Армянский сезаннизм и переосмысление образа родины в живописи

Армянский сезаннизм и переосмысление образа родины в живописи

Ерануи Аслазамян, Ара Бекарян, Мгер Абегян – что объединяет этих трех армянских художников XX века? Все они писали Армению. Однако родина с ее бурным темпераментом предстает по-особенному – в новой геометризированной форме. Какое влияние на творчество живописцев оказало скандальное объединение «Бубновый валет» и как им удалось переосмыслить традицию Поля Сезанна, рассказывает искусствовед Рузанна Лазарян.

Интересно наблюдать, как любое художественное направление влияет на разные народы. Это синтез новой идеологии и национального характера. Так и с последователями Поля Сезанна, все те художники, на которых его творчество оказало воздействие, отличаются своим миропониманием: это экспрессивный испанец Пабло Пикассо, русские бунтари Илья Машков и Петр Кончаловский, художник-эстет Анри Матисс и другие.

Поль Сезанн. Натюрморт с гипсовым Купидоном, 1895. Из коллекции Национального музея Швеции

Поль Сезанн. Натюрморт с гипсовым Купидоном, 1895. Из коллекции Национального музея Швеции

Сезаннизм – познание природы через геометрию

Влияние Сезанна на мир искусства просто неоспоримо. При этом его современники, в том числе лучший друг Эмиль Золя, даже не подозревали о грядущем всемирном успехе. При жизни художник не был понят элитой, а Академия вовсе не обращала на его работы внимания, считая легкий, непринужденный стиль живописца бунтарским; на выставках его работы критиковали так, что даже советовали беременным не смотреть на них, чтобы избежать негативного воздействия на малыша. Вот в такой атмосфере, где пока что сохранялся авторитет классицизма и с чем пытались бороться романтизм в лице Эжена Делакруа и реализм Гюстава Курбе, Поль Сезанн, словно отшельник, занимался серьезными размышлениями об искусстве.

Знаток произведений Иммануила Канта и Артура Шопенгауэра, Поль Сезанн смотрел на искусство и его цели через призму философии. Это – кантовская «вещь в себе», которую невозможно понять и к чему так стремится любопытный человеческий ум. Таким образом, сезанновская тяга к упрощению, геометризации говорит именно о стремлении к выявлению «вещи в себе». Если другие художники, в основном импрессионисты, отображали на своих полотнах внешнюю сторону вещей в виде хаотичных мазков и цветов, которые являются лишь «феноменами» объективного мира, то Сезанн уделял особое внимание внутренней непознаваемой стороне предметов, что в будущем привело к кубистическому расчленению и интерсубъективности.

Александр Осмеркин. Дама с лорнеткой, 1917. Из коллекции Государственного Русского музея

Александр Осмеркин. Дама с лорнеткой, 1917. Из коллекции Государственного Русского музея

Таким образом, несмотря на то что у Сезанна никогда не было учеников, после смерти он стал истинным наставником, вдохновителем многих творческих личностей. В России носителями его идей стали участники провокационного объединения «Бубновый валет». Эти художники выступали против литературных наслоений искусства, его нарративной стороны, ратуя за чистое понимание живописи, которая будет понятна народу. В России для представителей этого движения кроме сезанновской геометризации характерен сильный народный дух, который привлекателен именно в своей незамысловатости. В творчестве это проявляется в виде ярких, чистых цветов, обычных сюжетов и искренности.

Эстетизм в упрощенной форме – так коротко можно охарактеризовать работы «Бубнового валета. Как Сезанн когда-то был против импрессионистической поверхностности, так и русские сезаннисты были против местной реалистической и импрессионистической традиций. Чтоб доказать истинность этих доводов, стоит присмотреться к работе Машкова «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского», где художник представляет друга и себя не интеллигентами-мыслителями, как прежде виделся образ художника, а обычными людьми, который могут в том числе заниматься спортом, играть на скрипке и вообще иметь множество разных интересов, не будучи привилегированной частью общества. В левом верхнем углу можно разглядеть книги, которые уже четко указывают на интересы героев – «Сезанн», «Искусство, «Египет, Греция, Италия» и «Библия».

Илья Машков. Автопортрет и портрет Петра Кончаловского, 1910. Из коллекции Государственного Русского музея

Илья Машков. Автопортрет и портрет Петра Кончаловского, 1910. Из коллекции Государственного Русского музея

Армянские последователи традиции Сезанна

Интересна история возникновения сезаннизма в Армении. Помимо того, что многие художники были просто увлечены творчеством французского мастера, например молодое поколение армян во Франции, были и те, кто удостоился чести учиться у русского сезанниста Александра Осмеркина, который преподавал в Ленинградской Академии художеств. Его учениками стали такие личности, как Мгер Абегян, Ерануи Асламазян, Ара Бекарян и многие другие.

Мгер Абегян, Ерануи Асламазян, Ара Бекарян

Мгер Абегян, Ерануи Асламазян, Ара Бекарян

Мгер Абегян – тот художник, в чьих произведениях армянская история достигла своего конечного осмысления. Отцом Мгера был Манук Абегян – известный армянский филолог, что уже говорит о высокоинтеллектуальной атмосфере, в которой рос будущий художник. Мгер Абегян в своем творчестве синтезирует сарьяновскую эмпатию, любовь к природе, особенно к своей родине, и геометрическое понимание вещей, унаследованное от Александра Осмеркина. Художник отбрасывает все лишнее, что есть в объектах, оставляя лишь существенное, что по максимуму выражает суть вещи. В работах Абегяна продолжается сезанновская традиция: объекты представлены весомо, массивно, словно дышат здоровьем. На его полотнах любой кусочек природы – горные цепи, поля или спелые фрукты – выглядит монументально. Композиционная близость учителю особенно заметна в натюрмортах. Также невозможно не принять во внимание воздействие творчества Мартироса Сарьяна. Это безмерное любование своей родиной и попытка в максимально ограниченных формах передать все самое важное, существенное, что сидит в ее основе.  

Мгер Абегян. Вечер, 1964. Из коллекции Национальной галереи Армении

Мгер Абегян. Вечер, 1964. Из коллекции Национальной галереи Армении

Ерануи Асламазян, на год младше Мгера Абегяна, родилась в Карсе. В 1918 году, после передачи туркам Карской области после Первой мировой войны, семья переехала в Александраполь (Гюмри). Ерануи со своей сестрой Мариам еще с ранних лет увлекалась рисованием, а образованная семья ни в чем не ограничивала способных девушек и лишь поощряла их деятельность. Особенно мать Вардуи, которая видела в этом для своих детей шанс эмансипироваться и самоутвердиться в патриархальном обществе. Сестры сначала учились у таких выдающихся армянских мастеров, как Седрак Аракелян и Степан Агаджанян, а потом обе переехали в Россию и продолжили свое образование в Ленинградской академии художеств. Она и стала местом встречи Александра Осмеркина и Ерануи Асламазян, которая смогла синтезировать русский академизм с армянской декоративностью. В отличие от Абегяна, Асламазян, как женщина, уделяет огромное внимание эстетической стороне вещей: это богатые узоры, колоритность, которые присущи армянской культуре. И несмотря на сезанновскую конкретику, упрощенность, женская натура все равно стремится к изысканности и утонченности.

Ерануи Асламазян. Руины церкви Артавазик, 1955. Из коллекции галереи сестер Асламазян

Ерануи Асламазян. Руины церкви Артавазик, 1955. Из коллекции галереи сестер Асламазян

Ара Бекарян – самый младший из трех художников, родился в 1913 году в семье математика, получившего свое образование в Сорбонне. После Геноцида семья переезжала с места на место, что прерывало стабильное образование мальчика. Но в конце концов, в 1924 году Бекаряны находят свой дом в Советской Армении. Ара сначала учился у армянских мастеров, а потом – в Ленинградской академии художеств. После окончания академии в 1939 году живописец отправился на фронт, участвовал в Великой Отечественной войне. Основной темой творчества живописца становится деревня и ее непосредственная атмосфера. На его полотнах портреты условные: тут на первом месте не индивидуальность, а общий собирательный образ армянского народа. И для осуществления последнего сезанновское упрощение форм сыграло важную роль.

Ара Бекарян. Весна, 1956. Из коллекции Национальной галереи Армении

Ара Бекарян. Весна, 1956. Из коллекции Национальной галереи Армении

Таким образом, несмотря на западные течения и неоспоримую популярность Сезанна и его творчества, оно в разных культурах воспринималось совершенно по-разному. В случае Армении сезаннизм стал прекрасным способом для художников создать собирательный образ своей родины. Теплый климат и бурный темперамент армян способствовали не только раскрытию предмета в философском плане, но и его эмоциональному осмыслению, где любой образ не сводится к геометрическим формам, как говорил Сезанн, – в нем ощущалась пульсирующая жизнь, потому что каждый кусок природы носит в себе всю ее силу.

Искусствовед Рузанна Лазарян (Ереван) специально для Армянского музея Москвы

В оформлении обложки использована картина Ерануи Асламазян «В горах: на крыше» 1960 г. из коллекции галереи сестер Асламазян в Гюмри

Армянский сезаннизм и переосмысление образа родины в живописи