Керамические яйца из Кютахьи: шедевры армянских гончаров XVI-XX веков
Расположенная в 300 километрах к юго-востоку от Константинополя, Кютахья, основанная еще античными греками более двух тысячелетий назад, стала важнейшим мультикультурным центром керамического производства в Османской империи, по масштабам лишь немного уступая Изнику. Кютахийская школа керамики, прославившаяся во всей Евразии, процветала с XVI по XX век: почва в этом регионе богата кремнистой глиной, поэтому у армянских, турецких и греческих мастеров была возможность совершенствоваться в искусстве глазурованной керамики.
В основном армянские гончары создавали архитектурную плитку – изразцы – и различные предметы утвари: кофейные чашки, блюдца, вазы, чернильницы, кувшины, чайники и многое-многое другое. Мастера на протяжении веков внедряли традицию национального декоративного стиля с его причудливыми красочными фигурами и религиозными сюжетами – эти изделия создавались как для домашнего пользования, так и для культурных сооружений. Таким образом, христианская символика и изображения армянских святых указывают, что большинство мастеров-керамистов в Кютахье были армянами, издавна жившими в этом городе.
Декорирование варьировалось от цветочных и геометрических узоров, орнаментов и сцен с животными и людьми до сюжетов из Ветхого и Нового Заветов. Сотни из них содержат надписи или монограммы на армянском языке. К XVII веку характерный белый декор с кобальтовой синей краской обогатился желтым, зеленым и красным цветами, которые получали из болюса – армянской цветной глины. Гончары расписывали чаши, курильницы, подвесные светильники и украшения, кувшины, изразцы, причем не только для армянских и греческих церквей, но и османских мечетей.
Отдельно стоит выделить подвесные украшения сферической, или яйцеобразной формы, которые среди армянских мастеров Кютахьи пользовались особой популярностью. Изделия были разных размеров и на некоторых из них сохранились имя дарителя и предназначение, например, что сферы были пожертвованы Иерусалимской церкви армянскими паломниками. Как правило, на подвесках были изображены зеленые и желтые шестикрылые серафимы. На одной из сфер этот орнамент был дополнен сценой с неожиданной композицией: сидящая на троне Дева Мария держит младенца Христа в правой руке.
Эти керамические украшения с двух сторон имели отверстия и с помощью цепей крепились к лампадам, висевшим в церквях. Помимо эстетической, у них была и практическая цель: сферы не позволяли мышам красть масло из светильников. Возможно, они также являлись символами плодородия или Воскресения Господня. Такие лампады можно увидеть и сейчас, например, в Соборе Святого Иакова в Иерусалиме и Храме Гроба Господня.
Подобные керамические яйца также использовались и в мечетях. Однако в отличие от армянских, они не были украшены росписями. Изделия просто покрывали белым, желтым, синим или бирюзовым.
Сферические украшения с изображением серафимов не только подвешивали, но и помещали на специальные подставки. Серафимы – ангелы-хранители из Ветхого Завета, встречающиеся в украшении армянской церковной утвари, – часто изображались в сочетании с Иерусалимскими крестами. Яйца создавались армянскими мастерами как цельными, так и в виде двух половинок, соединенных вместе. Встречались также цветочные орнаменты и армянские национальные сюжеты, не имеющие к религии никакого отношения.
Армянское керамическое искусство Кютахьи отличается особым художественным своеобразием. Производство процветало более четырех столетий, и теперь изделия мастеров хранятся в частных коллекциях и музеях по всему миру. Во время Геноцида армян мастера были депортированы из города, и с 1919 года для некоторых из них домом стал Иерусалим. Армянские гончары и по сей день создают разноцветную керамику, сочетая современный стиль с кютахской традицией.
Источник: Yerevan Biennial Art Foundation, artsandculture.google.com
В оформлении обложки использовано фото керамических яиц XIX века из коллекции Этнографического музея Армении «Сардарапат»