Столетие армянской керамики Иерусалима отметили презентацией книги
В Палестинском музее в городе Бирзейте, иерусалимском отеле American Colony, а также в Хайфе пройдут презентации книги армяно-американской исследовательницы Сато Мугалян «Празднество пепла: Жизнь и искусство Давида Оганесяна».
В своей книге исследовательница обращается к биографии своего деда Давида Оганесяна (1884-1953), который первым открыл в Иерусалиме мастерскую по изготовлению расписной керамики, ставшей визитной карточкой Старого города. Сато исследует работы, которые он делал для церквей, частных домов, работы, размещенные на стенах Старого города и многие другие.
Оганесян считается основателем армянского керамического дела в Иерусалиме. Это ремесло он привез из османской Кютахьи, где в 1907 году открыл одну из трех городских мастерских по изготовлению керамики. В Кютахье он украшал здания, величественные михрабы мечетей, занимался обновлением керамического убранства крупных мечетей, гробниц и дворцов. Заказы он выполнял также в Каире, Константинополе, Бурсе, Дамаске, Конье и Мекке. Оганесян был признанным мастером реставрации старинных интерьеров, его работы вывозились во Францию и Англию, а в 1910 году мастер завоевал золотую медаль торговой выставки в Бурсе.
Знаковым заказом в карьере Оганесяна стало украшение интерьеров дома члена Британского парламента Марка Сайкса в Йоркшире. Эту работу он выполнил между 1911 и 1913 годами. Гости Сайкса, дипломаты и члены правительства, восхищались выполненной армянским мастером керамической плиткой.
В период Геноцида армян Оганесян вместе с семьей был депортирован в Алеппо, где провел три года. В конце 1918 года он снова встретился с Сайксом, который представил Оганесяна военному губернатору Иерусалима Роберту Сторззу. Британская администрация пригласила армянского мастера, чтобы он в качестве консультанта поучаствовал в реставрации Купола Скалы. Так Оганесян оказался в Иерусалиме сто лет назад.
За 30 лет в Иерусалиме (1918-1948) Оганесян открыл свою мастерскую на Виа Долороза в Старом городе, воспитал учеников (среди которых были сироты), украсил множество построек. Его изделия продавались по всему миру, экспонировались на всемирных выставках. Работы Оганесяна по-прежнему можно увидеть в Американской колонии, в церкви святого Андрея, в монастыре Всеспасителя, в Археологическом музее Рокфеллера, в Британском и зарубежном библейском обществе, в частных домах и т.п. Кроме Иерусалима, творения мастера сохранились в других городах Ближнего Востока, в Европе и в США.
Оганесян — один из последних мастеров, кто до 1940-х годов поддерживал традиционную технику производства расписной керамики.
Источник: armenianweekly.com