Быт горожан XIX-начала XX века в изображении армянских художников
Армяне прошлого предстают в нашем воображении одетыми в крестьянскую одежду, за пряжей или пахотой, танцующими кочари или собирающими виноград. Но не все армяне жили в деревне. Наши представления о жизни горожан больше ста лет назад практически стерты. Ни о жизни бедноты, ни о жизни состоятельных армян мы не имеем представления. Заглянем же в прошлое с сокровищами Национальной галереи Армении.
Большинство портретов, хранящихся в картинной галерее, попали в коллекцию из особняков состоятельных горожан. Часть прибыла из Москвы, часть — из Ростова-на-Дону и Тифлиса, большинство же — из национализированных частных домов Еревана. После советизации имущество «бывших буржуев» раздавалось бедноте, а семейные портреты отправлялись в музей. Некоторые семьи приносили портреты своих близких сами, понимая, что музей обеспечит им сохранность. Видимо, именно так сюда попали портреты четы Чибухчянов, Марии Ивановны и Павла Петровича, запечатленные Амаяком Арцатпаняном.
Мы видим даму в европейском платье и с модной прической: обратите внимание — она без тараза. Дамы просвещенные весьма гордились следованием европейской моде. Профессия врача была почетной, уважаемой и прибыльной: не каждый мог позволить себе заказать портрет. А вот пациенты доктора не всегда полностью полагались на его здания. На картине «У больного ребенка» мать читает свиток с молитвой над спящим малышом.
А вот дама не просто обеспеченная, а по-настоящему богатая. История не сохранила ее имени, в каталоге галереи картина записана как «Женский портрет». О состоятельности героини Вардгеса Суренянца мы можем судить по ее украшениям и платью, а также по предметам интерьера.
У армян всегда очень ценилось образование, в том числе и женское. Конечно, женщина должна была заниматься воспитанием детей, но считалось, что образованная мама сможет сделать это лучше. На картине Амаяка Акопяна «За фортепиано» мы видим молодую женщину перед инструментом. В маленькое пространство полотна вписано множество деталей. Мы видим покрытые обоями стены, фрагмент позолоченной рамы, скульптуру и мандолину.
Впрочем, досуг у горожанок был не всегда таким. На картине Арцатпаняна «У гадалки» состоятельные молодые женщины пришли к ворожее. Что привело их — любопытство или нерешаемые проблемы? Трудно сказать. Гадалка одета в черное — видимо, рассказы о будущем посетителей — способ выжить после смерти мужа.
А вот эскиз картины «Невеста». К сожалению, местонахождение самой картины неизвестно, как и то, была ли она вообще написана. Мы видим группу девушек, одевающих невесту, которая оплакивает расставание с родительским домом. Все одеты и причесаны по моде, в комнате современный интерьер и даже венские стулья, которые не все могли себе позволить. Все современно и актуально — на момент написания картины. И лишь девушка плачет, совсем как многие поколения до нее.
Впрочем, не всегда состоятельные люди одевались по моде. Многие далеко не бедные женщины носили тараз. Дольше всего эта привычка сохранялась в Тифлисе. На картине Арцатпаняна «У храма» мы видим одну из богатых дам, которая раздает милостыню нищим на выходе из храма.
Но в городе живут не только богачи. Вот девочка с кувшином. Кто она — прислуга или просто идет за водой? Впрочем, теплая накидка на ней, скорее всего, с барского плеча, да и кувшин медный. Возможно, она работает на кухне, помогает повару, а возможно, и молет кофе вот в такой кофемолке, как на картине Закара Закаряна. А может, она ходила за продуктами, например, в пекарню.
У бедных в те годы были свои развлечения, и одно из них — питейные заведения. Вот, например, сцена с кальянами, или портрет одинокого посетителя, задремавшего за рюмкой. Возможно, его усыпил старый волынщик, подавшийся в город на заработки. Он очень беден, одет в лохмотья. Наберет немного денег, и вернется в родное село — пока на пастбищах лежит снег, вполне можно попробовать счастья в городе.
Особенно интересны полотна, которые художники писали для себя, тренируя кисть на ближних. Рассматривая такие картины, мы узнаем, как жили люди среднего достатка. Вот, портреты отца и сестры художника Акопяна. По ним мы можем составить представление об интерьере и о роде занятий этих людей.
Особая тема — религия. Вот знаменитая картина Вардгеса Суренянца «Поклонение», на которой молодая девушка целует распятия на стене храма. На девушке дорогая одежда, а волосы распущены и не прикрыты платком. В те времена это было тревожным знаком. К тому же она не зашла внутрь, а вокруг нее колючий кустарник. Скорее всего, она переживает большое горе и просит помощи у бога, не желая разделять его с людьми.
Совсем другую сцену мы видим на полотне «Паломники». Здесь большое семейство отправилось к святыням. Молодые матери заняты своими детьми, женщины раскладывают еду, всех развлекает группа музыкантов.
А вот картина 1915 года — поджог армянской деревни. Женщины уходят с детьми, оглядываясь на свои полыхающие дома. Кого они оставили? Что ждет их впереди?
А что вы скажете об этих девочках с рисунка Суренянца? Маленькие крестьянки с письмом — от кого оно? Эти девочки беженки из Мокка. Художник зарисовывал жителей в лагере перемещенных лиц. Все эти люди жили в одно время, в конце XIX века или начале XX. Их жизнь была такой разной. И мы бы ничего о них не знали, если бы не художники. Девочки из Мокка держат в руках письмо. Хочется верить, что в нем добрые вести.
Нарине Эйрамджянц