХХ веках. Мы расшифровали лекцию, чтобы у вас была возможность не только послушать, но и прочитать текст в сокращённом варианте.
Тема лекции посвящена армянам в Таджикистане. Эта диаспора практически не изучена и не занимает центральное место в спектре интересов востоковедов, культурологов и тех, кто исследует регион.
Мы часто слышим об армянской общине Казахстана или Узбекистана, потому что в этих двух странах — наиболее широкая диаспора армян на территории Центральной Азии. Таджикистан из этого дискурса упускается, потому что там значительно меньше армян. Но история армянской общины в этом регионе более древняя, чем в Узбекистане и Казахстане. С какого периода начинается история сосуществования армян и таджиков на одной земле?
В разговоре об армянах Таджикистана люди часто рассматривают историю диаспоры в границах современной Таджикской республики. Но исторические территории намного шире: земля, на которой сформировался этнос таджиков и где цвела таджикская культура, включает в себя территории северного Афганистана, востока Узбекистана и так далее.
О первых контактах согдийцев и армян писал армянский историк Мовсес Хоренаци в V веке н.э. Эти сведения были, скорее, военные: описывались армянские солдаты, которые были в составе армии ахеменидов. Они шли на восток, завоёвывали новые города. С того периода армяне начали селиться на землях современного Таджикистана вместе с согдийцами. Тогда это было не общиной, а военным поселением. Община — это компактная группа, которая проживает на определённой территории и развивает свою культуру. О первых общинах мы можем говорить, начиная с XVII века. В 1604 году, во времена войн между Османской и Сефевидской империями, правил шах Аббас I Великий. В армянской истории он прославился как великий депортатор.
В его политические планы входило опустошение всей северной границы с Османской империей, чтобы вести там военные действия. Северная граница Сефевидской империи была частью современной Армении. В историю эти события вошли как Великий Сургун. Сургун на древнеперсидском означает изгнание, то есть великое изгнание. Почти 250 тысяч армян были переселены со своей исторической родины в Персию. Это было очень важно с военной точки зрения, как считал Шах Аббас. С 1605 года начинается история иранской общины армян. Они занимались ремеслом, торговлей с разными странами. Основной их деятельностью стало ювелирное дело.
Когда община в Персии обосновалась, до армянских мастеров дошли известия о богатой невероятными голубыми камнями земле согдийцев. Это была бирюза. Для купцов и мастеров это стало возможностью заработать на изделиях с бирюзой, поэтому они приняли решение несколькими семьями из Исфахана и Шираза переселиться в Самарканд. Тогда Самарканд считался территорией исторических земель Таджикистана. В контексте разговора о первых контактах таджиков и армян мы говорим именно о Самарканде.
Самаркандские армяне поселились там в середине XVII века. Они сразу начали заниматься добычей, производством и обработкой бирюзы. Из неё они стали изготовлять абсолютно всё, начиная от колец и заканчивая чётками, которые использовали в церквях. В XVII веке в России правил царь Алексей Михайлович из династии Романовых. Алексей Романов активно развивал торговлю с другими странами и привлекал иностранных купцов в Россию. Он пригласил также армян из Персии и Таджикистана в Москву. Так в городе возникла улица, которая до сих пор носит название Армянский переулок. Там разместились армянские торговцы. В качестве благодарности за такую щедрость русского царя армяне из города Исфахан преподнесли ему в подарок трон. Трон Алексея Михайловича выполнен из золота и хрусталя. А сидение со всех сторон покрыто бирюзой. Вещь проделала путь из Исфахана в Самарканд, где армянские мастера вместе с таджиками украсили трон бирюзой. Потом уже из Самарканда он обратно вернулся в Исфахан, чтобы его могли дополнить хрусталём.
В дальнейшем из Самарканда армяне начали обосновываться и в Бухаре, и в Памирских горах. Постепенно образовывалась армянская община. Вторая волна переселений началась в конце XIX века. Связана она с событиями, которые начались в Османской империи: политика депортации армян, гамидовская резня, киликийская резня и так далее. Армяне были вынуждены бежать, поэтому единого маршрута ни у кого не было.
Самаркандские армяне, которые тогда жили в Бухаре и на территории современного Таджикистана, предложили свою помощь тем, кто нуждался в прибежище. В силу географической отдалённости не все смогли переселиться на те земли. В основном, армяне направились в соседние страны: Иран, Египет, Ливан, Сирия... Но некоторые армянские семьи поселились в Таджикистане. Тогда же была построена церковь Святой Марии, в которой до сих пор проходит литургия.
Другой поток переселенцев связан с тем, что армянская община из Северного Афганистана была вынуждена покинуть дома и поселиться к соотечественникам, которые уже жили и творили в Таджикистане.
Таджикистан и Армения входили в состав Советского Союза. Усилились культурные обмены между союзными республиками. В этот период армяне стали уезжать в Таджикистан. До распада Советского Союза, как нам известно, в каждой республике этнический состав был разнообразным.
В советское время армянская диаспора проявляла себя более деятельно. Армяне даже принимали участие в Великой Отечественной войне (от лица Таджикской ССР). Герои армянского происхождения в Таджикистане считаются героями Таджикской ССР.
Община продолжила пополняться, но в связи с неприятными и трагическими обстоятельствами. Землетрясение 1988 года, которое разрушило весь север Армении (Гюмри, Спитак, Ванадзор и близлежащие деревни). Тогда советские власти начали распределять семьи по республикам, чтобы те люди не остались без крова, пока идёт работа по восстановлению армянских городов. Какие-то семьи переселили в Душанбе. В этом городе поселили около десяти семей из Гюмри. В Таджикистане, когда узнали о трагических событиях 88 года, жители организовали массовую кампанию по сбору гуманитарной помощи. Также армянская диаспора расширилась из-за конфликта с Азербайджанской ССР, когда начались погромы и армяне были вынуждены бежать. В основном, люди уезжали на Северный Кавказ (Пятигорск, Ставрополь), а кто-то переселился в Самарканд и Душанбе. Из таджикских архивов известно, что тогда приехало 39 армян. В связи с Гражданской войной они временно покинули город, но позже 36 из них вернулись.
Почему контакты армян и таджиков настолько тесны, несмотря на географическую отдалённость? Почему люди всё равно вернулись в Душанбе? Потому что помимо исторических связей, то есть тесных армяно-иранских контактов, которые прослеживаются ещё со времен ахеменидов, есть ещё и нравственно-философский аспект. Это не столько схожий менталитет, но и схожее желание сохранить своё историко-культурное наследие.
На обложке — Душанбе. Источник